search
main
0

Педагогика свободной творческой личности: к 150‑летию со дня рождения Николая Александровича Бердяева

Николай Александрович Бердяев (1874‑­1948) – выдающийся русский мыслитель, гениальный философ и социолог, талантливый писатель и яркий публицист, оригинальный теоретик воспитания.

Путь к философии

Николай Александрович родился 6 (18) марта 1874 года и принадлежал к дворянской семье Бердяевых, известной своими славными традициями военной службы России.

Отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев, сын генерал-лейтенанта М.Н.Бердяева, был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка.

Мать, Алина Сергеевна, урожденная княжна Кудашева, происходила из аристократического рода – была внучкой графини Виктории Потоцкой и графа Антония Людвига Октавия Шуазель-Гуфье.

Первоначальное воспитание Николай получил дома, затем обучался в Киевском кадетском корпусе. Для юноши всегда высшей ценностью была свобода, поэтому, когда в шестом классе у него появилось стремление к науке, он решил уйти из корпуса и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. Сначала он обучался на естественном факультете Киевского университета, через год перевелся на юридический.

Убежденный идеалист

К этому времени относится увлечение юноши марксизмом, Николай Александрович вступил в революционный студенческий кружок и киевский Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Это было своеобразным внутренним разрывом Бердяева с аристократическим окружением, проявлением его бунта против несвободы внешнего мира. В 1897 году за участие в студенческих беспорядках он был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду.

Однако марксизм не отвечал идейным чаяниям Бердяева. В 1901 году вышла его программная статья «Борьба за идеализм», он стал одним из лидеров движения, критиковавшего марксистскую и социалистическую интеллигенцию.

Огромное впечатление на молодого философа произвело знакомство с Сергеем Николаевичем Булгаковым, повлиявшее на его религиозные настроения. Бердяев воспитывался в семье, далекой от веры, он начал свое знакомство с христианским мировоззрением и религией именно в этот период, в начале ХХ века. В 1904 году Бердяев и Булгаков переехали в Петербург и вошли в редакцию религиозно-общественного журнала «Новый путь».

Революционная Россия

Революции 1917 года Бердяев пережил как сверхзначимые события личной жизни. Февральскую революцию он встретил с надеждой. Был членом Временного совета Российской Республики («предпарламента») от общественных деятелей.

Октябрьская революция стала поводом к тяжким раздумьям Николая Александровича по поводу будущей судьбы России. Бердяев не считал революции случайным явлением, он полагал неизбежным для России опыт большевизма. Но, видя происходившее, он все же уповал на социальные преобразования, которые будут результатом духовного возрождения народа.

В первые послереволюционные годы Н.А.Бердяев вел активную творческую жизнь. В 1918 году он стал вице-председателем Всероссийского союза писателей. Хотя философ относился непримиримо к советской власти и не хотел с ней иметь ничего общего, он оставался жить в своей квартире с фамильной мебелью, портретами предков на стенах – генералов в лентах, звездах, с георгиевскими крестами. Ему были выданы охранные грамоты на кабинет и библиотеку, которые оставались нетронутыми, что имело для мыслителя огромное значение.

У себя на квартире Бердяев в 1919‑1922 годах организовал Вольную академию духовной культуры, где по вторникам читали лекции выдающиеся ученые и литераторы. Это был в то время единственный немарксистский идейный центр, в котором «мысль протекала свободно и ставились проблемы, стоявшие на высоте качественной культуры». Обратим внимание, что, где бы ни находился Николай Александрович, он всегда создавал вокруг себя такой круг свободного интеллектуального творчества.

До вынужденной эмиграции Бердяев написал несколько книг, из которых впоследствии особенно ценил труды «Смысл творчества» и «Смысл истории». В 1920 году ученый получил звание профессора за чтение курсов лекций в Московском университете о Достоевском и по философии истории.

«Мы не в изгнании – мы в послании»

После принудительного отъезда 29 сентября 1922 года на печально знаменитом «философском пароходе» (вынужденную эмиграцию философ воспринял как личное несчастье) Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с ведущими немецкими философами-идеалистами. Здесь мыслитель создал и возглавил Религиозно-философскую академию, преподавал в Русском национальном институте.

В 1924 году Николай Александрович  переехал в Париж. Он получил наследство и стал владельцем павильона с садом в Кламаре под Парижем, благодаря чему жил до самой смерти в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться.

В Кламаре с 1928 года устраивались регулярные воскресные собеседования с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов, где «можно было говорить обо всем, высказывать мнения самые противоположные». Среди постоянных гостей можно было встретить философов Л.Шестова и Г.Федотова, религиозных мыслителей отца С.Булгакова, И.Бунакова-Фондаминского, мать Марию (Скобцову) и других известных представителей русской эмиграции во Франции.

В 1930‑е годы Н.А.Бердяев профессор Русской религиозно-философской академии в Париже и председатель Русского академического союза. Николай Александрович принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения, являлся одним из его главных идеологов.

Философ руководил известным религиозно-философским издательством «ИМКА-Пресс» и активно занимался публицистикой. Он много печатался и стал известен в Европе благодаря своим многочисленным статьям в прессе. Был редактором журнала религиозно-философской мысли «Путь», ставшего философским центром русской эмиграции, действенно участвовал в европейском философском процессе.

Важной своей миссией Николай Александрович считал ознакомление Западной Европы с русской культурой. В течение всей жизни на Западе он много усилий приложил к тому, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, соприкосновения между русской философско-культурной традицией и западноевропейским обществом, несмотря на все их различия. Он пытался достичь этого, читая лекции и издавая книги, организовывая межконфессиональные диспуты и конференции.

В 1946 году Николай Александрович снова обрел советское гражданство. В 1947 году был удостоен степени доктора богословия. Среди опубликованных в эмиграции книг выделим такие, как «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951).

В 1942‑1948 годах ученый был семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил ее.

Незадолго до смерти Бердяев в своем излюбленном жанре саморефлексии представил эпическую картину своей жизни: «Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть.

Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее.

Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения.

Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

…Творил мыслитель до последнего дня жизни, умер 24 марта 1948 года за письменным столом в своем рабочем кабинете от инфаркта. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел. Похоронен Николай Александрович Бердяев в Кламаре, на городском кладбище Буа-Тардье.

Воспитание свободной творческой личности

Главные педагогические темы H.A.Бердяева тесно переплелись с антропологией, психологией, культурологией и историей просвещения. Педагогическая проблематика раскрывается ученым в идеале свободной и творческой личности, «русской идее» как целях общей теории образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Мыслитель был убежден, что педагогическое творчество как «создание нового, небывшего» невозможно без изучения и освоения, развития и обогащения уже «бывшего», то есть традиции. Если она отвергается, то новые поколения будут обречены, образно говоря, «снова и снова изобретать колесо».

Смысл воспитания и обучения Николай Бердяев рассматривал с антропологической точки зрения и подчеркивал целостность человеческой личности. Философ, воспринимая человека как «точку пересечения двух миров – божественного и органического», был убежден, что в воспитании следует исходить из человека – «микрокосма», который нуждается в «посвящении в тайну о самом себе, спасении в творчестве».

Творчество – это «духовное делание человека», обеспечивающее его развитие и совершенствование. Личность, по Бердяеву, – творческое свободное существо, стремящееся к совершенству через творчество. Воспитательный процесс – это самосозидание и самопознание личностью своего внутреннего мира в ходе свободной творческой деятельности.

Вместе с тем философ отстаивал ценности свободы, добра, нравственности, творчества личности, ценность знания как результата эмпирического, рационального, интуитивного познания, значимость религиозного сознания, определяющего ценность человека в его единстве с Богом.

Превратности свободы

Большую педагогическую значимость представляют суждения Н.А.Бердяева о диалектике свободы, выявляющей ее негативные последствия, которые необходимо учитывать в воспитании личности. Свобода благодатна, творчески созидательна, когда используется личностью для сотворения добра, моральных ценностей, и деструктивна, разрушительна, трагична, когда ее последствием становится зло, материализующееся в антигуманности, антисоциальности и аморальности.

Выход философ видел в воспитании творческой личности, способной вести борьбу за чистоту нравственной совести и нравственной мысли. Нравственное достоинство человека и его нравственная свобода определяются совсем не целью, которой он подчиняет свою жизнь, а источником, из которого вытекают его нравственная жизнь и деятельность в мире, отмечал мыслитель.

Образовательный идеал – аристократ духа

Становление личности для H.A.Бер­дяева – это путь подлинного образования. Важный личностный компонент, имеющий духовное определение, связывается с характером человека, становление которого обусловливает активное применение средств духовно-нравственного воспитания.

Образовательный идеал философа – это целостный образ личности-творца, аристократа духа, борца за свободу, имеющий глубокий религиозный смысл. Такое качество личности, как аристократизм, также обладает духовным содержанием, задает качественный ценз, позволяет трактовать его философию образования как «элитопедагогику».

Духовно-нравственное воспитание личности

Мыслитель был убежден, что образовательный импульс сопровождает человека всю жизнь, он поддерживается и потребностями человека, и его ценностными ориентациями.

Бердяев полагал, что творческое становление личности является прежде всего ее духовным становлением. В дополнение к православной трактовке, видящей цель образования в спасении души, философ настаивал на ее творческом преображении, отдавая приоритет именно творчеству, а не спасению. И здесь важен не столько опыт, накопленный человеческим обществом, сколько личный свободный поиск истины.

Оригинально и значимо понимание философом духовности и духовного возрастания. Он видел в духовности не просто религиозность, но атрибут человеческого общения, социальную константу, которая выражает ответственность человека за все происходящее вокруг него.

Н.А.Бердяев считал, что духовность нужно понимать шире, чем ее обыкновенно трактуют, что «радость солнечного света есть духовная радость». Своеобразие личности, качественное содержание ее творческого потенциала, направленность его реализации – на созидание или разрушение, добро или зло, любовь или ненависть – зависят от характера духовности личности.

В этом ракурсе и происходит становление личности «как целостного образа человека, в котором духовное начало овладевает всеми душевными и телесными силами».

«Русская идея» в воспитании

Патриотическое воспитание в контексте философско-образовательной мысли Николая Александровича Бердяева является, по сути, воспитанием духовно-нравственным, а «русская идея» – концепцией этической и педагогической.

Патриотическое воспитание фактически выступает как воспитание духовно-нравственное, то есть патриотизм для H.A.Бердяева во многом тождествен нравственному поведению личности, выполнению морального долга перед собой и Богом.

Православная трактовка цели образования как восстановления образа Божия в человеке дополняется у H.A.Бердяева творческим смыслом свободного ответа человека на призыв Бога к сотворчеству мира на пути исполнения своего призвания, связанного с реализацией индивидуального таланта и соборного общения личностей.

Реализация идеала подлинного образования невозможна только на пути индивидуального восхождения и самотворчества и потому предполагает соборное единение человечества как семьи народов, каждый из которых обладает своим неповторимым лицом.

Этика играет ключевую роль в понимании национального призвания народа России, выраженного в «русской идее», имеющей универсальное, общечеловеческое значение и выходящей из сугубо национальных и конфессиональных рамок.

«Русская идея» – это особая роль, выпавшая на долю российского народа в деле образования человечества. Роль эта (согласно H.A.Бердяеву) объединяет все человечество, но еще необходимо пройти путь преодоления пороков нравственного сознания, воспитать себя до осознания своей миссии, зачатки которого живут в каждом из дочерей и сынов великой России. В основе самой идеи подлинного патриотизма находится честность, правдивость перед собой.

H.A.Бердяев рассуждал об этико-педагогических вопросах, актуальных именно для нашего общества, особенно для нашего времени, но пути решения видел вечные, универсальные, единые для всего человечества.

Этико-педагогический контекст «русской идеи» Бердяева можно рассматривать в качестве философско-образовательного фундамента для современного патриотического воспитания. Проблема духовности и нравственности каждого человека в отдельности и всего общества в целом – это главная проблема страны, главная задача педагогики.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте