Для каждого человека важно самореализоваться не только профессионально, но и личностно. На протяжении всех 100 лет своего существования «Учительская газета» не только создавала возможности для обсуждения теоретических и научных аспектов учительского труда, но и способствовала раскрытию творческого потенциала, формировала культурную среду общения. Долгие годы мы публиковали методические разработки, аналитические материалы Андрея Наумовича Иоффе, а также знакомили читателей с результатами его научных исследований, которые имели практико-ориентированный характер. Но в последнее время обнаружилась еще одна грань его таланта – как автора педагогических сказок.
За последний год мы опубликовали 12 его сказок (вместе с размещенными в этом номере). Одна из них посвящалась нашему вековому юбилею, большинство из них названиями и содержательно перекликались с классическими произведениями художественной литературы, внося свой вклад в расширение кругозора педагогов. Прекрасное и романтическое произведение Александра Грина «Бегущая по волнам» в сказочном видении превратилось в историю о знаках препинания «Бегущие по строкам». Они спорили о своей важности, а как это происходило и чем закончилось, можно прочитать на страницах нашего издания. «Корона без головы: от коронования до выгорания» не только по заголовку напоминает нам о знаменитой книге Майн Рида «Всадник без головы», но и пытается ответить на вопросы о самомнении, испытании славой, выгорании. Кто не мечтал о победах, медалях и коронах в своей жизни?! И для скольких людей эти испытания оказались непосильными, ломали судьбу и останавливали в развитии! Герберт Уэллс написал «Человека-невидимку», а вот сказка «Звонок-невидимка: для учителя и не только» напоминает, что перемены и отдых не менее важны, чем уроки и дополнительные занятия. И не только для детей. Конечно, автор имел опыт работы в школе, поэтому большинство сказок о начальном или среднем образовании. Но в этом номере появляется и дошкольный сюжет «Коля Колобков», связанный с известной каждому с детских лет сказкой.
Автор надеется, что и другие педагоги напишут свои интересные и волшебные художественные истории. А «Учительская газета» всегда готова поддержать творческие замыслы, что мы и делали на протяжении своей истории.
Парный проект: пожары и заморозки образовательной реальности
Сюжет предлагаемой сказки связан с проектной деятельностью, которая в современных российских школах стала отдельным направлением. Правда, здесь проект делается в паре. В данном случае сыграло роль личное воспоминание о том, что еще в советской школе существовала такая практика, когда к успевающему ученику «прикреплялся» отстающий. Они вместе делали домашние задания, а отличник нес определенную ответственность за своего подопечного. Конечно, надо было уметь взаимодействовать и принимать особенности друг друга. Не всегда это получалось мирно и спокойно. Тогда об эмоциональном интеллекте никто не слышал и не говорил, но управление своими эмоциями и реакциями отрабатывалось на практике.
Сегодня модно говорить о том, что ученики должны пылать, их глаза – гореть, а сердца – излучать жар. При этом, как я считаю, в ряде ситуаций нужны и определенная холодность, расчет, здравый рассудок. Как всегда, необходим баланс. У каждого он будет свой. Но можно найти его и во взаимодействии, научить друг друга чему-то необычному. Лучше, если такой опыт придет в детстве, но никогда не поздно его получить. Так что и педагоги могут общаться даже при несовпадении темпераментов, были бы желание и терпение. Может быть, и еще какие-то смыслы можно найти в сказке, это уже на усмотрение читателя.
«Здесь всегда так прохладно?» – спросил Амброджо. «Здесь не бывает ни мороза, ни жары, которые суть проявление крайностей, – ответил монах. – Вечность умиротворена, и ей свойственна прохлада». (Е.Г. Водолазкин «Лавр»)
«Я его знаю. Он мне не нравится. Холодный человек, только голова, нет сердца», «Часто от экстатического исступления до греховного один шаг». (У. Эко «Имя розы»)
«Едва вступив в права владения, страсти сразу становятся могущественнее, чем их предполагаемый правитель – разум, и не позволят ни потеснить себя, ни умалить». (Л.А. Сенека «О гневе», книга I. 1.1)
Ни пером описать, ни на компьютере набрать чудеса, которые происходили в одной образовательной организации. Там дети делали проекты. «И что же тут чудесного?» – спросите вы. А делали они их по парам. Да вроде бы тоже ничего необычного. Об этом и пойдет речь дальше, а вы сами и решите, достоин ли сюжет называться сказочным или это просто сплошная банальщина и небывальщина. Так вот, заметили, что обычно сам ребенок объединялся с удобным ему одноклассником, и они делали проекты. Сразу можно было предположить, у кого получится, а кто только промучится, проглючится (не все словари такое слово знают, но есть подозрение, что читатель сообразит), да и отчебучит хоть что-то на потеху остальным. И тогда решено было педагогами эксперимент провести. Пары не по желанию создавались, а по алфавиту, чтобы ребята взаимодействовали с теми, с кем не всегда общаются. Одна пара получилась особенно убойной. Отличник-тихоня Саша Батонов и двоечник-хулиган Миша Бутонов должны были работать вместе над проектом.
Так уж сложилось, что хоть и учились ребята в одном классе, но пути их были скорее параллельными, не пересекающимися. Поэтому первое деловое общение было непростым. Саша Батонов – образец хладнокровности и рассудительности, а Миша Бутонов – его противоположность, воплощение порывистости и горячности. Лед и пламень сошлись – все по классике. Но пришлось им все-таки пойти вместе дорогой общего проекта, а куда тут деваться – Миша и Саша, пусть и по разным причинам, хотели продолжать учиться в этой школе. Конечно, мы их стереотипно назвали тихоней и хулиганом, потому что в душе двоечника вполне может прятаться где-то в тени романтизм, а в тихих омутах сердца отличника скрываться буря страстей и водоворот эмоций.
Первую встречу по проекту решили провести дома у Саши Батонова. В его комнате вещи были аккуратно разложены по местам, поддерживались строгий порядок и дисциплина. Даже Миша Бутонов со своим необузданным нравом как-то присмирел и стал слушаться товарища по несчастью (извините, оговорочка вышла, по проекту, конечно). Идеи для темы проекта в головы не приходили. Тогда решили погуглить, ну куда же теперь без этого, Интернет всем в помощь! Но что-то пошло не так. То ли не туда попали сами, то ли что-то не оттуда свалилось на их головы. Вылез какой-то Чудонет, который предложил им помаглить, а в помощники отрядил джинна. Джинн был необычный – с четырьмя правыми и четырьмя левыми руками, с какой-то жиденькой бородой. Узнав о необходимости вместе работать над проектом, предложил называть его коротко и просто – Проектыч. А тут еще и стены растаяли у комнаты. Подул ледяной ветер, повалил густой снег.
Саша и Миша оказались на промерзшей дороге в сопровождении Проектыча. Вокруг мелькали какие-то существа с белой, как снег, шерстью и синими волосами. Джинн пояснил, что это хладки – такие опасные духи, которые заговаривают спутникам зубы, обволакивают туманом, опутывают дрожью и тащат в ледяные грезы. Только предупредил Проектыч, как захороводили хладки, закружили Батонову и Бутонову головы, стали увлекать в свои льдистые чертоги. Залепили уши снегом, а рот забили сосульками, так что все призывы и предостережения джинна-помощника не были услышаны, остались без ответа. Глаза ребят остекленели, губы заледенели, лбы заиндевели, щеки побелели, уши скукожились и завернулись в трубочки. Хладки уже потирали руки, предчувствуя легкую добычу и пир на весь мир.
Тут и их хозяин показался в дали. На Сашу и Мишу надвигался айсберг, который тащили замороженные зомби, а на вершине сидел Гора со снежной шапкой. А хладки уже и цепи достали, льдом их облицевали, инеем посыпали. Вечная и бесконечная мерзлота сковывала движения и мысли. В воздухе на фоне прекрасного и загадочного полярного сияния витало заклинание: «Не надо думать, есть готовые формулы и правильные ответы, только выучи их, будут тебе счастье и твердость гранита под ногами, уверенность в завтрашнем дне и отказ от мучительных сомнений, легкость выбора и отсутствие сожалений!» Искрились слова в морозном воздухе, призывали быть спокойными и равнодушными, заморозить покрепче свои эмоции, да и положить их в морозильник, пусть там хранятся подольше.
Но не зря Проектыча послали на помощь ребятам. Вырвал он волос из своей жидкой бороды, пробормотал три раза заклинание «чух-ух-чу». С правой и левой стороны по одной руке у него при этом растаяли (такой была его плата за волшебные способности – за все в жизни чем-то приходится платить, просто не все это замечают). Но зато и заморозки получили сильный удар. Холод превратился в легкую и освежающую прохладу, побежали весенние ручейки, зазвенела капель от растаявших сосулек. Выглянуло ласковое и нежаркое солнышко. Айсберг стал подтаивать на глазах, так что Гора быстро развернул своих замороженных зомби, пока те не рассыпались в пыль окончательно. А за ними гурьбой потянулись и хладки.
Саша Батонов со своими холодной рассудительностью и рациональной мощью вдруг осознал, что в мире есть не только логичное, обоснованное, закономерное, алгоритмическое, последовательное и всякое такое. А еще существует неожиданное, таинственное, загадочное, непознанное, в общем, неопределенное. Солнечное тепло что-то растопило в душе Саши. Но тут связь с Чудонетом оборвалась по неизвестным причинам. Восстановились стены, исчез джинн Проектыч, а ошеломленные ребята оказались в обычной комнате в квартире обычного многоэтажного дома. В этот день они так и не продвинулись с проектом. Тема оставалась непонятной, а времени на обсуждение в этот день не осталось – все-таки не только проектами живут ученики. Так что решили собраться в следующий раз через день, но теперь уже у Миши Бутонова дома, чтобы не попасть в морозильную камеру.
На следующий день в школе все шло своим обычным чередом. Саша Батонов ковал пятерки, грамоты, боролся за первые места в многочисленных и разнообразных рейтингах, готовил победы на конкурсах и олимпиадах. Миша Бутонов срывал уроки, мешал учителям, пополнял коллекцию единиц и двоек, собирал неуды, копил синяки и шишки, замечания и проработки, промахи и ошибки. Но срок встречи по проекту неумолимо приближался. Опять параллельные прямые пересеклись в одной точке – на этот раз в комнате Миши Бутонова. Она была полной противоположностью места обитания Саши Батонова. Вещи находились в самых необычных местах, периодически возникали под ногами и руками, валились с полок и бугрились кучками на полу. Строгости не было ни в их расположении, ни во внешнем виде, яркая раскраска и попугаистые тона превратили пространство в какой-то фантасмагорический мир экзотики.
Хорошо, что компьютер у Бутонова все-таки был. А куда теперь без него, без сетей и поисковиков? Не сразу, но нашелся под грудой книг вперемешку с рубашками. Откопали и установили на столе. Повторение, как говорится, мать учения. Вот ребята и решили опять сделать запрос о возможных темах учебных проектов. Ведь за повседневными делами им так опять ничего и не пришло в голову. А вот про повторение сказано не случайно. Опять растаяли стены, возник на экране Чудонет, появился старый знакомый джинн Проектыч (теперь уже с тремя руками с каждой стороны). Но не все повторилось один в один. Так было бы и неинтересно.
Теперь дорога пролегала через выжженную солнцем пустыню. В песке копошились оранжевые человечки с горящими волосами. Проектыч пояснил, что это жарки (только просьба не путать их с одноименными цветами в тайге, хотя ощущение чего-то пламенеющего и оранжевый цвет их точно объединяли). Воздух обжигал, будто рядом стояла раскаленная печь. Огонь стоял в глазах, в душе, в сердце, подпаливал волосы и запекал кожу. А тут еще и Жар-птица на горизонте появилась. Летела-пылала, разбрызгивала искры, пускала горючие и горящие стрелы, дышала изнуряющим зноем. Сопровождали ее буйные звуки и взбесившиеся формулы. От искр возникали образовательные пожары. За ее спиной расстилалась черная пепельная полоса выгоревшего пространства, черно-красной рекой текла лава. Поняли ребята, что сейчас их подожгут, поджарят, запекут до угольков, да и развеют ветром Суховеем. Порывистый и нестабильный Суховей сбивал с ног, истерил и выплескивал эмоции. А в раскаленном воздухе расплывался горящий лозунг: «Берите знания с пылу с жару, хватайте все, что попадается, не раздумывайте долго, а то остынут и станут невкусными. Не дайте себе замерзнуть, горите синим и любым другим пламенем!» Даже хладнокровный Батонов так разволновался, что сначала прочитал о знаниях «с полу с жиру», немало этому удивившись. Витал вокруг острый запах истерики и конфликта, разборок и склок, провокаций и неуправляемых эмоций. Разливалось вокруг вечное стремление посоперничать, поругаться, поспорить, выяснить отношения.
Проектыч без лишних размышлений начал бормотать под нос свое «чух-ух-чу» и вырвал из редеющей бороды еще один волос, который тут же вспыхнул в раскаленном воздухе. Неожиданно на небе появилась огромная туча, пошел проливной, но освежающий дождь. Это стоило джинну еще по одной растаявшей с каждой стороны руке. Кто попадал в знойный день в такой ливень, тот должен помнить несказанное удовольствие избавления от тяжелого бремени (а зной точно не легкая ноша, хоть и не взвесишь его на весах). Эмоциональный и горячий Бутонов вдруг осознал счастье прохлады и передышки от жары. Но по инерции бросился отнимать у Батонова зонтик (запаслив оказался Саша, умел предвидеть разные случаи в жизни, так что не случайно был отличником). Стычка казалась неизбежной, а крах будущего (и даже еще не успевшего зародиться) проекта очевидным. Но мудрый Проектыч опять вмешался со своим «чух-ух-чу» и обрядил Бутонова в плащ, чтобы зонтик не мешал ему привычно размахивать руками, прыгать и бегать, измерять лужи и подставлять ладони под струи воды. Все-таки от природы никуда не убежишь, надо ее учитывать и использовать. Остался джинн с двумя руками, как у всех обычных людей.
Тут снова вернулись ребята в реальность. Новыми глазами посмотрели они друг на друга. Стали понимать, что крайности холодности и горения имеют свои неприятные последствия. А как же быть с темой проекта? Она так и не была сформулирована. Оба посмотрели умоляюще на Проектыча. Вздохнул джинн, но ничего тут не поделаешь. Выдрал последний волосок из бывшей уже бороды, пробормотал традиционное «чух-ух-чу» три раза и обратился к Саше и Мише с речью (очертания джинна постепенно расплывались, исчезали отдельные части тела, но голова оставалась, так что говорить еще мог): «Последнее желание потрачено, так что дальше придется действовать своими силами без моей помощи. Но тему подскажу. Подумайте над тем, как менялись ваши отношения, такие разные и противоположные мальчики стали больше понимать друг друга, по-другому и на себя взглянули. Может быть, разработаете проект о том, как ученикам с разным темпераментом управлять эмоциями, чтобы взаимодействовать между собой? Это тема и направление, а название может быть таким…»
Тут и лицо Проектыча расплылось в воздухе, последние слова улетели куда-то в небо, так и не достигнув ушей ребят. Но Саша и Миша теперь уже не испугались предстоящих трудностей. Сели вместе и спокойно обсудили, почитали книги, посоветовались со взрослыми и друзьями. И название сами придумали: «Эмоциональный интеллект: искусство управлять своим поведением и жить вместе». А насколько эта тема важна и нужна, судить не нам и не здесь. Лед и пламя не обязательно должны сталкиваться, гасить и испарять друг друга, конфликтовать, подавлять, шипеть и искрить. Ведь можно не только параллельно сосуществовать, но и дополнять один другого. Вокруг нас столько разных людей, которым приходится учитывать особенности окружающих. И образование тут скорее правило, чем исключение. Пусть эмоции не мешают нам жить, учиться и работать вместе, доброжелательно, эффективно, радостно и конструктивно. Наверное, хотя бы раз в жизни каждый срывался, истерил, сыпал искрами гнева. Тут главное – не довести до пожара, никого и ничего не сжечь.
А еще несколько слов надо сказать про Чудонет. Чудо в нашей жизни все-таки есть, только не стоит его ждать откуда-то извне. Оно таится в каждом из нас. Надо только научиться управлять своими действиями, эмоциями, мыслями, но при этом оставлять место для импровизации, озарения, спонтанности. Есть ли необучаемые люди? Их мало, но есть – упертые в нежелании размышлять об ошибках и меняться в будущем, стремящиеся все промахи забыть и начать потом с чистого листа. Обучение нельзя превратить в облучение, когда насильно проникаешь в человека и заставляешь его становиться другим. Причем не важно, как это делать – через железную дисциплину и холодность порядка или же через пламенные эмоции и бурное кипение хаоса. И то и другое способно обжечь душу. Между царствами огня и льда проходят пограничные территории ласкающей теплоты и живительной прохлады. Может быть, где-то там живет чудо? А кто же знает!
Коля Колобков: сказка для взрослых и детей
Предлагаемая сказка одновременно обычна и необычна. В России практически каждый читал и знает сказку «Колобок» – по популярности и известности с ней может только «Курочка Ряба» сравниться. С раннего детства знает сюжет. Поэтому сегодня педагогическая сказка по известному мотиву связана с дошкольным образованием. Эта территория непростая для автора, неизведанная, со многими загадками. Написана она как для взрослых, так и для детей, как для педагогов, так и для родителей. Ну а кому в итоге подойдет, жизнь покажет и рассудит. Эта сказка не только о подстерегающих нас внешних опасностях, но и об отношениях друг с другом, которые начинают создаваться и/или нарушаться в семье. В завершение Года семьи в России всем надо понять, что забота друг о друге не труд и трата времени, не рутина и постоянные расходы, а счастье нашей жизни, которое и заключается в том, чтобы быть частью чего-то большого, важного и красивого, согреваемого любовью.
Коля Колобков служил в детском саду. Не в простом саду, а волшебном. Служил – это он сам так говорил, потому что каждое утро собирался на работу, а вечером возвращался «со службы» то усталый, то полный сил, то веселый, то грустный. В общем, как и в обычном детском саду дети себя чувствуют. Родители его имели профессию чародеев, ходили в свой загадочный лес колдовать, мир к лучшему менять, доброту сохранять. Коля немного об этом знал, потому что часто говорили, что мал еще, не поймет взрослых дел и разговоров. Это, конечно, обижало. Ничего, вырастет, докажет и покажет, как его недооценивали.
И вот однажды решили утренник провести в детском саду, спектакль поставить, родителей пригласить, всех угостить, песни попеть и поплясать. Готовились заранее, рисунки придумывали, костюмы сочиняли, кушанья находили необычные и экзотичные.
День праздника настал. Коля считал, что тут и докажет родителям свою взрослость и разумность. И как назло, у них срочный вызов появился. На утренник обещали прийти бабушка с дедушкой. Обиднее всего, что опять сказали о том, что эти детские события ни в какое сравнение с их важными делами не идут. Расстроился Коля Колобков, обиделся, надулся. С утра ни с кем не разговаривал. Привык настаивать на своем. Не понимал, как можно такую уникальную штуку, как утренник, променять на какой-то там срочный и непонятный выезд! Решил Коля, что не любят его родители.
Во время дневной прогулки перед началом праздника Коля задумал побег. Отстал от группы, пока воспитательница увлеклась рассказом о каком-то дереве с особыми яблоками. Откусишь от плода и сразу станешь сильным и взрослым. Но услышать успел, да яблоко в карман положил. Вот только важного не уловил, что действует яблоко недолго – через пять минут возвращает человека в прежнее состояние. Колобков в это время уже в дырку пролез в заборе, не углядели ее взрослые, а дети замаскировали и играли там. Засмеялся и сказал сам себе: «Вот я и ушел от бабушки и дедушки».
А за забором Коля попал в поле, а там самые разные сказочные существа жили. Не успел пару шагов Колобков сделать, как оказался лицом к лицу, а точнее нога к ноге, с Гадюкой Шипеевной, местной помещицей-фермершей. Улыбка у нее на лице мирная, брошку надела желтую – ну чистый ужик безопасный (папа учил Колобкова ужей распознавать). Никакой боязни не было у Коли, взрослый парень, может и поговорить на равных. А Гадюка его расхваливает, какой большой да здоровый мальчик, а сама кольцами опутывает, к большому сараю подталкивает. А там у нее место заколдованное, кто попадет, тот сразу будет на всю жизнь ей служить, все поручения исполнять беспрекословно. Уже у входа почуял Коля неладное, да крепко сжимали его и оплетали кольца Гадюки. Хорошо рукой смог в карман залезть, яблоко достать, откусить, распрямиться. Чуть-чуть еще, и было бы поздно. А тут Гадюку с себя сбросил и пошел дальше, наполненный силой и взрослостью своей. Хорошо еще, что не укусила, об этом Колобков не дослушал рассказ мамы, потому что отвлекся (все-таки еще был маленьким и часто увлекался всякими красивыми и яркими штучками).
Долго ли, коротко ли шел (не думаем, что далеко зашел), но попал в какое-то чудное место (ударение можно и на «у», и на «о» ставить). Кусты вокруг оплетены паутиной. Узоры сказочные, то звезды вытканы, то горы и синее море, закат солнца. А в центре Паук Сетеплетенович сидит, быстро крылышко мухи доел, пока мальчик не видел, да добренькую улыбку на личину нацепил (или на что-то там, что у него вместо лица). Манит Колю лапкой и говорит: «Иди ко мне, дитя чудное, будем с тобой рисовать лес волшебный, сказок полный». Ах, как Колобков хотел хоть чуть-чуть прикоснуться к тем местам, где родители работали, а от него все скрывали! Расправил плечи, к Пауку бежит. А тот сверху уже готов накинуть специальную крепкую сеть из паутины, схватить мальчика да отправить в свой дом, чтобы он плел узоры вместе с другими захваченными мальчиками и девочками. Но на пути корень под ноги попал, упал Колобков и увидел ловушку. Быстро яблоко достал, откусил, преобразился. Сгреб в ладонь свою взрослую и сильную всю паутину. Да и был таков, ушел из этих кустов коварных. Пошел себе дальше.
Тут и деревья попадаться стали, темный лес Колю в свои объятия стал незаметно помещать. Буреломы пошли, болотца да чащи непролазные. Не успел испугаться Коля, а видит на ветке дерева сидит маленькое существо. Вылитая бабушка, но только размеры не такие. На вопрос, кто же это, такой ответ получил: «Зовут меня Бабайка, я заблудившихся маленьких детей нахожу и помогаю им домой попасть, к своим родным». А Коле это и нужно сейчас, сто раз уже пожалел, что сбежал, да и утренник, скорее всего, закончился уже. Взял Колобков Бабайку за руку, да только оказался в железной лапе, не вырваться, как в цепи закован. Яблоко ищет, а уже и нет его, все съедено, не бесконечным было яблоко волшебное.
Пропал бы Коля, но тут его мама с папой вовремя оказались в нужном месте. Они как раз дежурили, потому что активность была опасных существ зафиксирована. Исчез Бабайка, как испарился.
Слез, разговоров, выяснений много было, мы уже это пересказывать все не будем. Но семья все-таки оказалась в полном составе в детском саду. А праздник только и планировали начать – время в разных местах той сказочной страны текло по-разному, вот Коля в такие приключения успел попасть (или вляпаться – это уже кто как посчитает), а тут минуты какие-то прошли. Колобкова и хватиться еще не успели, потому что воспитательница была творческим человеком, много рассказывала и показывала, стихи читала и припевки исполняла. Хорошо то, что хорошо кончается. Праздник прошел прекрасно, вся семья Колобковых собралась вместе – бабушка и дедушка, папа и мама. Радовались за Колю, он свою роль прекрасно подготовил.
Но мы на этом сразу не закончим сказку, потому что важно понять, а кто же во всем случившемся виноват, с кого надо спрашивать. Ведь не так все могло сладко да цветасто завершиться. Гадюка, Паук и Бабайка – непростые существа. А разве в обычной жизни маленького ребенка на улице не встретят не меньшие опасности – странные люди, быстрые машины с невнимательными водителями, открытые люки колодцев, которые рабочие почему-то забыли прикрыть? Всего не перечислить. Виноват сам Коля? В чем-то точно. Зачем стремиться повзрослеть, когда ты еще ребенок? Надо многому поучиться, со взрослыми где-то посоветоваться. Но и воспитательница виновата тоже. Истории рассказывать интересно очень хорошо, но не забывать про детей надо, смотреть за отставшими и заблудившимися. А работники детского сада? Есть и у них чуть вины. Забор надо осматривать, дырки и подкопы находить. Но давайте все-таки и родителей Коли Колобкова немного поругаем. Конечно, маленький сын еще, но и он тоже человек, с ним можно и о своей работе поговорить, не отмахиваться каждый раз. Может, и не все поймет, но точно увидит, что его уважают и внимание уделяют. Нам кажется, что это ему и надо в жизни. Надеемся, что родители учтут это в будущем, а также и читатели нашей сказки сделают выводы правильные и не надо будет друг на друга обижаться и дуться, утверждать свой характер да показную взрослость. А Гадюки, Пауки и Бабайки всегда вокруг есть. Об опасностях стоит помнить, на яблоки волшебные рассчитывать можно, но лучше все-таки на свои силы в первую очередь надежду иметь. Того мы всем и желаем, а сказку заканчиваем.
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук
Комментарии