Еще в школе Елена ДОЛГОДВОРОВА всерьез увлеклась «Педагогической поэмой» Макаренко. Ей было интересно, как люди, объединенные общей целью, единым делом, находят силы изменить себя, как выстраиваются взаимоотношения между ребенком и педагогом. Долгодворова хотела стать учителем, хотя это никак не связано с семейными традициями. В Красноярский государственный педагогический институт пошла, сознательно выбрав филологический факультет, русский язык и литературу. Но передумала и поступила на истфак. «Показалось, тут надо меньше тетрадок проверять», – признается она и смеется. Но, как выяснилось потом, выбор был правильным. И победа на краевом конкурсе «Учитель года», успешное выступление на всероссийском только подтверждают это. А тетради проверять все равно пришлось, и тексты писать. Была попытка заняться научной деятельностью, однако победила жажда общения с детьми. «Я ощущаю себя преподавателем истории, а не историком. Это разные вещи», – говорит Долгодворова.
Елена Юрьевна не любит ставить двойки:
– Мы оговариваем с ребятами требования для получения положительной оценки. Они достаточно высокие. Тест – это тест, а вот когда доходит до общения с учеником, беседу можно объективнее оценить: как выстроена система аргументации, какие выводы сделаны, и, когда я вижу, что ребенок напрягался, искал информацию, для меня невозможно поставить тройку или двойку. Неформальные показатели перевешивают формальные, и в этом смысле очень важно дать ребенку возможность что-то еще сделать, что-то почитать.
Красноярская гимназия «Универс» №1, где работает Елена Долгодворова, – одна из первых в городе. Старшая школа здесь по конкурсу, хотя отбираются не только одни отличники. Учебный год в 10-х и 11-х классах начинается с выбора предметов, программы, преподавателей.
– Если говорить об учениках, выбирающих углубленную историю, которую я преподаю, то это, естественно, дети, которые задумываются о своем будущем, – рассказывает Елена Долгодворова. – Для них уже важно, с чем оно будет связано, куда они будут поступать. Условия и атмосфера гимназии дают возможность самоопределения и самовыражения. С другой стороны, это обычные подростки, которые больше любят отдыхать, чем напрягаться. Свобода на уроке – это прежде всего свобода высказываний, но и к ней предъявляются определенные требования. У нас есть особый курс – обществознание, перед которым мы оговариваем с детьми критерии оценки перед изучением темы или какого-то модуля. Модуль – серия уроков, объединенных одной темой, и это не только содержание, связанное с учебным материалом. Это и технология разворачивания серии уроков: тема, «крючок» – вопросы – исследование – результат исследования (историческое эссе, устное высказывание, рефераты, доклады). Ребята прекрасно понимают, за что будут выставляться оценки. Оценка складывается из совокупности нескольких выполненных работ. Для меня главное – не скатиться на менторский тон, чтобы впечатления и высказывания ребят имели такую же силу, как и мои собственные. Поэтому основной формой работы на уроке являются не мои лекции, а работа с историческими документами, ответы на проблемные вопросы. Я твердо убеждена, что у каждого человека своя собственная история и свое собственное видение истории. Мне важно, чтобы высказывания и выводы были аргументированы. Моя задача как учителя – научить этому. В подростковой школе задача несколько иная: чтобы ребята не потеряли интерес к предмету. А в старшей – чтобы они сначала научились понимать сказанное, потом сформировали свое собственное мнение. Удачный урок – тот, когда я из сорока минут говорю десять, а остальное время работают и говорят дети. Есть такое заблуждение: чем больше сам учитель говорит, тем лучше. На самом же деле, мне кажется, чем меньше учитель говорит, тем продуктивнее проходит урок.
Долгодворова особенно выделяет источниковедческий и историографический аспекты в преподавании, хотя курс истории в гимназии – классический. Существует еще один курс – «Введение в современные социальные проблемы», на котором на протяжении нескольких уроков гимназисты сами проводят исследовательскую работу.
– Мы выделяем проблемы, задаем вопросы, классифицируем, уточняем их с позиций разных социальных наук, – поясняет Елена Долгодворова. – Берем какое-то событие, происходящее в современном мире. В классе формируются группы, которые могут посмотреть на него с разных точек зрения: исторической, экономической, социологической. Это достаточно трудная ситуация, одному ребенку справиться сложно. Потом готовятся устные выступления. Была еще вот какая задумка: чтобы ребята выходили за пределы школы и совершали социально значимые поступки. Они ходили в законодательное собрание, писали открытые письма, статьи в газету, помещали свои высказывания на сайте.
Елена Долгодворова начинает занятия с «крючка», который должен быть интересным, современным:
– У нас есть модуль для старшей школы – приватизация, тема, где поднимаются экономические вопросы. Но можно говорить и об изменении собственности (национализация – приватизация). Должны быть неоднозначные решения. Мы брали случай с «Норильским никелем», когда его продали по залоговому аукциону. Предприятие стало собственностью уже не государства, а отдельных лиц, но, с другой стороны, это способствовало возрождению социально-экономической активности. Затем, когда «Норильский никель» стал неактуальным, мы взяли ситуацию с нашим Ачинским глиноземным комбинатом и заводом цветных металлов. Завод объявили банкротом. После того как произошла смена собственника, возросли налоговые поступления на социальные нужды. У нас есть модуль «Роль России в мире» – решаем, какой мир должен быть: многополярный, биполярный, однополярный. Выявляем тенденции, происходящие в мире. Есть модуль, посвященный новым профессиям, безработице, рынку труда. Сотрудничаем с центром занятости. Берутся также случаи, непосредственно касающиеся прав детей.
В гимназии действует лаборатория социальных наук – факультативы, которые позволяют углубить знания по обществознанию, по всемирной истории. Проводятся общешкольные дебаты, где главные действующие лица – дети, занимающиеся в лабораториях. Приглашены все старшеклассники. Споры касаются острейших тем. В прошлом году, например, тема была такова: «Война – двигатель прогресса». Звучит как будто асоциально, но позволяет учиться высказываться, формировать умение находить аргументы.
Елена Долгодворова – один из авторов методического пособия по упомянутому курсу «Введение в современные социальные проблемы». Она считает, что цель преподавания общественных наук заключается в том, чтобы ребенок стал социальным деятелем. Что это значит? Социальный деятель – тот, кто может увидеть проблему, проанализировать ее, кто может работать как индивидуально, так и в группе. Это человек, который постоянно осваивает новые виды деятельности. Человек учащийся.
– Учебник истории – это справочный материал, дающий возможность познакомиться с какими-то датами, фактами, это та ось, на которую потом нанизываются суждения и интерпретации, – считает Долгодворова. – Обязательно должно быть историографическое противоречие, чтобы событие описывалось с разных сторон, с разных позиций, с «плюсом» и с «минусом». Чтобы ситуация рассматривалась с точки зрения историка, современника, иностранца – носителя другой культуры. Этот инокультурный взгляд тоже важен. И нельзя зацикливаться на тестах. Мы часто переходим на факты: так требует программа, времени не хватает, тесты надо сдавать. Но изучение разных позиций и оценок необходимо. Для меня важно, чтобы не учебник был на уроках, а хрестоматии или рабочие тетради, где собраны разные источники. Тогда это та история, которая ценна и которая даст возможность приобрести то, что я называю историческим мышлением. А историческое мышление – это способность неоднозначно судить о событиях. Любое гуманитарное знание относительно. Новые факты могут абсолютно изменить позицию человека.
Комментарии