Что отличает человека от всех живых существ, населяющих нашу огромную планету? Чем мы лучше мощного тигра, быстрой лани или непредсказуемо опасного крокодила? Ведь человек – царь природы! Так что же нас подняло на недостижимую для всей многомиллионной фауны высоту в своем развитии? Существует однозначный ответ: мышление и речь. Две стороны одной медали, две неразрывные сущности. Специалисты, подчеркивая взаимообусловленность развития этих процессов, пользуются термином «речемыслительная деятельность», так как только в деятельности мы можем оценить эти важнейшие стороны психического развития человека. Поэтому очень часто первые критерии оценки малыша связаны именно с речевой успешностью. И оценка эта будет исходить от ближнего круга: родителей, бабушек и дедушек, знакомых, соседей, а значит, от людей, мнение которых очень значимо для ребенка и ляжет в основу представлений маленького человека о мире и о себе.
Так с какими же проблемами можно столкнуться в самом начале пути? Первая проблема: у ребенка очень мало слов, а вернее, два-три слова, которыми он обозначает все явления и события окружающей его действительности. Или слов нет вообще, только забавные попытки повторить мяуканье кошки или лай собачки, может, какие-то отдельные звуки: «а», «у». Сначала это умиляет взрослых, потом кто-то раньше, года в два, а кто-то и значительно позже, в три-четыре, задает себе вопрос: «А почему мой ребенок не говорит, как его сверстники?» Да и сам малыш начинает нервничать и плакать, когда пытается объяснить взрослым, что он хочет, а ни слов, ни жестов уже не хватает. Возникает явный дисбаланс между замыслом (внутренняя речь) и возможностью его воплотить (внешняя речь). И если продолжать ждать, что «само все пройдет», то начинают отставать в развитии и другие высшие психические функции: мышление, внимание и память, восприятие. В организме человека все взаимосвязано – отставание одной стороны развития неумолимо влечет за собой особенности других процессов. А дальше… «Мама, я не хочу играть с Петей. Он ничего не говорит, только кричит, отнял у меня машинку и убежал». И мама советует своему ребенку не дружить с Петей, у которого нет слов и непонятная реакция на общение с другими детьми. Вторая проблема: есть слова и даже коротенькие, из двух-трех слов, предложения. Но ребенок не умеет ярко и красочно рассказать об увлекательных событиях в своей жизни, не может запомнить стихотворение, пересказать услышанную историю или сказку, коверкает длинное слово, переставляя или выкидывая «лишние» слоги. Он не знает названий дней недели, путает весну с осенью, день с вечером, овощи с фруктами и не понимает, почему слова должны как-то меняться, когда говорят о предметах в мужском, среднем или женском роде, о множестве предметов или одном, о маленьких словах-помощниках, называемых предлогами. Речь такого ребенка звучит неграмотно, часто непонятно, о чем он хотел рассказать. И вместо того чтобы обратиться за помощью, некоторые родители начинают заниматься самообманом: «Ну и что, что не болтун, зато прыгает и бегает хорошо. И рука тяжелая – никто в школе не рискнет обзываться». Третья проблема: начало школьного обучения. Полгода позади со всеми приятными ожиданиями и хлопотами, праздник прощания с букварем. И… «Все читают, а ты до сих пор две буквы не можешь соединить вместе. Почему ты гласные пропускаешь? Ты пробовал прочитать то, что написал? И как можно путать шестерку с девяткой в математике, они же абсолютно разные!» И таких гневных тирад возмущенных родителей может быть много и с каждым днем, по мере усложнения учебного материала, все больше и больше. Неуспешность растет как снежный ком. И вот уже второклассник ненавидит эти предметы (чтение, письмо и счет), а вместе с ними педагогов, школу и родителей, которые каждый день напоминают ему, что он отстающий, аутсайдер. Четвертая проблема: начальная школа позади, уровень требований стал выше, а проблемы все сложнее и сложнее. Дизорфография – ребенок, уже почти подросток, пишет слова так, как будто он назло придумывает, какую бы еще ошибку сделать: «кадбугто» – как будто, «ишчо» – еще. В диктантах до 40 и более ошибок на все известные правила. В сочинениях школьник так выражает свои мысли, что остается загадкой, о чем шла речь. Тексты условий и задач по математике не осознает, начинает выполнять задания, не понимая их. В итоге результат – «неуды» по всем предметам, где надо воспринимать, запоминать и анализировать текст. А это, кроме перечисленных выше учебных дисциплин, география, история, естествознание, химия, физика… То есть практически все. Так что же делать?Своевременно обращаться за консультацией к логопеду, не дожидаясь таких тяжело преодолимых вариантов развития проблемы. Бытует мнение, что к логопеду надо обращаться только в случае, когда ребенок не выговаривает какие-то звуки, за год перед школой. Ошибочное, поверхностное мнение и опасное заблуждение. Обращаться надо сразу, как только вы поняли, что нормативные сроки развития речи (описанные в многочисленных литературных источниках, посвященных развитию детей) нарушены. К сожалению, не во всех детских поликлиниках сейчас есть кабинет логопеда, и его осмотр не включен в обязательную диспансеризацию в 3 года. Тогда возникает вопрос: где получить ответ на тревожащие родителей вопросы? Наш Городской психолого-педагогический центр приглашает всех москвичей на бесплатную консультацию. Более того, в рамках психолого-педагогического консилиума (ППК) вашего ребенка проконсультирует не только логопед, но и психолог, а при необходимости – дефектолог. Такой комплексный подход, возможный именно в рамках консилиума специалистов, позволяет оценить развитие ребенка в системе, выявить первопричину возникших нарушений, выбрать наиболее эффективный и быстрый путь преодоления сложившейся ситуации. Учителя-логопеды оказывают консультативную, диагностическую и коррекционно-педагогическую помощь жителям мегаполиса во всех 35 территориальных отделениях центра. На занятия приглашаются как самые юные москвичи (служба ранней помощи – от 1,5 до 3 лет), так и школьники начальной и средней ступеней образования. Но чем раньше родители обратятся за помощью в центр, тем эффективнее будет результат проведенной работы.
Ольга ПРЕСНОВА, методистм Городского психолого-педагогического центра, Москва
Комментарии