search
main
0

От мысли к слову. Если ребенок не может запомнить стихотворение, пора бить тревогу

Что отличает человека от всех живых существ, населяющих нашу огромную планету? Чем мы лучше мощного тигра, быстрой лани или непредсказуемо опасного крокодила? Ведь человек – царь природы! Так что же нас подняло на недостижимую для всей многомиллионной фауны высоту в своем развитии? Существует однозначный ответ: мышление и речь. Две стороны одной медали, две неразрывные сущности. Специалисты, подчеркивая взаимообусловленность развития этих процессов, пользуются термином «речемыслительная деятельность», так как только в деятельности мы можем оценить эти важнейшие стороны психического развития человека. Поэтому очень часто первые критерии оценки малыша связаны именно с речевой успешностью. И оценка эта будет исходить от ближнего круга: родителей, бабушек и дедушек, знакомых, соседей, а значит, от людей, мнение которых очень значимо для ребенка и ляжет в основу представлений маленького человека о мире и о себе.

Так с какими же проблемами можно столкнуться в самом начале пути? Первая проблема: у ребенка очень мало слов, а вернее, два-три слова, которыми он обозначает все явления и события окружающей его действительности. Или слов нет вообще, только забавные попытки повторить мяуканье кошки или лай собачки, может, какие-то отдельные звуки: «а», «у». Сначала это умиляет взрослых, потом кто-то раньше, года в два, а кто-то и значительно позже, в три-четыре, задает себе вопрос: «А почему мой ребенок не говорит, как его сверстники?» Да и сам малыш начинает нервничать и плакать, когда пытается объяснить взрослым, что он хочет, а ни слов, ни жестов уже не хватает. Возникает явный дисбаланс между замыслом (внутренняя речь) и возможностью его воплотить (внешняя речь). И если продолжать ждать, что «само все пройдет», то начинают отставать в развитии и другие высшие психические функции: мышление, внимание и память, восприятие. В организме человека все взаимосвязано – отставание одной стороны развития неумолимо влечет за собой особенности других процессов. А дальше… «Мама, я не хочу играть с Петей. Он ничего не говорит, только кричит, отнял у меня машинку и убежал». И мама советует своему ребенку не дружить с Петей, у которого нет слов и непонятная реакция на общение с другими детьми. Вторая проблема: есть слова и даже коротенькие, из двух-трех слов, предложения. Но ребенок не умеет ярко и красочно рассказать об увлекательных событиях в своей жизни, не может запомнить стихотворение, пересказать услышанную историю или сказку, коверкает длинное слово, переставляя или выкидывая «лишние» слоги. Он не знает названий дней недели, путает весну с осенью, день с вечером, овощи с фруктами и не понимает, почему слова должны как-то меняться, когда говорят о предметах в мужском, среднем или женском роде, о множестве предметов или одном, о маленьких словах-помощниках, называемых предлогами. Речь такого ребенка звучит неграмотно, часто непонятно, о чем он хотел рассказать. И вместо того чтобы обратиться за помощью, некоторые родители начинают заниматься самообманом: «Ну и что, что не болтун, зато прыгает и бегает хорошо. И рука тяжелая – никто в школе не рискнет обзываться». Третья проблема: начало школьного обучения. Полгода позади со всеми приятными ожиданиями и хлопотами, праздник прощания с букварем. И… «Все читают, а ты до сих пор две буквы не можешь соединить вместе. Почему ты гласные пропускаешь? Ты пробовал прочитать то, что написал? И как можно путать шестерку с девяткой в математике, они же абсолютно разные!» И таких гневных тирад возмущенных родителей может быть много и с каждым днем, по мере усложнения учебного материала, все больше и больше. Неуспешность растет как снежный ком. И вот уже второклассник ненавидит эти предметы (чтение, письмо и счет), а вместе с ними педагогов, школу и родителей, которые каждый день напоминают ему, что он отстающий, аутсайдер. Четвертая проблема: начальная школа позади, уровень требований стал выше, а проблемы все сложнее и сложнее. Дизорфография – ребенок, уже почти подросток, пишет слова так, как будто он назло придумывает, какую бы еще ошибку сделать: «кадбугто» – как будто, «ишчо» – еще. В диктантах до 40 и более ошибок на все известные правила. В сочинениях школьник так выражает свои мысли, что остается загадкой, о чем шла речь. Тексты условий и задач по математике не осознает, начинает выполнять задания, не понимая их. В итоге результат – «неуды» по всем предметам, где надо воспринимать, запоминать и анализировать текст. А это, кроме перечисленных выше учебных дисциплин, география, история, естествознание, химия, физика… То есть практически все. Так что же делать?Своевременно обращаться за консультацией к логопеду, не дожидаясь таких тяжело преодолимых вариантов развития проблемы. Бытует мнение, что к логопеду надо обращаться только в случае, когда ребенок не выговаривает какие-то звуки, за год перед школой. Ошибочное, поверхностное мнение и опасное заблуждение. Обращаться надо сразу, как только вы поняли, что нормативные сроки развития речи (описанные в многочисленных литературных источниках, посвященных развитию детей) нарушены. К сожалению, не во всех детских поликлиниках сейчас есть кабинет логопеда, и его осмотр не включен в обязательную диспансеризацию в 3 года. Тогда возникает вопрос: где получить ответ на тревожащие родителей вопросы? Наш Городской психолого-педагогический центр приглашает всех москвичей на бесплатную консультацию. Более того, в рамках психолого-педагогического консилиума (ППК) вашего ребенка проконсультирует не только логопед, но и психолог, а при необходимости – дефектолог. Такой комплексный подход, возможный именно в рамках консилиума специалистов, позволяет оценить развитие ребенка в системе, выявить первопричину возникших нарушений, выбрать наиболее эффективный и быстрый путь преодоления сложившейся ситуации. Учителя-логопеды оказывают консультативную, диагностическую и коррекционно-педагогическую помощь жителям мегаполиса во всех 35 территориальных отделениях центра. На занятия приглашаются как самые юные москвичи (служба ранней помощи – от 1,5 до 3 лет), так и школьники начальной и средней ступеней образования. Но чем раньше родители обратятся за помощью в центр, тем эффективнее будет результат проведенной работы.

Ольга ПРЕСНОВА, методистм Городского психолого-педагогического центра, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте