Команда школы №1576, проанализировав опыт обучения во время пандемии и ориентируясь на разработанные ранее успешные методические приемы, предлагает эффективные решения в области использования дистанционных технологий.
В целом, чтобы быть успешным, учебный процесс должен отвечать следующим требованиям: учащийся должен понимать, где и как применить полученные знания сегодня, а не в какой-то отдаленной перспективе (актуальность); процесс познания должен быть связан с его личными интересами (мотивация). Цифровые образовательные технологии позволяют организовать учебный процесс так, чтобы были выполнены оба эти условия.
Рассмотрим несколько распространенных ситуаций:
- Учащийся несколько недель отсутствует на учебных занятиях по уважительной причине. После его возвращения учитель организует дополнительные занятия, на которых он осваивает пропущенный материал. Иногда ребенок самостоятельно изучает ту или иную тему, но качество такой работы не всегда можно увидеть сразу.
- Учащийся скучает на уроках, так как изучаемый материал ему легко дается. Такому ученику предлагаются отдельные задания (индивидуальные карточки). Каждый день учитель рекомендует ему специальный материал для освоения, стимулирует продвижение в индивидуальном темпе.
- На уроке по тем или иным уважительным причинам отсутствуют часть обучающихся. Учебный процесс не останавливается, но отсутствующим необходимо дополнительно разъяснять пропущенный материал.
Одно из самых эффективных решений – применение технологий смешанного обучения, в основе которых лежит концепция объединения традиционной классно-урочной системы и электронного обучения. Наш интерес к этим технологиям был обусловлен тем, что смешанное обучение позволяет решать важнейшие задачи в рамках реалий новой «цифровой дидактики». Прежде всего это:
– доступность и гибкость процесса образования, возможность выбора темпа и ритма освоения учебного материала;
– повышение мотивации и самостоятельности обучающегося в учебной практике, формирование его субъектной позиции;
– переход от трансляции знаний учителем к его интерактивному взаимодействию с обучающимся, к активной совместной деятельности;
– побуждение обучающегося к самостоятельному определению учебных целей и способам их достижения, индивидуализация образовательного процесса.
Например, на подготовительном этапе к смешанному уроку учитель определенным образом настраивает электронное образовательное пространство под каждый класс: создает команду класса и все необходимые каналы.
Перед занятием учитель публикует план урока в разделе, предполагающем его описание. Так ученики получают представление о том, какие темы будут рассматриваться на уроке, имеют возможность подготовиться заранее.
Данный метод подходит и для технологии «перевернутого класса», когда обучающиеся по заданию учителя изучают предметную информацию перед занятием, а на уроке получают активный опыт обучения во взаимодействии со своими одноклассниками и учителем.
На сегодняшний день сервисы Московской электронной школы активно интегрируются с платформой Microsoft Teams, что открывает широкие возможности реализации технологии «перевернутого класса» по всем школьным дисциплинам.
Ученики, которые по объективным причинам отсутствуют в школе, имеют возможность подключиться к уроку дистанционно и полноценно участвовать в деятельности класса.
Чтобы проводить такой урок, учителю лучше использовать отдельный микрофон-петличку и веб-камеру на штативе, а также динамики для компьютера, чтобы отсутствующие в классе ученики имели возможность высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, а другие учащиеся при этом могли их слышать.
Данная технология обладает целым рядом преимуществ: полное погружение в учебный процесс вне зависимости от местонахождения ученика и осознанное понимание учебного процесса. Если по каким-то причинам ребенок не смог синхронно подключиться, он может сделать это позже, посмотрев запись урока.
Таким образом, стирая границы пространства и времени, мы можем не только сделать образовательный процесс более доступным, но и перешагнуть черту, отделяющую старые модели передачи информации от современных тенденций. Это делает процесс не только актуальным, но и более продуктивным, развивая в том числе и внутреннюю ответственность учащихся.
Александр КУЗНЕЦОВ, заместитель директора школы №1576; Татьяна ГРОМОВА, учитель начальных классов школы №1576
Комментарии