В прошлом учебном году в Москве был дан старт пилотному проекту по введению стандарта второго поколения в основной школе.
В рамках сопровождения этого проекта были организованы специальные диагностики, призванные оценить как стартовые возможности пятиклассников, так и динамику образовательных результатов при обучении по новому стандарту. Поэтому оценочные процедуры проводили как в начале, так и в конце учебного года. Стартовая диагностика обеспечивала оценку учебных достижений обучающихся за ступень начального общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта образования и определяла готовность к продолжению образования в основной школе. Итоговая диагностика была направлена на оценку предметных и метапредметных планируемых результатов обучения в 5-х классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе разработки инструментария для оценки учебных достижений в соответствии с ФГОС ООО были созданы комплекты измерительных материалов по русскому языку, математике, литературе, истории, биологии, географии и английскому языку. Для оценки метапредметных результатов обучения были подготовлены измерительные материалы по диагностике познавательных метапредметных умений и материалы для оценки коммуникативных и регулятивных умений в процессе наблюдения за проектной деятельностью обучающихся. Независимая итоговая диагностика проводилась в 5-х классах по русскому языку, математике и оценке познавательных метапредметных умений. Измерительные материалы по биологии, географии, истории, литературе, английскому языку и оценке коммуникативных и регулятивных умений в процессе наблюдения за проектной деятельностью использовали в рамках внутреннего мониторинга образовательных учреждений. В процедурах независимой диагностики в начале учебного года принимали участие 270 образовательных учреждений (740 классов, 26210 человек/тестирований), а на конец года число участников составило 360 образовательных учреждений города (843 класса, 33608 человек/тестирований). В таблице 1 приведены данные об участии образовательных учреждений в итоговых процедурах независимой диагностики. В рамках диагностики познавательных метапредметных результатов проверяли умения, лежащие в основе читательской грамотности, умения по работе с информацией, представленной в различной форме, умения, связанные с освоением логических приемов и решением проблем, а также умения, связанные с освоением различных методов познания. Измерительные материалы конструировали на контексте различных предметов (математика, русский язык, история, биология и география) с приоритетным использованием ситуаций практико-ориентированного характера. Задания как стартовой, так и итоговой работы относились к трем уровням по степени овладения способом деятельности: узнавание алгоритма и следование образцу, применение способа деятельности и преобразование способа деятельности (изменение известного алгоритма, самостоятельное установление последовательности действий при решении учебной задачи).Уровень овладения обучающимися метапредметными умениями определяли по сумме баллов, набранных по результатам выполнения теста, при этом выделялось три уровня – низкий, средний и высокий. По результатам итоговой диагностики группа учащихся с низким уровнем подготовки составила 19% от общего числа участников тестирования. Учащиеся этой группы узнают отдельные способы действий и применяют их лишь для известных типовых ситуаций на уровне простого воспроизведения действия, например, обучающиеся справляются с заданиями на определение главной темы текста, отвечают на простые вопросы, требующие использования явно заданной в тексте информации. Следует отметить, что пятиклассники с низким уровнем подготовки зачастую отказываются выполнять задания, если в них необходимо привести развернутый ответ, для этой группы средний процент выполнения заданий с кратким ответом составляет порядка 10%, а с развернутым ответом не превышает 5-6%.Группа со средним уровнем подготовки наиболее многочисленна и составляет 62% от общего числа тестируемых. Эта группа учащихся осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их комбинирования, применяет контролируемые способы деятельности в несложных ситуациях. Для этой группы характерно овладение умениями вычленять главную мысль текста, работать с явно заданной информацией, сопоставлять информацию, представленную в различных знаковых системах, выявлять в простых ситуациях причинно-следственные связи, находить пробелы в информации и выделять ошибочные суждения на основе анализа двух источников информации. Группа учащихся с высоким уровнем подготовки составила по результатам итоговой работы 19% от общего числа участников тестирования. Эта группа пятиклассников продемонстрировала овладение практически всеми проверяемыми умениями. От предыдущей группы наиболее подготовленные учащиеся отличаются прежде всего умениями создавать самостоятельные тексты, выстраивать логическую цепочку рассуждений, ранжировать объекты по указанным признакам, выделять определения понятий и находить верные признаки различных понятий. Только эта группа учащихся успешно справляется с заданиями с развернутым ответом, не испытывает серьезных затруднений при необходимости использовать для решения проблемы математический аппарат, справляется с выбором оптимального пути решения проблемы, сопоставляя информацию из нескольких источников. По сравнению со стартовой диагностикой метапредметных результатов распределение обучающихся по группам подготовки немного изменилось: увеличилось с 15 до 19% число учащихся с низким уровнем подготовки и с 17 до 19% число учащихся с высоким уровнем подготовки. Усиление дифференциации по группам подготовки традиционно для перехода обучающихся к обучению в основной школе. В целом же можно говорить о достаточно хорошей адаптации учащихся к обучению в основной школе по новым образовательным стандартам.По результатам стартовой и итоговой диагностики познавательных метапредметных умений были выделены классы с высоким результатом (процент выполнения работы на 10% выше, чем в среднем по городу) и классы с низким результатом (более 40% обучающихся продемонстрировали низкий уровень подготовки), данные о которых приведены в таблице 2. Для классов с высоким образовательным уровнем отмечают стабильные результаты, что говорит об успешном вхождении этих классов в процесс обучения по новым стандартам. Тревожным симптомом оказывается увеличение классов, демонстрирующих низкие результаты. Вероятно, в этих образовательных учреждениях недостаточно внимания уделяют технологиям, реализующим деятельностный подход в обучении, которые могут обеспечить положительную динамику в формировании универсальных учебных действий. Диагностическая работа по русскому языку была сориентирована на содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты, используемые в Москве в 5-х классах, и составлена на основе требований к предметным результатам обучения ФГОС ООО. Задания диагностической работы охватывали практически все разделы курса русского языка и в соответствии с планируемыми результатами обучения были ориентированы на проверку аналитических умений учащихся 5-х классов работать с различными языковыми единицами, создавать письменное монологическое высказывание в соответствии с определенной коммуникативной задачей. Орфографическая и пунктуационная грамотность, владение различными нормами литературного языка выявляли на уровне осознанно выполняемых действий с языковым материалом.К метапредметным умениям, проверяемым в таких тестах, относили умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию, умение классифицировать, анализировать языковые явления, а также умение действовать согласно инструкции.Результаты выполнения диагностических работ пятиклассниками в начале и в конце учебного года представлены в таблице 3.По сравнению с началом учебного года не изменилось количество учащихся с неудовлетворительной подготовкой по русскому языку. Количество учащихся, получивших на тестировании «4» и «5», сократилось на 2%, что может быть связано с переходом на требования новых стандартов (эти обучающиеся окончили начальную школу в соответствии со стандартами первого поколения). Результаты выполнения диагностической работы показывают, что основные компоненты содержания образования по русскому языку на базовом уровне освоили 90% учащихся. В таблице 4 приведены сравнительные данные по количеству классов с низким и высоким уровнем подготовки. В качестве положительного момента следует отметить уменьшение числа классов с низким результатом. Некоторое снижение количества классов с высоким результатом связано с возросшей дифференциацией обучающихся по уровням подготовки. На основании результатов диагностики выявлены типичные ошибки и недостаточно освоенные разделы программы по русскому языку. Все они связаны с речеведением и свидетельствуют о недостаточно сформированной коммуникативной компетенции. Поскольку коммуникативные умения составляют важную часть метапредметных результатов обучения, можно говорить о необходимости повышения роли метапредметной направленности уроков русского языка в школах города.Итоговая работа по математике проверяла формирование таких планируемых результатов, как выполнение арифметических действий с натуральными числами и дробями, нахождение длины и площади, выражение одних единиц измерения через другие, выполнение прикидки результата вычислений, округление целых чисел и десятичных дробей, решение текстовых задач арифметическими действиями, несложных практических задач и решение задач с помощью организованного перебора вариантов. Результаты выполнения диагностических работ пятиклассниками в начале и в конце учебного года представлены в таблице 5.Отмечено существенное увеличение группы учащихся, не достигших требований стандарта при выполнении заданий базового уровня сложности по отношению к опорной системе знаний, уменьшилась и численность групп обучающихся, достигающих высоких результатов обучения. Очевидно, что переход в преподавании математики на требования стандарта второго поколения пока остается достаточно сложным для многих учителей математики. В процедурах внутреннего мониторинга качества образования приняли участие 168 образовательных учреждений, при этом во всех школах внутренние диагностики использовали вместе с независимой оценкой учебных достижений. На диаграмме 1 приведены данные в выборе ОУ процедур для внутреннего мониторинга. Впервые в рамках внутреннего мониторинга были использованы материалы для оценки коммуникативных и регулятивных умений в процессе наблюдения за проектной деятельностью обучающихся, которые пользовались наибольшей популярностью при выборе школами видов диагностик. Классам – участникам диагностики предлагали на выбор три проекта. Проект «Здоровье начинается с праздничного стола» предполагал совместную разработку меню для праздничного стола с учетом требований к здоровому питанию, соблюдению норм по калорийности и содержанию питательных веществ. В проекте «Экскурсия по Москве» группа должна была разработать небольшой экскурсионный маршрут по Москве и подготовить к демонстрации буклет или компьютерную презентацию о своей экскурсии. При выполнении третьего проекта – «Комнатные растения в интерьере» – требовалось создать небольшой ботанический садик из растений со сходными условиями содержания, подготовить презентацию, буклет или макет композиции с рекомендациями по условиям содержания выбранных растений. Наиболее популярным оказался проект по разработке экскурсии, его выбрали 43% от общего числа классов, участвовавших в диагностике.В рамках выполнения учащимися группового краткосрочного проекта оценивали как результаты, так и процесс выполнения. При этом фиксировали особенности взаимодействия учащихся, способы планирования исполнения, представления и самооценки выполненных работ, качество выполнения создаваемого продукта, средства, выбранные и использованные учащимися для создания продукта. Эти материалы позволили школам оценить важные метапредметные результаты, касающиеся сформированности коммуникативных и регулятивных умений. По результатам этой диагностики 12% обучающихся продемонстрировали уровень сформированности проверяемых умений ниже базового, 62% достигли базового уровня и 26% учащихся достигли повышенного уровня с учетом требований, предъявляемых к пятиклассникам.Для регулятивных умений отмечены наиболее высокие результаты в части распределения функций, их исполнения и выполнения работы в соответствии с планом, выявлены 27% учащихся, которые не проявляли активности в выборе темы, формы работы и в планировании.Для коммуникативных умений продемонстрированы хорошие результаты для таких позиций: умеют вести переговоры, аргументировать свою позицию, слушать партнера, искать оптимальное решение; не вступают в конфликт, около трети пятиклассников не проявляют стремления к лидерству, а 20% обучающихся проявляют стремление к лидерству, но не умеют работать в команде.Проведение всего спектра диагностических процедур, сравнение результатов стартовой и итоговой диагностики метапредметных и предметных результатов обучения продемонстрировали хорошую степень адаптации московских пятиклассников к обучению в основной школе по новым стандартам.
Комментарии