Первое сентября. Первокурсники потихоньку, еще настороженно приглядываются к атмосфере в колледже. Все они пришли из разных школ, соответственно для каждого из них здесь все незнакомо, а в особенности те правила и порядки, которые тут царят. С моей точки зрения, это отличная возможность сразу взять бразды правления в свои руки, в руки педагогов и администрации. И начинать примерным ученикам раздавать пряники, а нерадивых подстегивать кнутом и заманивать пряником в стан их преуспевающих в учебе и поведении одноклассников. Но один педагог – в поле не воин. Должен быть дружный педколлектив, педагогические советы. У нас же они в принципе отсутствуют. Учительской как таковой тоже нет. Старшее и младшее поколения не общаются друг с другом, потому что негде, да и вроде бы незачем. Хотя для большинства преподавателей наш колледж – основное место работы, и они проводят в нем много времени.
У меня был опыт преподавания в частной школе. Так вот там весь коллектив собирался на педсовет после какого-либо ЧП, а также перед родительским собранием, где каждого ученика разбирали, решали, как и что можно попытаться с ним сделать, чтобы исправить ту или иную критическую ситуацию. Такой метод работы был достаточно эффективен. Потому что, к примеру, если какой-то ученик срывал уроки только у одного учителя, а другой попадал в его «милость», то мы не радовались, что у нас все «слава богу» и что происходит в соседнем классе – не наше дело. А шли и помогали коллеге.
Коллектив у нас был очень дружный и сплоченный. И ученики в конце концов сдавались перед нашей взаимовыручкой и профессионализмом. Двоечники и хулиганы боялись родительских собраний, потому что педагоги рассказывали об успеваемости каждого ребенка, причем основываясь на конкретных документах: записях в дневнике, докладных, рабочих тетрадях. Мы, да не обвинят меня в пафосности, действительно жили одной семьей, и дети, даже самые ненормальные, были отчасти и нашими детьми. А иначе, я вам честно скажу, некоторые наши ученики от школы и камня на камне бы не оставили.
В нашем колледже – каждый сам за себя. Не скажу, что все так плохо, есть несколько сильных и авторитарных людей, чье присутствие охлаждает горячие головы, но ведь они тоже устают быть все время на страже. Они вполне могут позаботиться, скажем, о прикрепленном им классе. Так, например, в начале урока ко мне заходит одна классная руководительница на пару минут поздороваться с учениками, выяснить какие-то вопросы и пожелать им хорошего учебного дня. И это замечательно! Два взрослых человека в кабинете, один из них – любимая «классная», это дает мне отличную возможность начинать урок с классом, настроенным на занятия.
Еще один положительный пример. Произошло это в тот момент, когда я только задумывал эту статью. Я впервые присутствовал на более или менее настоящем педсовете. Дело в том, что с некоторыми группами учащихся возникли серьезные проблемы, по этому поводу к нам приехал из главного корпуса ответственный за воспитательную работу преподаватель. Вот он, можно сказать, и задал весь тон совета. Грубо, но конкретно и, кстати, понятно для наших шалопаев, он обрисовал им картину в целом и их дальнейшие перспективы в зависимости от того, как они себя дальше поведут. Ученики, надо отметить, не ожидали такого напора и решимости. Дело в том, что ни для кого не секрет, что зарплата педагога зависит от набора учеников, и существует такая тенденция «протаскивания» сквозь два или три курса, закрыв глаза и уши, порой таких «детишек», от которых отказались все, кроме разве что милиции.
И вот ученикам нечего боятся. Педсоветов фактически нет. Из дисциплинарных мер осталась утренняя линейка, на которую многие опаздывают. На родительские собрания почти никто не ходит. Ученики попросту стали приходить на занятия как на молодежную тусовку, где можно «постебаться» над «преподами», курить на переменах, болтаться по коридорам во время уроков, потом пообедать и спокойно «свалить» с последних занятий.
Как вы думаете, должно ли следовать незамедлительное наказание за такой разгул? Я однозначно считаю, что да. Но его нет. А раз так, то зачем учиться, если и так все отлично? Боязни, что выкинут на улицу, у ребят нет. Как нет у девяноста процентов наших учеников каких-то увлечений и желаний чего-то достичь в жизни. И не путем воровства и хитрости, а своим умом, своими знаниями.
Не пытаясь воспитывать их, как-то помогать, мы еще больше отдаляем их от себя и от той цели, за которой они по идее пришли в наш колледж. То, что они приходят как в цирк, это наша вина. И я думаю, что если бы кто-то смог взять все это дело в свои руки, то и мы, работники колледжа, потихоньку, через «не могу и не хочу» стали бы полноправными участниками образовательного и воспитательного процесса, а не клоунами для наших подопечных.
И в заключение мой ответ на вопрос: «Педагогический совет – пустая трата времени или реальная помощь преподавателю?» Я отвечаю – помощь, и еще какая!
Дмитрий ЗАПСОН, преподаватель английского языка Московского колледжа автоматизации и электроники
От редакции
А как считаете вы, уважаемые читатели, действительно ли педсовет в силах что-то решить и кого-то воспитать? Ждем ваших писем по адресу: Москва, Ананьевский переулок, 4/2, строение 1, редакция «УГ», e-mail: rudenko@ug.ru, редактору отдела образования и воспитания Светлане Руденко.
Комментарии