search
main
0

Обещание возможного. И у интеллектуала руки растут откуда надо

Красивая женщина не может быть умной, эрудит не способен даже гвоздь в стенку забить – эти утверждения хороши разве что для анекдотов. Реальность предоставляет нам иные доказательства. Развитие разных граней своей натуры приводит к универсальности приобретенных навыков, овладение секретом составления элементарной электрической цепи сулит постижение тайн мироздания. Стоит ли разрывать логическую связку руки – голова, стеная, что механическая работа думать мешает и, наоборот, томно вздыхая, что размышления о великом не позволяют взять в руки молоток? В Тюменском государственном нефтегазовом университете решили поэкспериментировать и включить рабочие специальности в перечень изучаемых наук. Так возникла уникальная структура, состоящая из НПО, СПО и вуза. С этого поезда можно сойти на любой станции, но локомотив тянет состав до конечной…

Пионером синтеза систем стал шесть лет назад машиностроительный техникум. Понадобилось четыре года, чтобы еще шесть учреждений начального и среднего профессионального образования почувствовали, что такое слияние необходимо и им, и оно обогатит потенциал университета. Политехнический, технологический, торгово-экономический колледжи Тюмени, технический лицей, технологический и социально-экономический колледжи Ялуторовска стали обладателями надписи на ученических билетах «Тюменский государственный нефтегазовый университет». Хотя, как известно, пижонство никогда до добра не доводило, и контролеры в общественном транспорте, заметив эти слова, стали требовать оплату проезда. Но что значат деньги по сравнению с гордым вузовским именем на корочке?! К тому же недоразумение утрясти удалось.

С целью выработки единой политики, а также с целью координации взаимодействия между вновь образованными подразделениями, в структуре учебно-методического управления создан отдел начального и среднего профессионального образования. Проректором по учебной работе, начальному и среднему профессиональному образованию стал Владимир Долгушин.

Работа по поиску наиболее оптимальной структуры многоуровневой подготовки в рамках университетского комплекса не прекращается. Так, не свойственная для машиностроительного техникума специальность «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» передана в Институт транспорта на кафедру «автомобили и автомобильное хозяйство». Уже первые результаты обнадежили, интеграция прижилась.

Понятное дело, не обошлось без имущественных треволнений, ведь механизма передачи областной собственности в федеральное ведение как такового не было. Университет совместно с Тюменским департаментом образования и науки разрабатывали его сами. Худо ли, бедно, но у них эта непростая задачка вполне сложилась. И получил нефтегазовый в безвозмездное пользование на 25 лет все эти учреждения.

Сотрудники же лицеев и колледжей, чтоб не дразнить гусей, по доброй воле переметнулись на новое место. Благо старое надежно защищало их тыл, а перспективы засветили совсем иные. Прежде всего правительство области взяло на себя финансирование этого уровня образования, а тяжесть кошелька всегда весомый аргумент в любом выборе. Но и профессиональные амбиции неофитов удовлетворялись тоже как-то с легкостью: тут тебе и научный рост, и возможность попробовать себя в качестве лектора для студенческой аудитории, а уж общение-то насколько расширилось! Стремление испытать что-то новенькое обернулось сплошными плюсами для обеих сторон. И сейчас по предложению федерального агентства по образованию РФ продолжается работа по включению в состав университета учебных заведений, реализующих родственные профессии и специальности.

Многоуровневая подготовка позволяет любому вступившему на этот путь усвоить тот объем знаний, на который он способен, а университету при помощи аттестаций на предыдущих уровнях – более обоснованно осуществлять набор на более высокие уровни профессионального образования.

Многоуровневая структура регионального университетского комплекса представлена как оптимальный вариант, для которого характерно создание новых и реорганизация имеющихся структур и подразделений. Относительная замкнутость каждого уровня образования и взаимосвязь с другими. В целом такая структура составляет единое интеграционное образовательное пространство. Каждый уровень является интеграционной базой для освоения следующего. И лишь желание диктует, остановиться на достигнутом или продолжить образование дальше. При этом привлекает выстроенная система приобретения знаний и спиралевидная логика восхождения к профессиональному мастерству.

На февральском ученом совете была утверждена программа развития университетского комплекса на период до 2010 года. В качестве механизма реализации решили руководствоваться годовыми планами и бюджетом департаментов и структурных подразделений университетского комплекса. Результатом ее выполнения к концу 2010 года могут послужить такие показатели, как обеспечение социально-экономических потребностей региона в выпускниках структурных подразделений НПО и СПО, повышение уровня интеграции образовательной, научной и производственной деятельности учреждений и организаций. Что приведет к увеличению сотрудников научных и промышленных организаций, имеющих высшую квалификацию, участвующих в образовательной деятельности, расширить участие профессорско-преподавательского состава университета в решении научно-производственных задач, актуальных для социально-экономического развития региона, увеличить число научно-производственных проектов, выполненных с участием учащихся, студентов, аспирантов, в том числе внедренных в практику исследований, защищенных диссертаций.

И для университета в данном слиянии есть весомый резон. Он позволяет ему оптимизировать затраты на осуществление профессиональной подготовки кадров, востребованных региональным рынком труда, развить систему допрофессиональной подготовки вероятных абитуриентов за счет использования научно-образовательной и материально-технической базы подразделений регионального университетского комплекса.

В выигрыше оказались регион, университет, учреждения профессионального образования. А что же об этой системе думают сами будущие специалисты? Как ни крути, у них появилась перспектива. Поступив в университетский комплекс после 9 и 11-х классов, молодой человек может выбрать тот уровень, который по силам. Например, если он получает профессию бурильщика, то ему открыта дорога и в колледж, и в институт на бурение нефтяных и газовых скважин. Благодаря тому что некоторые предметы перезачитываются, неуемный добытчик знаний экономит и собственные годы, безжалостно отсчитывающие рубежи учебы, и энергию, затрачиваемую на поиск возможностей. Они сами предлагаются ему уже на блюдечке с золотой каемочкой.

Инженер с рабочей специальностью ценится дороже, он в курсе того, чем управляет. В вуз стремятся поступить около 80 процентов выпускников школ. Поступают две третьих. Кто-то, конечно, в состоянии оплачивать свои познавательные потребности. Но кому-то гораздо интереснее освоить дело своей жизни с азов и получить дополнительно к знаниям навыки. И подобный комплекс как нельзя лучше способствует этому.

Статфакт

Сегодня в университете ведется обучение по 47 профессиям начального профобразования и 24 специальностям среднего. В пяти подразделениях созданы условия для профессиональной подготовки по 106 рабочим профессиям.

В состав университета входят учебные заведения, реализующие образовательные программы начального и среднего профессионального образования в Тюмени, – нефтегазовый, торгово-экономический, технологический колледжи и машиностроительный техникум. В Ялуторовске – технический, социально-экономический колледжи и технический лицей. Осуществляют подготовку специалистов со средним специальным образованием с 2005 года филиал университета в Заводоуковске, с 2006 года – филиал в Надыме.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте