Темой занятия «Разговоры о важном» 25 сентября станет «Избирательная система России (30 лет ЦИК)». Школьникам расскажут об особенностях избирательной системы в нашей стране и о работе Центризбиркома.
Занятие призвано сформировать общие представления учащихся о правах и обязанностях гражданина в современном обществе, раскрыть особенности избирательной системы в России, помочь ребятам осознать значение выборов в жизни человека (право гражданина избирать и быть выбранным), содействовать воспитанию правовой культуры. Выборы – это основной способ формирования органов власти, призванных служить обществу и интересам народа. Сайт проекта предлагает для школьников разного возраста сценарии занятия, постеры, видеофрагменты, презентации.
1–2 классы
Учитель расскажет о том, что что такое выборы и для чего они нужны, младшим школьникам покажут видео выступления федерального спикера Эллы Памфиловой. После демонстрации ролика их спросят, почему избирателем можно стать только в 18 лет. На занятии ребята узнают, что голосование – это большая ответственность, поэтому в выборах участвуют взрослые, голосующие за тех кандидатов, которые наилучшим образом будут представлять интересы страны.
Учитель предложит ученикам поиграть в выборы и попробовать себя в роли настоящих избирателей. Используя презентацию, обучающиеся вместе с учителем обсудят каждого кандидата. Учитель предложит классу выбрать того сказочного героя, который наиболее симпатичен ученикам. Свои предвыборные программы представят Карабас-Барабас, Винни-Пух, Баба-яга, Золушка и Лиса Алиса. Так, в программе Карабаса-Барабаса сказано: «Жизнь – это большой кукольный театр, в котором у каждой куклы свое место, свое назначение. Я организую вам большую сцену и хорошую зарплату». А Лиса Алиса пообещает построить идеальный город: «у вас будут самые умненькие и благоразумненькие, веселые учителя. По всей стране будут созданы поля чудес, а там игровые автоматы, в которых вы сможете увеличить свой капитал во много раз. Долой тяжелый труд, мы живем, чтобы отдыхать».
Затем учитель предложит проголосовать за одного из героев с помощью бюллетеня, поставив любую отметку в одном из квадратов, соответствующих герою. После того как все обучающиеся определятся с выбором, педагог вместе со счетной комиссией из 2–3 учеников подсчитает голоса и определит результат голосования.
3–4 классы
Школьникам расскажут, что ответственность за организацию выборов возложена на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, сокращенно ЦИК России. Это большая команда, которая следит за тем, чтобы выборы проходили честно и справедливо, и чтобы все россияне имели возможность проголосовать. Ей руководит Элла Александровна Памфилова. Ребятам покажут ее видеообращение.
С детьми также проведут игровые выборы в сказочной стране среди известных персонажей. В конце занятия им напомнят, что история выборов в России имеет глубокие корни. Наиболее известным примером является Новгородское вече. А сейчас выборы – это настоящая возможность принять участие в управлении государством и повлиять на то, каким будет наше общее будущее. В качестве «постразговора» проект предлагает провести выставку рисунков «Я с родителями иду на выборы», совместно посетить со взрослыми избирательный участок во время выборов, составить буклет «Азбука выборов».
5–7 классы
С ребятами проведут деловую игру «Выборы». Им раздадут избирательные бюллетени, покажут протокол об итогах голосования, карточку наблюдателя. Учеников попросят представить ситуацию, когда им нужно выбрать, что будет построено в школе в следующем году: библиотека (еще одна библиотека); баскетбольная площадка (волейбольная, футбольная площадка); бассейн (еще один бассейн); шахматный клуб. Учитель попросит детей хором назвать тот объект, который бы они считали нужным построить. После этого сообщит им, что ему кажется, что большинство проголосовали за какой-то один из предложенных объектов. Станет ясно: точно подсчитать голоса таким образом невозможно. Хотя аналогичный метод применялся в древности, в результате выборы выигрывал кандидат, имевший самых голосистых сторонников. В современном обществе существует избирательная система.
Учитель обсудит с детьми изложенные в карточке наблюдателя принципы демократических выборов:
- равенство – все люди равны, каждый избиратель имеет право на один голос;
- альтернативность – выборы должны быть конкурентными, минимум два кандидата;
- тайное голосование – исключена возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан;
- свобода волеизъявления – каждый самостоятельно делает свой выбор;
- всеобщность – голосовать имеют право все граждане страны старше 18 лет.
Школьники узнают, что выборы не ограничиваются опусканием бюллетеней в ящик для голосования. Это сложный процесс, в нем задействовано множество участников – это и избирательные комиссии на местах, и наблюдатели, и СМИ, и волонтеры. Во главе системы избирательных комиссий находится Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Ребятам покажут ролик, посвященный 30-летию ЦИК России.
8–9 классы
Учащимся 8–9 классов также предложат деловую игру «Выборы» и обсудят с ними основные принципы демократических выборов. Например, принцип всеобщности подразумевает, что голосовать имеют право все жители страны, но, к сожалению, есть те, кто не может самостоятельно передвигаться и прийти на избирательный участок. Ребят спросят, как такие граждане могут реализовать свое право участвовать в выборах, могут ли они попросить родственников или соседей сходить на избирательный участок и проголосовать за них. Если человек по состоянию здоровья не может прийти на выборы, то по его просьбе избирательная комиссия приедет к нему домой, и он проголосует, не выходя из дома.
Исключительным случаем является голосование космонавтов. Общие нормы закона на такое голосование не распространяются. Космонавт заранее самостоятельно выбирает доверенное лицо, в день выборов в специально выделенной для соблюдения тайны голосования комнате в Центре управления полетами (ЦУП) во время сеанса прямой связи с МКС, космонавт оглашает свой выбор, а доверенное лицо заполняет избирательный бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования, который затем отправляется в территориальную избирательную комиссию. Новым явлением стало использование дистанционного электронного голосования (сокращенно ДЭГ). Эта система позволяет участвовать в выборах, используя технические устройства (ноутбук, компьютер и пр.).
Школьники также примут участие в деловой игре. В качестве «постразговора» разработчики проекта предлагают участие школьников во Всероссийской олимпиаде по вопросам избирательного права и избирательного процесса, обсуждение результатов единого дня голосования в регионе (муниципальном районе), участие школьников в выборах кандидатов в органы школьного самоуправления, организацию выборов старосты класса.
10–11 классы
Учитель предложит старшеклассникам поразмышлять, чем их ежедневный выбор отличается от выборов, которые проходят в единый день голосования. Он акцентирует внимание на ответах детей, связанных с ответственностью за выбор, последствиями как повседневного выбора, так и государственных выборов, на масштабах значимости результатов этой процедуры для будущего страны.
При обсуждении принципов демократических выборов в рамках деловой игры педагог обратит внимание, в частности, на то, что данный принцип в России существовал не всегда. В начале прошлого века при голосовании в первую Государственную Думу Российской Империи 1 голос помещика приравнивался к 15 голосам крестьян и к 45 голосам рабочих. Этот означает, что если бы условно 44 рабочих проголосовали бы за одного кандидата, а 1 помещик за другого кандидата, то на выборах бы победил второй кандидат.
Школьников спросят, как обеспечивается право проголосовать морякам, находящимся в плавании, геологам и ученым на полярных станциях. Для того, чтобы избиратели, которые находятся в труднодоступных или отдаленных местностях, могли проголосовать, члены избирательных комиссий добираются до них с помощью авиационного, водного и автомобильного транспорта высокой проходимости.
Подросткам напомнят, что участвовать в выборах, значит проявлять настоящую гражданскую позицию: будущее страны и ее жителей для человека важно и ценно. Более подробно с избирательной системой Российской Федерации школьники познакомятся при изучении предмета «Обществознание» в 11 классе (для 11-х классов – на уроках обществознания в этом учебном году). А кому уже сейчас хочется больше узнать об этом, то всю актуальную и достоверную информацию можно найти на сайте ЦИК России и на сайте Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» рассказывало о проведении «Разговоров о важном», посвященных юным героям Великой Отечественной войны. Читателей также информировали о темах, которые учащиеся обсуждали на занятиях цикла в сентябре.
Комментарии