search
main
0

О вековой истории «Учительской газеты» рассказывает фонд Президентской библиотеки

Ровно сто лет назад, 3 октября 1924 года, вышел первый номер «Учительской газеты».

Он открывался передовицей, написанной организатором и главным идеологом советского образования Надеждой Константиновной Крупской, которая стояла у истоков издания. «Необходимо, чтобы у учителя была своя газета, куда он мог бы писать о том, что его волнует, мучает… Через газету учитель может говорить с учительством в целом. И он перестанет чувствовать себя таким безнадежно одиноким, безнадежно затерянным в водовороте жизни. Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля – у многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести», – писала Крупская в первом номере «Учительской газеты».

Ознакомиться с первым номером «Учительской газеты», а также со многими другими можно в фонде Президентской библиотеки. Проследить, как вместе со всей страной на протяжении ста лет менялось издание для учителей, можно благодаря соглашению о сотрудничестве Президентской библиотеки с АО «Издательский дом „Учительская газета“», подписанному в июне 2023 года. В фонде Президентской библиотеки в оцифрованном виде теперь хранится часть всех вышедших номеров. Доступ к коллекции свободный.

Фото: Президентская библиотека

Сплотить учителей, собрать их в «артель» было главной задачей газеты. Первым делом необходимо было искоренить безграмотность и газета призывала всех включиться в эту борьбу, регулярно публиковала материалы о ее результатах.  Но не только победа над неграмотностью интересовала издание.  В нем поднимались вопросы о чрезмерной нагрузке педагогов, о нехватке учебников и пособий для учеников, о разнообразных «уклонах, в которые впадают органы народного образования на местах», о нелегком быте сельских учителей.

В 30-е годы прошлого столетия, когда страна советов вплотную приступила к вопросам строительства народного хозяйства, газета изменила название – с 1930 по 1936 гг. она называлась «За коммунистическое просвещение». Осенью 1930 года над Красной площадью во время парада пролетело боевое звено самолетов «Боец культфронта». Это стало возможным благодаря средствам, собранным учителями по призыву газеты поддержать акцию по строительству самолетов для молодой советской авиации.

В годы Великой Отечественной войны газета стала связным между тылом и фронтом. В январе 1942 года учителя 13-й школы г. Куйбышева выступили с почином построить танковую колонну «Народный учитель». Это предложение было сразу же поддержано газетой. «Пусть в рядах советских танков, беспощадно разящих врага, будут и наши танки, построенные на средства советских педагогов… Учителя и учительницы! Нашу танковую колонну „Народный учитель“ должны строить все школы, все педагоги!» – призывала «Учительская газета» 11 февраля 1942 года.  Уже 22 июля 1942 года состоялась передача танковой колонны бойцам Красной армии. В их числе были и бывшие учителя.

27 августа 1942 года в «Учительской газете» было опубликовано письмо на фронт от педагогов Федякинской школы Рязанской области, взявших на себя заботу о детях фронтовиков. Уже со следующего номера «Учительская газета» начинает вести рубрику о «почине федякинцев в действии». «Не оставим детей без присмотра, поможем семьям фронтовиков. Согреем сирот заботой!» – призывает газета. Тысячи учителей, сменив указку на автомат, классы – на окопы, сражались на фронте. Практически в каждом номере «Учительской газеты» рассказывалось о примерах мужества и отваги, проявленных советскими педагогами.

После Победы в Великой Отечественной  войне необходимо было восстанавливать разрушенное народное хозяйство, поднимать страну и «Учительская газета» активно включилась в этот процесс.

Десятилетия сменяли друг друга, и каждое время ставило перед сотрудниками издания для учителей свои, новые задачи. За вековую историю менялось название, формат и периодичность выхода  «Учительской газеты». Неизменным оставался диалог учителя с «учительством в целом». Сегодня газета охватывает все темы, касающиеся образования – от дошкольного до высшего, поднимает вопросы, волнующие педагогическое сообщество, и предлагает варианты их решения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте