search
main
0

Нужно жить в согласии с природой Тема “Проблемы, касающиеся каждого из нас”. 8-й класс. Глава из нового учебника

И тополя уходят,
Но след их озерный светел.
И тополя уходят,
Но нам оставляют ветер.
И ветер умолкнет ночью,
Обряженный черным крепом.
Но ветер оставит эхо,
Плывущее вниз по рекам.
И мир светляков нахлынет –
И прошлое в нем потонет.
И крохотное сердечко
Раскроется на ладони.
Ф.Лорка

Прелюдия. Человек XX века осознал себя не защищенным и хрупким перед лицом мира, Вселенной, созданной им же самим техники и технологии. И, осознав это, он понял, что окружающая природная среда тоже хрупка, ее легко разрушить в погоне за доходами, прибылями, получаемыми любой ценой.
Мы не случайно включили в эпиграф к параграфу пронзительные строки испанского поэта Ф.Лорки. Вдумайтесь, насколько описанный поэтом мир светел и совершенен, но как легко его уничтожить. Землю могут поглотить каменные джунгли небоскребов и асфальт, а “мир светляков” канет в прошлое, оставив людям только воспоминание о безвозвратно ушедшей гармонии. А ведь именно в таком мире и отведено место для человека. Он живой и, следовательно, должен жить среди живого – птиц, зверей, светлячков, тополей и белых берез.
1. Напишите эссе-рассуждение по стихотворению. Как вы поняли эти строки?
2. Как вы понимаете мысль Лорки о человеческом сердце на ладони мира?
Просмотрите текущие газеты и составьте перечень наиболее значимых тем, волнующих журналистов. Сколько из них касается экономики, сколько политики, культуры, состояния окружающей среды? Какие из этих проблем вы назвали бы наиболее значимыми?
Проблемы, проблемы, проблемы. От них болит голова. Они тревожат, от них хочется убежать, спрятаться. А есть ли такие проблемы, которые одинаково волнуют всех людей во всем мире, независимо от языка, цвета кожи, места жительства? Есть. Они составляют особенность современного мира. И раньше, в прежние времена, существовали вопросы, которые можно отнести к категории общечеловеческих, – это вопросы войны и мира, терроризма, голода, распространения страшных болезней. Но никогда еще они не стояли с такой остротой, чтобы возник вопрос: “Быть или не быть человечеству завтра?”, “Выживет человеческий род или погибнет, уничтожив вместе с собой и свою зеленую планету?” Именно проблемы такого рода и получили название глобальных.
Глобальные проблемы человечества охватывают всех землян, невзирая на их различия, касаются всех и каждого. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека и всех обитающих на нашей планете существ. Многое надо решить человечеству для продолжения своего существования. Озоновые дыры, невероятная солнечная активность, глобальное изменение климата, парниковый эффект, истощение природных ресурсов, перенаселенность ряда регионов и опасность ядерной войны, очаги “малых”, локальных войн – все это лишь малая толика того, что угрожает жизни на Земле.
Какие проблемы вы определили бы как глобальные?
Разновидности общечеловеческих проблем. Многие ученые занимаются определением и группировкой глобальных проблем, разработкой путей их решения. Часть подобных проблем касается сохранения окружающей живой природы, экологии. Другие (социальные) порождены конфликтами между людьми, различным уровнем жизни в разных регионах мира. Отдельные группы составляют проблемы взаимоотношений между государствами, проблемы экономические, научные и технологические.
К экологическим проблемам, связанным с теми опасностями, которые несет современная цивилизация живой природе – среде обитания человека, ученые относят потепление климата, истребление лесов в различных районах мира, загрязнение атмосферы, вод Мирового океана вредными отходами современных производств, истощение почв и многие другие. Эти проблемы вы будете изучать на уроках географии и биологии.
Среди социальных проблем – наличие огромного числа неграмотных людей на земном шаре; различные темпы роста населения в разных регионах мира, кое-где принявшие угрожающий характер демографического взрыва, кое-где, напротив, ведущие к значительному сокращению численности населения; контрасты полюсов богатства и нищеты в мире, которые всегда ведут к недовольству людей своим положением, что в свою очередь чревато массовыми народными волнениями, применением насилия. Кроме того, подлинным бедствием для всего мира сегодня становится распространение наркомании, опасных болезней, таких, как СПИД.
К политическим проблемам относится прежде всего угроза войны. И неважно какой – “малой” или “большой”. Сегодня любая локальная война может разрастись до большого конфликта, перерасти в мировую войну, в которую будут втянуты разные страны. Накопленные в мире арсеналы оружия позволяют уничтожить, и даже не один раз, всю жизнь на Земле. Политические проблемы – это экстремизм, терроризм, ненависть между различными народами, вражда между представителями различных религий. Ни одна страна уже не в состоянии справиться в одиночку с этим, нужны усилия всего мирового сообщества.
Экономические проблемы – это слишком расточительное использование природных ресурсов для хозяйственных нужд, разделение мира на полюсы экономического развития, проблемы нехватки продовольствия для всех живущих на Земле, внедрение новых технических достижений и технологий.
Духовные, гуманитарные проблемы связаны с кризисом привычных моральных ценностей, опасностью утраты человеком в современном технологическом мире своих естественных духовных качеств. Ученые говорят о том, что охранять нужно не только природу, но и самого человека.
Считаете ли вы приведенный перечень глобальных проблем исчерпывающим? Что добавили бы вы? Обоснуйте свой выбор.
Угрозы окружающей среде. В перечне общечеловеческих проблем едва ли не важнейшее место занимают экологические. Народы, населяющие Землю, в своем взаимодействии с природой пошли разными путями. Одни создают так называемые экологические цивилизации, то есть максимально приспосабливаются к природе, стремятся следовать ее законам и как бы сливаются с ней. Другие же стали активно вторгаться в природную среду, думая о том, как усовершенствовать свой быт, сделать более комфортным образ жизни. Представители этих технологических цивилизаций решили, что они – хозяева природы и могут делать с ней все, что захотят. Поэтому иногда вместо органичного взаимодействия с окружающей средой деятельность человека превращается в противостояние ей. Но плоды этого противостояния зачастую оборачивались против самого же человека.
Уже в конце XIX столетия художники изображали виды крупных городов, скрытые смогом – тяжелым и душным черным туманом, который выбрасывали чадящие трубы фабрик и заводов. Тогда, в позапрошлом веке, еще никто не знал ни о каких очистительных сооружениях, призванных сократить ущерб, наносимый природе. Это было начало процесса загрязнения окружающей среды. Однако сегодня загрязнение приобрело глобальный характер. Оно приводит к изменению климата на нашей планете.
Приведите известные вам примеры загрязнения окружающей среды. Найдите данные о содержании токсинов (отравляющих веществ) в атмосфере, воде, городской земле.
Одной из важнейших экологических проблем является истощение природных ресурсов. С каждым годом человечеству требуется все больше и больше энергетических ресурсов, расходуются нефть, газ, уголь. Ученые стали говорить о том, что каждое десятилетие потребности в электроэнергии удваиваются. Хищнически истребляются леса – естественные легкие нашей планеты. Вырубаются тропические леса Амазонии, не менее остро стоит проблема расходования лесных ресурсов и в России. Наиболее пессимистично настроенные экологи бьют тревогу и говорят, что уже в XXI веке будет вырублено последнее дерево на планете. Особенно большой вред окружающей среде наносят открытые разработки полезных ископаемых – угольные разрезы, каменные и песчаные карьеры, добыча руд. Человек как бы высасывает из земли все ее соки, практически ничего не предлагая взамен. Ведь руды, нефть, газ, уголь – это невозобновляемые ресурсы.
Под воздействием человека меняются земные ландшафты – высыхают моря (к примеру, Арал), формируются рукотворные пустыни. При участии человека, по данным ученых, видоизменено более 60 процентов поверхности Земли. Меняется даже климат нашей планеты – идет глобальное потепление, которое приводит к подтаиванию материковых льдов у полюсов Земли, море наступает на сушу (например, на Аляске; в наших северных морях уже исчезли несколько островов). Эти же явления способствуют формированию губительных сил стихии – землетрясений, смерчей, ураганов, наводнений, ежегодно несущих людям гибель, разрушения, беды, моральный и материальный ущерб. Изменение климата также влечет за собой исчезновение многих видов животных и растений.
Природа постоянно напоминает людям о том, что они по-прежнему являются лишь ее частью, а отнюдь не хозяевами. Учеными подсчитано, что в среднем ежегодно происходит одно катастрофическое землетрясение, 18 сильных, 120 средних и около 1 млн. слабых.
Какие природные катаклизмы известны вам из истории? Почему в современном мире возрастает их интенсивность?
Народная пословица гласит: “Плоха птица, что гнездо свое марает”. Давайте задумаемся, а что сами мы делаем для сохранения природы? Может ли каждый из нас сказать, что не бросает на улице пластиковых бутылок и жестяных банок, оставляет лес чистым после пикника. Сейчас даже появился термин “мусорная цивилизация”, который отражает тяжелую современную ситуацию.
Обратите внимание на прилегающие к вашей школе улицы. Много ли на них мусора? Что, на ваш взгляд, можно и нужно предпринять для того, чтобы в вашем районе стало чище? Кто именно должен обеспечивать чистоту улиц и дворов?
Демографические проблемы. Демография – это наука о народонаселении: его плотности, движении, рассредоточении в различных регионах мира, составе по полу, возрасту, роду занятий.
Прежде всего под демографическими проблемами понимаются быстрые темпы роста населения и необходимость удовлетворения растущих потребностей людей. За длительный период человеческой истории демографическая обстановка на Земле существенно изменилась. Около 10 тыс.лет назад, когда человечество перешло к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству, – на нашей планете жило всего около 5 млн.человек – это половина населения нынешней Москвы. К началу нашей эры в мире жило 250 млн. Одних только граждан США (275 млн.человек) столько, сколько жителей Земли было во времена Юлия Цезаря.
Процесс роста населения продолжается. В 1960-е годы он шел со скоростью 8 тыс. человек в час, в 1980-е – 10 тыс., в 1990-е – 12 тыс. Но в разных странах и регионах мира прирост населения идет неравномерно. Где-то он принял характер демографического взрыва и поставил под угрозу обеспечение людей продовольствием, медикаментами, всем необходимым для жизни. А где-то, напротив, происходит опасное сокращение численности населения. По прогнозам ученых-демографов, население Африканского континента, которое составляет сегодня около 12 процентов жителей Земли, к середине XXI века, в 2050 году, – уже превысит 20 процентов, а население европейских стран, сейчас составляющее 13 процентов, напротив, к этому же сроку сократится до 7 процентов.
В конце XVIII века в европейских странах в целом поднялся уровень медицинского обслуживания. Смертность стала уменьшаться, но рождаемость осталась на прежнем уровне. Это привело к росту населения. Однако к середине XX века в этих странах произошел спад рождаемости, в результате чего естественный прирост сильно сократился. Ведущие, развитые страны мира сегодня столкнулись с проблемой резкого сокращения населения. В редких семьях рождается более одного ребенка. Многие и вовсе не хотят иметь детей: либо не хотят брать на себя ответственность за воспитание ребенка в сложном современном мире, либо желают свободно путешествовать, посещать дискотеки и клубы, или не могут иметь детей по состоянию здоровья. А ведь жизнь людей в этих странах достаточно благополучна. Уровень произведенного продукта на душу населения, к примеру, в Великобритании в 1999 году составил почти 24 тыс. долларов США. (Сравните с Украиной, где аналогичный показатель всего 590 долларов; в России – 1410 долларов США).
Как вы думаете, почему сокращается рождаемость в богатых странах? Каким образом власти этих стран могут способствовать решению возникшей проблемы?
В нашей стране демографическая ситуация очень сложная, смертность у нас превышает рождаемость. XX век унес в России, как и предсказывал Ф.Достоевский в романе “Бесы”, “сто миллионов голов”. Это две мировые войны, развязанный после революции “красный террор”, массовый голод в 1921 и 1933 годах. Но больше всего на демографию до сих пор влияет Великая Отечественная война, в которой наша страна понесла самые тяжелые потери – 28 млн. человек. А сколько миллионов нерожденных? А сколько одиноких женщин в послевоенные годы? Волны потерь от этой войны будут следовать за нашим народом и в XXI веке. Кроме того, в 1990-е годы Россия пережила экономический кризис, до сих пор многие живут трудно, еле-еле сводят концы с концами, надрываясь на нескольких работах сразу или занимаясь натуральным хозяйством. По подсчетам ученых, для того чтобы население в нашей стране не сокращалось, оставаясь хотя бы на нынешнем уровне (145 млн.), в каждой семье должно быть в среднем по двое-трое детей. У нас же в Российской Федерации этот показатель составляет сейчас менее одного ребенка.
Какие пути для преодоления сложнейшей демографической ситуации в России вы видите? Как решить проблему русского народа, численность которого сокращается самыми быстрыми темпами – примерно на 700 тысяч ежегодно? Пессимистически или же оптимистически вы смотрите на будущее русского народа? Свой ответ обоснуйте.
Другая картина характерна для тех стран, которые имеют статус развивающихся. В них в середине XX столетия значительно выросло качество медицинского обслуживания. При этом уровень рождаемости остался высоким, и в результате очень высокими стали темпы прироста населения. Так называемый демографический взрыв – это одна из самых главных проблем человечества. Как правило, высокий показатель естественного прироста населения характерен для стран со слаборазвитой экономикой, где государство не может обеспечить людям нормального существования. В этих странах ощущается острый недостаток продовольствия, голодают сотни тысяч людей. Правительства не имеют возможности бороться с эрозией почв, варварским истреблением лесов.
Особо тяжелое положение сложилось на Африканском континенте. После отмеченного в 1960 году Года Африки, когда многие страны обрели независимость и сбросили колониальные оковы, “черный континент” стал погружаться в хаос. По прогнозам ученых, в ближайшее десятилетие треть взрослого населения ряда африканских стран (Намибии, Мозамбика, Ботсваны) умрет от СПИДа. Бедность, необразованность, традиционный общинный уклад жизни обусловили уязвимость Африки перед угрозой СПИДа. В 1998 году СПИД стал причиной смерти каждого десятого рабочего в ЮАР. Сейчас в Африке, по разным оценкам, носителями вируса СПИДа являются от 23 до 100 млн. человек, расходы на их лечение должны составить от 50 до 200 млрд. долларов в год. Естественно, что таких денег на континенте просто нет, как нет и средств на реализацию широкомасштабных программ по борьбе с этой болезнью.
Как вы думаете, нужно ли всему мировому сообществу решать проблемы Африки или это дело только жителей “черного континента”? Можно ли вообще в современном интегрированном мире решать проблему подобного рода только на местном уровне?
Сложно складывается демографическая ситуация и в ряде азиатских государств, к примеру в Индии. Уже в течение многих лет власти этой страны пытаются взять под контроль прирост рождаемости, ведут разъяснительную работу среди индийских женщин о том, как можно и нужно планировать семью. Но об успехах этой деятельности говорить пока еще рано. Многие индийские семьи стремятся произвести как можно больше детей, чтобы в условиях нужды и бедности дети хоть как-то позаботились о своих родителях. Чем больше детей – тем больше работников.
И, наоборот, чрезвычайно удачен и эффективен опыт политики ограничения рождаемости, осуществляемой в Китайской Народной Республике, население которой составляет ныне 1 млрд. человек. Каждая семья имеет право заводить не более одного ребенка. Если же родители хотят иметь второго ребенка, они должны внести значительную сумму в государственную казну. Благодаря последовательной и продуманной демографической политике в современном Китае прирост населения взят под контроль, и уже в ближайшие годы КНР утратит свои позиции самого многонаселенного государства в мире, уступив первое место Индии.
Кризис культуры как глобальная проблема. Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоречивы. Они охватывают широкий спектр человеческих отношений, деятельности. Решение этих проблем – задача всей планеты, а для этого необходимо мирное, добровольное, осознанное сотрудничество всех обитателей Земли. Можно сказать, что сегодня все мы оказались посреди бушующего моря в одной лодке, в днище которой образовалась пробоина. Не время дискутировать и рассуждать, что делать, куда грести и чем вычерпывать воду. Всем вместе необходимо взяться и грести в одну сторону, а также сообща вычерпывать воду и попытаться заткнуть брешь. Если же люди увязнут в спорах, дискуссиях, конфликтах – они погибнут.
Целый ряд проблем связан с духовной жизнью современного человечества, деградацией “массовой культуры”, размыванием устоявшихся моральных, нравственных ориентиров, уходом людей от реальных проблем в мир иллюзий, порожденных наркотическим опьянением, использованием специальных психотропных препаратов.
Сложные вопросы ставит перед человечеством научно-техническая революция, особенно ее современный этап – массовая компьютеризация, продвижение к решению проблемы создания искусственного интеллекта. Человечество находится под угрозой утраты своей духовности, способности воспринимать и чувствовать прекрасное, творить это прекрасное. В борьбе за сохранение человека сплотились ученые, создавшие движение “синих” (не путайте с движением “зеленых” – борцов в защиту природы). Они отстаивают право человека оставаться самим собой даже в век современных технологий.
Надо признаться, что защищать человека во многом приходится от него самого. Ведь кто, как не люди, стремится возложить все на машину, а сами предаваться лени, тратить время на совершенно никчемные занятия. Они готовы довольствоваться эрзац-культурой, дешевыми подделками великих мастеров. Перестали ходить в музеи, читать книги, писать стихи. Издательства, берущиеся издавать произведения старых мастеров-классиков, не решаются печатать свою продукцию большими тиражами, зато книжный рынок завален дешевым многотиражным “чтивом” – детективами со стрельбой, насилием, погонями; приторными любовными романами; немудрящей фантастикой и комиксами про космических монстров. И это мы наблюдаем у нас в России, в которой в 60-е годы XX столетия люди считались самой читающей нацией в мире, а молодежь занимала одно из первых мест по духовному развитию и интеллекту! Люди забывают живые звуки музыкальных инструментов: скрипки, виолончели, гитары, фортепиано. Вместо этого – сумасшедшие децибелы искусственного, синтетического звука, фонограммы, заменившие живые голоса певцов. Понимая все это, действительно можно усомниться в ценности человеческого рода.
Цивилизация XX века привила жителям развитых стран мира философию и психологию потребительства. Развилась даже такая болезнь – “вещизм”, когда человек все свои помыслы стал устремлять лишь на увеличение числа материальных благ, которыми он располагает, покупать все больше и больше предметов и вещей, бытовой техники, одежды, еды, менять автомобили согласно моде и престижу. Известный философ Э.Фромм посвятил этому явлению свое исследование “Иметь или быть?”. Действительно, для современного человека гамлетовский вопрос формулируется несколько иначе. Иметь – то есть стремиться к обладанию вещами, богатством, или же быть – человеком, самим собой.
Какое место в системе глобальных проблем вы отводите проблемам духовным?

Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете суть глобальных проблем человечества? Можно ли утверждать, что их возникновение – продукт и наследие именно XX века?
2. Являются ли, с вашей точки зрения, глобальные проблемы фактором, объединяющим современный мир и превращающим его в единую цивилизацию?
3. Какие проблемы относятся к экологическим? Докажите, что они занимают важнейшее место в числе глобальных проблем современного мира.
4. Что означает выражение “хищническое, потребительское отношение к природе”?
5. Дайте характеристику демографических проблем. Назовите основные типы этих проблем.
6. Каково демографическое состояние современной России? В чем коренятся причины острейшего демографического кризиса, переживаемого в наши дни русским народом?
7. Какие духовные, гуманитарные проблемы стоят сегодня перед человечеством?

Темы для домашних сочинений
Власть природы над человеком и человека над природой.
От чего нужно защищать человека в современном мире?
Пути преодоления демографического кризиса в России.
Корни демографических проблем.
Уверенность в будущем – главный путь стабилизации численности населения?

Ольга КИШЕНКОВА,
Андрей ИОФФЕ,
кандидаты исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте