В отношении к актуальнейшему вопросу – воспитанию молодежи – в России в последние два года наметился явный прогресс. Принята “Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы”.
Ряду творческих коллективов разрешено продолжить приостановленные ранее исследования состояния этой проблемы и поиска путей, методов и средств ее решения. Так, творческий коллектив специалистов, возглавляемый академиком И.А.Зимней, разработал Общую стратегию воспитания в системе образования России.
Система образования и Русская православная церковь (как и другие ветви христианской церкви) ищут способы объединения усилий для решения этой проблемы.
Иначе мы обречены на продолжение и обострение того системного кризиса, в котором уже более десяти лет пребывает наше общество, балансирующее на грани устойчивости и дальнейшего развала. Слава Богу, это уже не только понимает, но и публично признает Президент России: в своем первом предвыборном обращении он поставил проблему нравственности населения нашей страны на первое место среди других проблем.
Интеллект и нравственность – наиболее эффективный стратегический резерв общества для решения многочисленных проблем России.
Поэтому основанием, фундаментом авторитета страны в современном мире – у себя и в мировом сообществе в обозримой перспективе – должно стать не нынешнее отношение к ней как к сильно ослабевшему, но еще опасному владельцу крупных запасов ядерного и другого оружия, а мощь ее интеллектуального и духовного потенциала. Потенциала, проявляющегося в способности не только эффективно решать собственные проблемы, “обыгрывать” своих конкурентов и недоброжелателей (не на поле брани, а в сфере интеллектуального и экономического соревнования), но и значимо участвовать в постановке и решении глобальных проблем, в том числе в формировании и развитии интеллекта и нравственности, духовной культуры. Но для начала последнее должно быть продемонстрировано Россией на собственном примере.
Таким образом, быстрое поднятие уровней нравственности, интеллектуального потенциала и воли народа России и ее органов власти должно стать важнейшими ближайшими и перспективными целями, а интеллект и нравственность каждого человека и всего общества, вера в успех, воля должны войти в состав общенациональных ценностей в нашей стране. И основание достижения этих целей должно закладываться в системе образования – в целях, содержании образовательных стандартов и программ, в технологии образования. Но при условии, что эти цели принимаются педагогической, академической общественностью и руководством системы образования!
Выше уже были отмечены явные положительные сдвиги в начале решения проблемы духовного, нравственного воспитания в системе образования. Но… вот характеристика состояния этой проблемы коллегией Минобразования на конец 1999 г.:
“Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число необучающихся и неработающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи… В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс… Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности”. (Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы).
Мы единственная из крупных европейских стран (Англии, Германии, Франции, Греции и т.д.), кто не имеет общественной цензуры СМИ.
Итак, речь идет о “горящей” проблеме нравственности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Т.е., если мы будем продолжать в том же духе, через пару лет нам некого уже будет воспитывать, а также и обучать (даже без учета демографического спада). Или же снова придется обращаться к диктаторским методам во всех сферах жизнедеятельности общества, опять же со всеми вытекающими последствиями.
Это ни в коем случае не означает призыва отказаться от решения вышеупомянутых теоретических и проектных задач, в первую очередь по разработке стратегии воспитания (в которых автор убежден и активно участвует). Без скорейшего и качественного решения этих задач мы все – и система образования, и все общество – обречены на непрерывное тушение пожаров, эпидемий, терактов и т.д.
Но, признавая их крайнюю насущность, необходимо одновременно с этим предлагать подходы достаточно быстрого, срочного воздействия на формирование и развитие системы воспитания. Причем такие подходы, которые смогут органически включить согласованную стратегию воспитания, как только она будет принята. В качестве варианта практического, хотя и временного решения предлагаются разработка и применение системы показателей качества воспитательной деятельности в учебных заведениях, которые основываются на следующих положениях:
– каждое учебное заведение должно иметь свою программу воспитания, функционирующую с помощью соответствующей системы воспитания;
– до начала реализации такой программы она должна пройти внешнюю экспертизу в организациях, утвержденных Минобразованием (совместно с региональными органами власти).
Учебное заведение может разработать свою временную программу воспитания (до принятия Минобразованием общей стратегии воспитания, которую учебные заведения должны учесть при подготовке своих уже долговременных программ);
– набор показателей воспитательной деятельности, принятый коллегией Минобразования, должен быть включен в состав показателей внешней оценки и самооценки для лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений;
– принятый таким образом (экспертным методом) состав показателей в дальнейшем может быть улучшен и скорректирован.
Еще один аспект. Социально-психологический климат и состояние факторов, обеспечивающих достижение целей воспитания (пример системы показателей).
Для начала в систему аттестации и аккредитации учебных заведений предлагается включить два показателя:
Наличие долговременной программы воспитательной деятельности (ПВД) учебного заведения (УЗ) (собственной ПВД или разработанной на основе рекомендаций Министерства образования) и условий ее реализации. И наличие положительной внешней экспертизы ПВД со стороны утвержденных Минобразованием организаций.
Эксперимент по обоснованию состава факторов и показателей проводится исследовательским центром совместно с Тульским педагогическим университетом.
Необходимо подчеркнуть, что это вытекает из опыта прошлых лет, – без гармоничной системы воспитания знание норм нравственности, эрудиция в областях религии, теологии, философии и т.д. сопровождались лицемерием, фарисейством и т.д., особенно в кризисные периоды жизни общества. Проповедь норм нравственности, преподавание гуманитарных дисциплин людьми, не соблюдающими эти нормы, ценности, особенно священниками, преподавателями, высокопоставленными чинами, всегда было и остается одним из основных деморализующих факторов, особенно для молодежи.
Нужно подчеркнуть опасность прямых оценок качества нравственности учеников, студентов и тем более включение методов этих оценок в системы аттестации выпускников учебных заведений, в системы аттестации и аккредитации. Как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта в сфере воспитания молодежи вообще и в вузах в частности, наиболее осторожный и вместе с тем реальный начальный путь в этом направлении – это выявление факторов благоприятного воздействия на формирование принятого в качестве целей воспитания набора качеств личности учащегося и управление состоянием и развитием этих факторов.
Описанный подход вместе с воспитательной компонентой в государственном образовательном стандарте был предложен и обсужден на конференции и заседаниях координационного совета учебно-методических объединений по направлениям подготовки и специальностям и научно-методических советов вузов Российской Федерации при разработке концепции и макетов обновленных государственных образовательных стандартов высшего образования и использования при разработке их варианта макета ГОС.
Такой подход в контексте структуры и содержания общей интеллектуальной подготовки студентов и учащихся изложен в книге автора “Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты” (Исследовательский центр, 1999 г.).
В связи с такой остротой, неблагополучностью состояния нравственности населения, в том числе молодежи, свой вклад в решение проблем воспитания должны вносить и те коллективы, которые традиционно занимаются вопросами качества образования, а также образовательными стандартами и программами. Без этого какой смысл имеет подготовка высококвалифицированных специалистов, не обладающих необходимым уровнем патриотизма, честности, ответственности и поэтому готовых “делать деньги” на чем угодно и где угодно. Все это вместе с небывалым масштабом “утечки мозгов” из России – одно из убедительных доказательств неэффективности решения проблем качества образования без особого внимания к качеству воспитания и к его результатам.
Борис КОЛОМИЕЦ,
зав. сектором Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Минобразования РФ
Комментарии