search
main
0

Новый формат от ФИПИ – всё к лучшему. ОГЭ по биологии как генеральная репетиция ЕГЭ

Биология для девятиклассников – это предмет по выбору. Зачастую к этому выбору дети приходят очень поздно, и для подготовки к ОГЭ остаётся очень мало времени. Сеть Интернет и книжные магазины предлагают различные пособия для подготовки к итоговой аттестации по биологии, как для учащихся, так и для учителей.

Среди педагогов существуют негласные требования к сборникам вариантов для подготовки к ОГЭ.

Во-первых, пособие должно быть создано специалистами, непосредственно принимающими участие в разработке реальных вариантов ОГЭ.

Во-вторых, пособие должно полностью соответствовать демоверсии текущего учебного года от ФИПИ.

В-третьих, в пособии должно быть достаточно большое количество вариантов для прорешивания и разбора с учениками.

В-четвёртых, должны быть представлены разные варианты заданий в каждой линии, чтобы ученики могли познакомиться с возможными формулировками вопросов и иллюстрациями, и составить общую картину экзаменационного варианта.

Этим требованиям в полной мере отвечают пособия Татьяны Вячеславовны Мазяркиной и Светланы Викторовны Первак. Поэтому, занимаясь подготовкой учащихся к ОГЭ, многие годы с удовольствием используем пособия этих авторов.

В этом учебном году в структуре ОГЭ по биологии есть изменения, которые связаны со структурой и содержанием первой части КИМ (во второй части их нет). Вот главные из них:

  • общее количество заданий сократилось: 26 вместо 29;
  • количество заданий первой части сократилось с 24 до 21;
  • линии 1, 3–5, 7–13, 15, 17, 18 сохранились, но изменили свои позиции;
  • включены новые линии 2, 6, 14, 16, 19-20, которые были представлены в 2020 году в перспективной модели КИМ и апробированы;
  • в линии 21 представлены задания по формату задания 2 ЕГЭ;
  • максимальный первичный балл увеличился с 45 в 2022 г. до 48.

Приведём примеры некоторых новых заданий из сборника на проверку функциональной грамотности учащихся.

Задания в линиях 5, 6 направлены на проверку умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Пятое представлено в виде последовательности действий в ходе какого-либо исследования, которые нужно расположить в правильном порядке. За верное выполнение задания даётся два балла. Пример из варианта 1 (Рис. 1).

Рис. 1

Шестое задание соответствует элементу спецификации “Уметь распознавать лабораторные инструменты, посуду, медицинские приборы”. Оно содержит изображение какого-либо инструмента или прибора, который нужно узнать по рисунку и выбрать, с какой целью он используется. Задание предполагает выбор одного правильного ответа из четырёх, оценивается в один балл. Пример из варианта 2 (Рис. 2).

Рис. 2

Линия 14 относится к блоку знаний “Человек и его здоровье”, соответствует элементу спецификации “Уметь распознавать органы и системы органов человека”. Это задание с обязательной иллюстрацией, на которой приведены изображения четырёх органов или их частей. Требуется выбрать один объект из четырёх, соответствующий вопросу. Задание оценивается в один балл. Пример из варианта 6 (Рис. 3).

Рис. 3

Линия 16 также относится к блоку знаний “Человек и его здоровье”. Это задание с иллюстрацией, требуется определить правильные и неправильные подписи к рисунку, и записать в ответ номера трёх верно сделанных подписей. Это задание в формате ЕГЭ, за него можно заработать два балла.

В новом формате КИМ уменьшилось количество заданий по блоку “Человек” – раньше их было восемь (линии 6-13), теперь стало пять (линии 14-18), но общее количество баллов по этому блоку не изменилось.

Интересен новый блок заданий по экологии – №№ 19-21. Ко всем трём из них приводится схема взаимоотношений организмов в экосистеме:

  • №19 – требуется выбрать подходящие характеристики для указанного объекта, список характеристик прилагается. Задание на два балла;
  • №20 – составление пищевой цепи на основе предложенной схемы, 1 балл. Нужно обратить внимание учеников, что в ответ нужно писать буквы, соответствующие нужным животным на схеме, а не цифры из задания 19;
  • №21 – задание на определение трофических связей организмов в экосистеме. Формат этого задания приближен к формату подобных заданий в ЕГЭ.

Этот блок позволяет проанализировать не только знание фактического материала, но и возможности логического мышления ученика и умение работать со схемой.

Итак, можно сделать выводы по изменениям в КИМ:

  1. количество заданий в ОГЭ уменьшилось, но они стали более структурированными и более привязаны к конкретным темам.
  2. многие из них не изменили своего привычного формата, но встречаются в других позициях. Это не создаёт трудностей для учеников, но упорядочивает КИМ.
  3. исключены задания по эволюции – это несомненный плюс, так как по некоторым учебным программам эволюция как раздел биологии в девятом классе не изучается.
  4. задания по своему формату приближены к формату ЕГЭ, что является хорошей предпосылкой для преемственности этих экзаменов.

Следовательно, пособие полностью соответствует предложенной ФИПИ демоверсии. При его использовании в подготовке сводится к минимуму вероятность встречи с незнакомым форматом заданий.

Татьяна ШПАРБЕР, учитель биологии “Лицей Бауманский”, Йошкар-Ола 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте