Я иду в полной темноте, ориентируюсь только на картинку, полученную несколько секунд назад при яркой вспышке молнии: лесная дорога, ведущая на поляну к палаточному городку. Новая вспышка помогает увернуться от ствола дерева, растущего посреди тропы. Грохот грома незамедлительно подсказывает, что мы в эпицентре грозы. Потрепанный в боях с непогодой дождевик спасает от пронзительных струй, льющих с неба. Резиновые сапоги – моя гордость! – чавкают по местному глинозему и несут меня к мерцающему огоньку на поляне ближе, ближе… Сквозь шум дождя прорываются дружное пение и звуки гитары. И вот я вижу тесный круг «экспедиторов», сидящих вокруг костра. Навеса над костром хватает только на то, чтобы укрыть головы и плечи, на спины уже капает вода, но никто не обращает на это внимания. Несмотря на тесноту, все сдвигаются и освобождают мне местечко. Я благодарно подкидываю в огонь картонную коробку, которую сберегла под дождевиком. Как все, протягиваю озябшие руки к дару Прометея и пою:
Нет, нет, нет, нет,Нет сигнала сети,Самое время, чего мы ждем!Нашей пропажи никто не заметитИ на Google Maps координат не найдет.(Песня «Поезда» группы Anacondaz)Сегодня мы не будем спать, мы будем всю ночь петь у костра. Мы прощаемся с друзьями. В четыре часа утра в числе первых уезжают Андрей Иванович Семке и делегация Ейска. Мы будем обниматься, плакать и петь «Расстояния». И каждый, кто будет уезжать потом, будет одарен порцией слез, добрых прощальных слов и объятий. Потому что за две недели экспедиции происходит что-то с людьми, съехавшимися со всей страны: вот они были совершенно чужими, а затем, оказывается, они уже не могут друг без друга. И поэтому едут в экспедицию снова и снова.Когда московский учитель химии Владимир Нодарович Головнер, руководитель Межрегиональной экологической экспедиции школьников России, приглашал нас, финалистов конкурса «Учитель года России», присоединиться к этому грандиозному проекту, он ничего не говорил о бессонных ночах, талантливых детях, гениальных педагогах и возникающей экспозависимости. Он просто рассказал о том, что учителя привозят своих учеников каждый июль в новый регион, чтобы обучать их в полевых условиях всему, что знают сами, погружать в исследовательскую деятельность и познавать особенности того или иного уголка России. При этом день «экспедиторов» построен так, что свободного времени нет ни минутки: полевые трехчасовые мастерские днем и вечерние мероприятия: интеллектуальные и спортивные игры, конференции и концерты. Тогда мне было странно слышать, что ученики с удовольствием едут сюда учиться во время каникул, а учителя – работать во время своего долгожданного отпуска.Но сейчас я сама не могу представить лето без экспедиции, а мои ученики пристают ко мне в течение учебного года: нет ли писем от Владимира Нодаровича с приглашением в экспедицию? И вот мы получаем письмо и начинаем готовиться: сочиняем выступление на открытии, собираемся в школьном дворе и ставим палатки на скорость, складываем в рюкзаки личное снаряжение и подарки друзьям из других регионов.Раньше в экспедиции мылись в реках и даже готовили еду на костре. Сейчас все цивилизованнее: нас кормят в столовой, есть душ и медпункт, охрана. Но вот прожить в палатке две недели – это традиционное испытание, которое проходят все «экспедиторы». В Пермском крае, который принимал XVIII экспедицию в июле 2019 года, палаточная жизнь была осложнена частыми затяжными дождями и глинистым грунтом. Прекрасная лесная поляна с выходом к Каме превращалась в болото, как только в небесной канцелярии прописывали дневную порцию дождя. Самыми востребованными предметами из рюкзака оказались сапоги и дождевик.Волонтерам и их куратору Андрею Бабкину из Тулы пришлось потрудиться, чтобы обустроить места обучения для рабочих групп: поставить шатры, натянуть навесы, укрыть от дождя технику. Волонтер – это молодой человек, в прошлом «экспедитор»-ученик, который не излечился от той самой экспозависимости. Так как окончил школу, его уже никто не берет в экспедицию, тогда он едет сюда сам и делает все возможное, чтобы принести пользу. Обычно это абитуриенты или студенты престижных вузов. Бывают даже случаи эволюции «ученик – волонтер – учитель». В этом году в экспедиции преподавала йогу бывшая ученица Маша, а теперь учительница Мария Соколова из Болгарии. Это было очень красиво: на берегу туманной Камы застыли в асанах мускулистые тела. Да, да, несмотря на шестиразовое питание, все «экспедиторы» в прекрасной физической форме. Доказательство – ежегодный турнир между учителями и учениками по волейболу, футболу и комиболу – игре, придуманной в экспедиции.Мастерские учителей года призваны открывать тайны региона, куда экспедиция приезжает. Вот и на этот раз все, что было под ногами, измельчили, растворили и соединили. Это я про минералы. Химики привозят в экспедицию полевые лаборатории и проводят опыты прямо на открытом воздухе, как Людмила Терещенко из Свердловской области и Владимир Головнер из Москвы. Литераторы ищут разгадки тайн в произведениях местных писателей. По сказам Бажова можно составлять карты для кладоискателей, что и делали ребята на уроках у Татьяны Замятиной из Нижегородской области. Мастерская Валерии Балтачевой из Ижевска проходила в соседней деревушке Кулики, ребята будоражили местных жителей и заставляли вспоминать свою историю. Физик Андрей Семке из Ейска Краснодарского края определял с учениками радиационный фон окружающих природных и искусственных объектов. Биолог Сергей Софенко из Санкт-Петербурга накормил детей блюдами из местного продукта – овсянки. Кстати, эти блюда (суп, кисель и оладьи) ребята приготовили сами. Весь арсенал кухонной утвари для мастерской Сергей привез с собой из Петербурга. Зацепила ребят правда о роботах и человеке, открытая учителями из Горнозаводска (Пермский край) Алиной Медведевой и Натальей Лучининой. А Юлия Неволина из Чайковского помогла детям составить креативную карту Пермского края. Галина Монакова из Губкина (Белгородская область) организовала исследование пермских почв. Любовь Булгакова из Белгородской области оценивала загрязненность местного воздуха. Татьяна Усова из Саратова играла с «экспедиторами» в местные игры. Сергей Циклов из Кольчугино (Владимирская область) искал и нашел-таки личинки вредителей деревьев. И очень убедительно утверждал, что их можно есть. Дальше я не смотрела… Наталья Мясникова и Мария Соколова из Мурома (Владимирская область) разъяснили, чем работоспособность сангвиника отличается от работоспособности холерика, кого выгоднее брать на работу. Елена Сазонова из Смоленска показала красоту местных растений и научила использовать акварель для их изображения. Ольга Захарова из города Коврова Владимирской области перепачкала детям все пальцы ради биометрических исследований. Елена Мякишева из Иркутской области поделилась способами скорочтения. Любовь Бродова из Калининграда показала, как живые существа могут быть биоиндикаторами окружающей среды. Олеся Пинюкова из Калуги так хорошо научила бороться со стрессом, что на итоговой конференции на все каверзные вопросы дети с отрешенной улыбкой отвечали: «Все ответы лежат внутри вас самих, только загляните в себя». Наталья Ковтонюк из Курска знакомила ребят с историей Пермского края через памятники и скульптуры. Один из известных памятников – «Пермяк соленые уши». Теперь его знают все «экспедиторы». Марина Говорова из Москвы обучала ребят основам семейного права. Ирина Маркина, учитель года Адыгеи, ныне московский педагог, дала детям волю в исследовании пермских продуктов с помощью химии. Оксана Маляева из Нижегородской области «нарисовала» портрет здоровья человека. Владислав Иванов из Твери научил ребят такому полезному и занимательному делу, как жонглирование тремя и даже четырьмя мячами. На занятии у Алексея Уржумова из Оренбурга дети построили топографический план нашего лагеря. Юлия Терещенко из Екатеринбурга играла с ребятами в коммуникативные игры на доверие. Геннадий Петров из Удмуртии привез мастерскую по своей любимой бионике. Светлана Коблякова из Москвы завела детей в непроходимые заросли и дала возможность самим найти обратную дорогу. Никто не пострадал! Только иностранные языки преподавались без пермского акцента. Элизабет Бойдева учит «экспедиторов» болгарскому языку уже десять лет. А Людмила Бабкина из Тулы устроила для детей фиалковое свидание, как в Тулузе, ведь она настоящая «француженка». Надежда Зюзина, тульский педагог, временно работающая в Испании, приехала из Мадрида, чтобы почувствовать вкус жизни в экспедиции и научить ребят пермской народной поделке «Зайчик на пальчик». Секреты романа Булгакова «Мастер и Маргарита» открыл для ребят Кирилл Демушов из Москвы.Много-много интересного можно увидеть и услышать на мастерских в экспедиции, но попасть на все я не смогла, потому что сама вела фотошколу и учила использовать социальные сети для продвижения желаемого, а самое желаемое для всех нас – это экспедиция. Мы договорились с ребятами о хештегах #экспа2019 #экспедиция2019 #экспедицияПермь2019 и назначили встречу в Сети.Особые мастерские проходили в начальной школе. Дело в том, что экспедиция постепенно обзавелась целой ватагой малышей – это дети, внуки педагогов, младшие братья и сестры учеников из основного состава. Многие учителя приняли участие в этом проекте внутри проекта и, конечно, покорили сердца маленьких, но настоящих «экспедиторов». Дарья Смолева, директор начальной школы, знает, через что лежит путь к сердцу юных исследователей. Поэтому все ее ученики уехали с карманами, набитыми пластилином, и шоколадными медалями на шеях.Экспедиция как живой образовательный организм нуждается в своем телевидении, газете и почте. Владимир Смолев взял под свое крыло «Полевое телевидение», которое каждый вечер радовало нас новым выпуском. Истории сочиняли и снимали сами ребята. Газета «Дожди(с’)Перми» под руководством журналиста, ведущего специалиста аппарата профсоюза Оксаны Родионовой и учителя истории Марины Никоарэ из Вологды также была составлена из заметок самих «экспедиторов», которых волновало как благоустройство лагерной жизни, так и содержание учебного материала мастерских.Кстати, в этом самом благоустройстве приняли участие абсолютно все участники экспы. Мы все мечтали о гравии, устав месить грязь на территории лагеря. И он у нас появился – целых два самосвала! Надо было видеть, как все – и стар и млад – хватали все, во что можно было насыпать гравий, и носили, носили, носили, рассыпали его по глинистым дорожкам. В ход пошли пожарные ведра, тазы из душа, баки из столовой и пластмассовые корзины для мусора, тачка. Владимир Нодарович с ведром, полным гравия, был что Владимир Ильич с бревном на плече. Единый порыв был настолько силен, что прямо в воздухе некоторое время висел запах социализма. Гравиевые дорожки очень скрасили наше существование в лагере. Теперь можно было ходить в кроссовках, а не в сапогах, да и просто можно было ходить!И мы ходили на мастерские, на обед в столовую, на игру «Что? Где? Когда?», на посадку в экскурсионный автобус. В программе экспедиции был экскурсионный день. Одновременно четыре группы выехали в Кунгурскую пещеру, в Пермь, в Музей ложки в Нытве и в Хохловку. Мы были в Музее ложки: сравнили древнюю и современную технологии изготовления ложек, полюбовались на коллекцию разнообразных столовых приборов и купили сувенирные ложечки. Те, кто ездили на другие экскурсии, тоже остались довольны. Анжела Григорьевна Пинюкова из Калуги, ветеран экспедиции, даже простила Перми непогоду за удовольствие, полученное в Кунгурской пещере. Потому что про грязь мы забудем, а про строительство общей дороги – никогда. Капли дождя высохнут, а подземные озера навсегда останутся в памяти и на фотографиях.Кадр освещенной молнией дорожки, усыпанной гравием, будет мелькать перед моим мысленным взором по крайней мере до следующей экспедиции. А следующая экспа точно будет, потому что у меня неизлечимая экспозависимость.Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов средней школы №137 Красноярска, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края»-2013
Комментарии