Детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Еще в 1996 году Государственной Думой РФ был принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», в котором было закреплено право детей с отклонениями в развитии учиться в обычном классе массовой школы. О проблемах их социализации говорят и новые образовательные стандарты: «Наша новая школа – это школа для всех…». Но, к сожалению, в прогрессивных законодательных актах нередко отсутствует механизм реализации, претворения в жизнь их основных положений. О своем опыте работы рассказывает директор Копыловской средней школы Томского района Томской области Алена ПАНАРИНА.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Томская областьОсобый подход к «особым»В нашей небольшой сельской школе 16 детей состоят на индивидуальном обучении, порядка 40 – с ограниченными возможностями здоровья разного уровня. Это инвалиды, ребята с задержками развития, с легкой степенью умственной отсталости. А есть еще дети пограничного состояния, которым рекомендованы занятия с логопедом, педагогом-психологом, медикаментозное лечение. Если посчитать всех «проблемных» учеников, получается больше трети. Мы стали работать, чтобы эти дети были социализированы, чтобы их принимали в коллективе, занимались с ними и дружили. Ведь не секрет, что, когда такой ребенок приходит в класс, другие зачастую не хотят сидеть с ним за одной партой, да и родители часто недовольны, что их дети учатся в одном классе с «особенным» ребенком. К тому же далеко не все родители «особых» детей компетентны в вопросах оказания помощи своему ребенку в процессе социализации. Частью своей программы развития наша школа сделала проект поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта инновационная программа одержала победу в областном конкурсе. Она называется «Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения через организацию внеурочной деятельности». У нас создаются всевозможные кружки, факультативы для детей разного уровня способностей и развития. Для детей-инвалидов и их родителей раз в месяц проходят мастерские, где дети делают своими руками разные вещи, а затем дарят их родителям или младшим школьникам. Таким образом, они не только учатся создавать что-то сами, но и понимают, для чего они это делают. По словам заведующей детской клиникой Сибирского государственного медицинского университета Зинаиды Маевской, творчество успокаивает больных, вызывает положительные эмоции, а это может сыграть едва ли не решающую роль в выздоровлении. Что такое абилитация?Абилитация – это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для «особенного» ребенка пределах. Наша программа реализуется в двух основных направлениях. Индивидуально-ориентированное создано для детей, находящихся на индивидуальном обучении. Основная задача – постепенное расширение рамок общения, например, в процессе подготовки к мероприятию. При этом уровень мероприятий повышается: от классного или кружкового – к школьному, от муниципального – к областному.Второе направление абилитации ориентировано на детей с ОВЗ в условиях школы. Внеурочная деятельность объединяет школьников как по ступеням обучения: клуб «Первоклашка», кружки «Веселый карандашик», «Театралия», «Моя первая клумба», «Школа этикета», курс «Основы социализации личности», так и по интересам: школьная газета, экологическая группа, команда «Тимуровцы», кружок «Библиотечные уроки», занятия карате, вокалом, хореографией.Мы, педагоги, изучаем, тестируем, наблюдаем, рекомендуем, готовим, обсуждаем результаты. Классные руководители заводят карты индивидуального сопровождения, где фиксируются все данные об обучающемся, полученные с помощью анкетирования родителей и самих учеников, наблюдений и диагностирования психолога, логопеда, классного руководителя. В выборе занятий внеурочной деятельностью принимают активное участие и родители. При трудностях выбора определиться помогает школьная служба сопровождения на основе анализа результатов диагностической деятельности.Мы организовали и дистанционное обучение. Во-первых, учитель должен построить работу в рамках урочной и внеурочной деятельности с каждым ребенком, в том числе и с тем, кто не может прийти в школу. Наши педагоги имеют нагрузку не менее 24 часов урочной деятельности и до 10 часов внеурочной. Во-вторых, растет заболеваемость, особенно среди учащихся с особыми возможностями здоровья, а организации самостоятельной деятельности их никто не обучал. В-третьих, обучение на дому делает детей оторванными от мира общения со сверстниками, ограничивая образовательные возможности личным общением с учителем.На базе школы был создан Центр дистанционного обучения, где располагается рабочее место организатора учебного процесса. Рабочие места учителей находятся в образовательных учреждениях по месту работы педагогов. Связь между участниками образовательного процесса осуществляется с помощью электронной почты. В рамках сетевого сотрудничества Копыловской школы и НОУ «Открытый молодежный университет» подписан договор о реализации Комплексной образовательной программы «Школьный университет», направленной на профессиональное самоопределение. В Открытом молодежном университете разработана дистанционная образовательная программа внеурочной деятельности и для учащихся начальных классов, рассчитанная на четыре года. С 15 сентября 2012 года началась ее апробация, в которой участвуют 108 школ из 36 регионов России. Нашей школе присвоен статус экспериментальной площадки негосударственного образовательного учреждения «Открытый молодежный университет». Учащиеся изучают теоретический материал, выполняют необходимые лабораторные и практические работы, работают с актуальной информацией, находящейся на предлагаемых педагогом интернет-ресурсах, контрольные задания – тесты. Классный руководитель ведет контроль над посещаемостью школьниками интернет-занятий, поддерживает связь с педагогами, с родителями обучающихся. Однако существует проблема – в поселке низкая скорость Интернета. Многое, но не всеРезультат нашей работы уже виден. Общая занятость во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в конце прошлого года составила 89%, при этом 15% стали призерами различных конкурсов, 6% – победителями. Мониторинг, который мы провели в начале работы программы и в конце года, показал, что уровень тревожности детей начал снижаться. И это отличный результат! Мы не замыкаемся в себе, активно сотрудничаем с другими образовательными учреждениями в рамках Туганского образовательного округа, куда входят школы Итатки, Октябрьского, Рассвета, Молодежного, Малиновки и Наумовки. Нашу работу оценила Людмила Ганьжина, председатель Томского отделения Российского детского фонда. По ее словам, внеурочная деятельность – это лишь малая толика того, что входит в понятие социализации, но в большинстве школ нет и этого.Конечно, необходимо обучать педагогов, отправлять их на курсы повышения квалификации. Но самая большая проблема – материальная. Нашей школе уже 60 лет. Используем все возможности, чтобы она стала комфортнее: за счет средств местного бюджета, сэкономленных на потреблении коммунальных услуг, поменяли дверной блок центрального входа, провели реконструкцию освещения, с помощью районного управления образования меняем окна на пластиковые. Обратились к депутату Законодательной Думы Томской области Сергею Викторовичу Звонареву – при его поддержке на первом этаже школы постелили новый линолеум. Сами – учительским коллективом с помощью детей – благоустраиваем двор.Но не все зависит от нас. Сегодня каждый кабинет школы должен быть доступен для каждого ребенка. А для этого мы должны провести реконструкцию здания школы – достроить либо третий этаж, либо пристройку. Тогда мы могли бы открыть дополнительные внеурочные курсы, которые охватят большее количество детей, развить работу с одаренными детьми. Но наши дети и так учатся в две смены – не хватает площадей. И своими силами мы никак этого не можем сделать! Мечтаем войти в программу реконструкции школ. Но все прекрасные слова о равных возможностях обучения так и останутся на бумаге, если государство не будет создавать материальные условия, которые вкупе с работой педагогов позволят любому ребенку не просто интегрироваться в учебный процесс, но и налаживать отношения с другими людьми.
Комментарии