search
main
0

Не под копирку

Иной не значит худший

Зачастую во время учебы дети с трудом усваивают материал, испытывают дискомфорт и «забывают голову дома». В чем кроется причина? Возможно, традиционное образование подходит не всем?

 

Идти наперекор

Первая наша героиня – Мария Монтессори, создательница уникальной одноименной педагогической системы свободного воспитания, в основе которой лежат идеи гуманизма. С раннего возраста девочка увлекалась точными науками и мечтала о поступлении в техническую школу для мальчиков. Правда, спустя время желание продолжать заниматься инженерией сменилось интересом к некогда мужскому профилю – лечебному делу. Так, несмотря на гендерную дискриминацию, сопутствовавшие предрассудки и ограничения, девушка уже на первом году обучения получила академическую премию, а 10 июля 1896 года стала одной из первых женщин в Италии, окончивших медицинскую школу.

 

«Помоги мне сделать это самому»

В видео об основных принципах системы учредитель Международного института Монтессори-педагогики Надежда Николаевна Смирнова поясняет, что в первую очередь Мария была врачом, а не учителем: «Она исследовала, наблюдала, экспериментировала». В процессе она пришла к выводу, что классно-урочная система не является необходимостью и залогом успешного обучения. Наоборот, по мнению Монтессори, отсутствие типовых уроков открывало перед детьми возможность самостоятельного развития через выбор, а пространство, разделенное на четко обозначенные тематические зоны, позволяет ребенку в собственном темпе, с его задатками и в удобном для него графике тянуться к новым знаниям.

Продолжая рассказывать об условиях обучения, Надежда Николаевна упоминает, что в одной группе занимаются разновозрастные ребята: «Убирается соревнование, стремление детей сравнивать себя с соседом. У старших детей появляются желание, готовность и возможность заботиться о младших, тем самым реализовывая свою потребность ощущать себя умными, сильными, важными». Закономерно, что и младшие тянутся к старшим за помощью, проявляя уважение. Образовательная среда поддерживает естественные стремления юных личностей, их не перегружают знаниями насильственно.

В собственном реестре Фонда Монтессори в России (филиал AMI – Association Montessori Internationale) зарегистрировано около 50 альтернативных площадок для обучения по всей стране. В специализированных учебных заведениях главная задача Монтессори-учителей – помочь ребенку стать взрослым. Родители также поддерживают ребенка в развитии социальных навыков, помогают в подготовке Монтессори-среды на территории дома: у малыша должны быть отдельный стол и стул, личное место для творчества, открытый маленький гардероб, удобно обустроенный ванный уголок.

 

Образование как образ жизни

Монтессори-педагог и психолог Екатерина Терентьева объясняет, почему ее выбор пал на определенную методику: «В Монтессори-педагогику я пришла из психологии, это было около 12 лет назад. До этого какое-то время вела занятия для детей по стандартной схеме развивающих центров». Далее Екатерина волей судьбы попала в классический Монтессори-класс, где и увидела основные различия. По словам педагога, дети в этой среде чувствовали себя совершенно иначе.

«Они в самом раннем возрасте могут реализовать свой потенциал, то есть не просто с мамой сидеть, чтобы взрослый руками ребенка собирал поделки, а заниматься самостоятельно, без родителей. Таким образом, малыши становятся самодостаточными. Этот контраст с привычными, типовыми занятиями в детсадах вызвал восторг и желание быть причастной к происходящему. Честно говоря, я даже не рассматривала для себя другие методики. Я увидела, как работает система Монтессори, влюбилась в нее и осталась работать», – добавляет педагог.

«Конечно, я сталкивалась с другими альтернативными методами. Они мне близки как психологу, как и любая другая форма альтернативного образования, учитывающая потребности и индивидуальность каждого ребенка. Монтессори-подход пока остается для меня приоритетным за счет своей целостности. Освоение жизни во всех ее проявлениях, своего тела, навыков общения с другими взрослыми и детьми – все это очень естественно и гармонично вплетено в жизнь», – продолжает Екатерина.

Сравнивая подходы Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера, о котором речь пойдет дальше, учитель отмечает, что ей симпатичны все гуманистические направления: «Знаю, что в вальдорфской педагогике много внимания уделено традиционным аспектам, то есть праздникам и культуре в целом. В системе Монтессори же изучаются культуры всех стран, и больше с научной точки зрения. То, что нравится в вальдорфской системе, – это вовлечение родителей в образование детей. Разумеется, и Монтессори-педагоги стараются максимально подключать мам и пап, просто в другом формате. Но самое главное – это подход. Каждая семья выбирает себе то, что ей близко: кто-то – культурно-традиционный пласт с погружением, другие – возможность воспитания в ребенке самостоятельности с максимальным вовлечением малыша в окружающую взрослую реальность. Здорово, что такая система есть. Ее приверженцы, как педагоги, так и родители, и сами дети могут заимствовать максимум полезного из каждого метода для полноценного развития».

 

Сплошные заблуждения

Интересно, что педагогика Монтессори, как и ее создательница, подвергаются критике по ряду довольно сомнительных причин. Впрочем, предвзятое отношение к новому нередко свойственно людям.

Противники альтернативного воспитания ошибочно полагают, что система предназначается только для детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако программа не категорируется. Просто практика и разработка специальной развивающей среды изначально были направлены на работу с больными малышами. В будущем это помогло добиться поразительных результатов и вывести методику раннего развития на международный уровень.

Еще один упрек в сторону Монтессори – это история ее личной жизни. Все началось с романтических отношений с коллегой-врачом Джузеппе Монтесано. Возлюбленные не стремились к официальному браку, потому что Мария переживала за свой профессиональный статус. Да и рождение сына Марио лишь усугубляло положение перспективного ученого в патриархальном мире, где женщины традиционно выбирали семью вместо карьеры. Поэтому было принято решение отправить ребенка к приемным родителям на ферму.

Как бы то ни было, женщина часто навещала сына, и впоследствии мальчик начал активно участвовать в работе матери. Но как мать, «бросившая» своего же ребенка, может учить других? Дочь Марио Монтессори говорила, что любовь отца к матери и бабушке, а также к ее работе была с ним на протяжении всей жизни: «Он жил для нее и с ней». И именно об эти слова разбивается весь скептицизм.

Оккультист и методист

Второй педагог-гуманист, который, как и Монтессори, не разделял идеи традиционного образования, – это австрийский доктор философии и эзотерик Рудольф Штайнер. Вальдорфское, или штайнеровское, образование опирается на духовно-научные исследования и антропософские представления самого исследователя. По мнению ученого, в человеке сосуществуют Дух, Душа и Тело. Или же, если говорить проще, внимание должно уделяться не только базовому интеллектуальному развитию, но и эмоциональному становлению вкупе с силой воли. Помимо триединства антропософия раскрывает еще четыре сущности человека: физическое тело, эфирное тело, астральное тело и «я». Впрочем, эта тема заслуживает отдельной статьи.

Кроме того, напрашивается вопрос: почему педагогика вальдорфская, если фамилия основателя Штайнер? Название и торговая марка возникли после посещения Рудольфом сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» (Waldorf Astoria) в городе Штутгарте в Германии. Штайнер откликнулся на просьбу владельца заняться реализацией учебного процесса для сотрудников производства и их детей. После чего в 1919 году, горячо поддерживая идею рабочих, ученый открыл первую независимую вальдорфскую школу.

Несмотря на то что некоторые относят штайнеровскую систему к оккультным сектам, в России на 2022 год Ассоциация вальдорфских школ насчитывает в своем составе 16 членов, имеющих государственную аккредитацию.

Альтернатива альтернативному обучению

Подходы новаторов имеют различия. Вальдорфская педагогика придерживается школьного междисциплинарного расписания, поддерживает авторитет классного руководителя, который до старших классов является наставником для детей, делает акцент на духовном совершенствовании. Природные способности тоже не остаются без внимания, и в первую очередь их стремятся развить через чувственное познание.

Основной учитель вальдорфской школы Екатерина Васильева поделилась, чем руководствовалась при выборе направления: «Внимание на вальдорфскую педагогику я обратила по чужому совету, когда искала варианты альтернативных школ для своего чада. Прежде всего меня интересовали учебные заведения, где после 4‑го класса не придется адаптировать ребенка к средней общеобразовательной школе, а можно будет спокойно продолжить обучение. Также немаловажное значение имел финансовый вопрос. После я начала углубляться в выбранную методику и поехала учиться на периодический семинар».

Екатерина отмечает, что у вальдорфской системы есть множество положительных моментов: «Воспитание свободной личности с живым мышлением, авторитет учителя и значимых взрослых, самостоятельное рассуждение, творческий подход, отсутствие профилирования и вытекающая из этого возможность овладеть знаниями из разных сфер в равной степени. Но что для меня остается самым важным – это опора на возрастные особенности ребенка. В рамках этой системы ему не дают ничего того, что не подходит по годам. Нет искусственного раннего развития, а изучаемый материал помогает и поддерживает душу и тело ученика на каждом этапе взросления, отчего становится легче справляться с кризисами возрастного развития. Материал преподносится в особенной форме, без готовых ответов и жестких формулировок, оставляя ребенку возможность совершать свои собственные открытия. Заново и самостоятельно «изобрести велосипед». При этом во всем присутствуют дисциплина и четкое построение учебного процесса».

С методикой Монтессори Екатерина знакома поверхностно, но отмечает, что в системах есть и сходства, и различия: «Прежде всего разновозрастные классы. У детей в зависимости от этапа взросления отличаются потребности и переживания, ребята должны получать разные знания. Я понимаю, что в Монтессори-системе есть решение, но то, что у обучающихся нет четко прописанного плана уроков, дает возможность идти по пути наименьшего сопротивления и заниматься только тем, что интересно и получается, оставляя без внимания предметы, которые даются через усилие, катализатор личностного роста. В вальдорфской же системе, напротив, в работе всегда присутствует некое преодоление. Последняя кажется мне более зрелой и структурированной».

 

Дело семейное

Писать и рассуждать об альтернативном образовании можно бесконечно, особенно если подключать к обсуждению последователей других подходов. В любом случае выбор образовательной траектории малыша всегда остается за родителями. Яркой иллюстрацией послужит история бывшей ученицы штайнеровской школы, а ныне ее преподавательницы Анны З.: «Родители отдали меня в вальдорфскую школу, которая как раз тогда открылась в нашем городе, в 1994 году. Место посоветовали, так как я была истеричным, пугливым и забитым ребенком со слабым здоровьем. Когда поступила в институт, быстро поняла, что работа в детских садах кажется скучной. Поэтому сразу устроилась в родную школу, куда меня взяли на работу, несмотря на то что тогда я еще училась на первом курсе вуза».

Дарья ЮЖИК

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте