Решив задать вопрос об основных проблемах информатизации образования своим зарубежным коллегам, 23 января 2009 года я отправила групповое послание координаторам из 115 стран – членов IEARN (www.iearn.org). Делается это просто: составляешь письмо, вводишь групповой адрес, и письмо уходит сразу всей группе. В тексте я четко указала сроки: прошу ответить до 30 января. Пришло 7 ответов. Почему так мало? Во-первых, речь идет о людях, добровольно выполняющих функции координаторов проектной деятельности учителей по своей стране. А во-вторых, думаю, люди будут отвечать еще месяца два-три вне зависимости от указанной мною даты. Педагоги далеко не всегда соблюдают сроки, а иногда просто не обращают на них внимания. Сказываются загруженность, необходимость выполнять учебный план.
Посмотрим, что написали ответившие координаторы. Оказывается, несмотря на то что работают они в разных странах, проблемы у всех нас схожие.
«Компетенции учителя не успевают за быстрыми переменами ХХI века, – делится мнением Боб Хофман из Нидерландов. – Программа слишком жесткая, однако требования к государственным экзаменам по иностранному языку не включают в себя ИКТ. Мы учим согласно программе и плану, но не пытаемся облегчать процесс учения».
С голландским коллегой согласна Сонтида из Таиланда: «Навыки и умения учителей отстают от развития техники. К тому же мешает медленная связь или ее временное отсутствие».
«Да, иногда страница грузится очень медленно, – жалуется Амани Амер из Бахрейна. – Но даже если Интернет и качественный, все равно не все учителя уверенно пользуются его ресурсами, равно как и новейшими программами».
Между тем количество оборудованных кабинетов, школьных ноутбуков не всегда покрывают все возрастающие потребности учителей. По мнению многих педагогов, каждый преподаватель, помимо личного, домашнего, ПК, должен иметь подключенный к Всемирной сети компьютер в своем рабочем кабинете.
«Одна из серьезных проблем связана с планированием, – считает Даниэла Мунка из Молдовы. – Некоторые учителя используют различные средства, но не умеют планировать, включать ИКТ в учебный план. Например, если вы оставляете сообщения на форуме, вовсе не факт, что вы получите своевременный ответ. Точно так же, если вы откроете блог, это не значит, что ученики сумеют им эффективно пользоваться. Следовательно, вам нужно тщательно продумать еженедельные упражнения, которые они смогут выполнять, пользуясь сетевым дневником. Сейчас наблюдается огромный разрыв между знаниями современного учителя и школьников. Налицо недостаток упражнений, связанных с ИКТ, из-за чего наблюдается низкая активность на занятиях. Учитель должен следовать плану, выполнять программу. Если же он хочет сделать ИКТ частью учебного процесса, ему придется разрабатывать планы и обоснования самостоятельно, а на это часто нет времени. Кроме того, такая работа не оплачивается».
Как можно убедиться, проблемы молдавских учителей схожи с нашими.
Жительница Туниса Хела Нафти также жалуется на медленную связь и недостаточную обученность учителей.
А Лерой Белдех из Либерии заявила, что хотела бы выразить свою признательность редактору, который решил провести такой опрос. «Хотя уровень жизни в разных странах значительно отличается, проблемы информатизации во многом схожи, – говорит она. – И очень важно, чтобы работники образования знали, как обстоят дела у их коллег за рубежом. Мы проводили исследование в 60 школах Монровии (столица Либерии) и выяснили следующее:
80 процентов учителей не умеют пользоваться компьютером;
78 процентов не имеют электронной почты;
90 процентов не имеют непосредственного доступа к компьютерам.
Отсюда вывод: процесс перемен надо начинать с обучения учителей».
Один из самых интересных ответов прислал Ханс Хенкель из Германии. Мы с ним ведем интернет-проекты с 1998 года, накоплен большой опыт сотрудничества. В школе, где работает Ханс, компьютеры есть в каждом кабинете, при этом пользоваться ИКТ умеют все учителя и ученики. Помимо виртуальных проектов, дети и взрослые участвуют в реальных школьных обменах, в том числе со школами Сибири. Понятно, почему, перечислив основные проблемы информатизации, мой немецкий коллега делает довольно неожиданный вывод.
«Учащиеся знают очень много, при этом уровень знаний весьма различен и не зависит от возраста, – считает он. – Главную роль играет собственный интерес к ИКТ. Современные дети, возможно, даже немного перенасыщены новыми технологиями. Десяток лет назад уроки с применением ИКТ были новинкой. Сейчас ученики имеют компьютеры дома, ходят в интернет-кафе. Они легко пользуются многочисленными методами общения – чатами, форумами, блогами. При этом один подросток может одновременно общаться со сверстниками из десятка стран. Выполняя домашние задания или путешествуя по Интернету в поисках нужной им информации, они используют Всемирную сеть как полезный инструмент. А вот непосредственно на уроке, возможно, им компьютеры не так нужны, хочется общения с живым человеком – учителем».
Конечно, проблемы информатизации – постоянная тема для обсуждения на каждой конференции, семинаре, встрече педагогов. ИКТ – наиболее динамично развивающаяся сфера образования. По собственному опыту я знаю, насколько обогащается жизнь педагога, пользующегося Всемирной сетью, мультимедийными пособиями. Знаю также, что существуют нерешенные методические, психологические проблемы. Процесс идет, перемены происходят ежедневно. Время покажет, что нас ждет дальше.
Нина КОПТЮГ, Новосибирск
Комментарии