search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным У сотрудницы Челябинского вуза выявили корь Проект программы воспитательной работы представило «Движение первых»
0

Навстречу 1‑му классу

Они не ждут, что им сообщат, как надо делать, не боятся ошибиться

Еще не так давно детский сад и школа были совершенно разными образовательными организациями, и слово «преемственность» редко звучало в контексте «детский сад – школа».

В современной парадигме образование рассматривается как вертикаль, которая начинается в детском саду и заканчивается в вузе и включает в себя все уровни образования: дошкольное, начальное, основное, среднее и высшее.

Теперь преемственность между уровнями образования является необходимостью. Но на практике часто оказывается так, что детский сад остается все так же далек от школы, как и раньше, несмотря на то что сейчас это одна образовательная организация.

И в нашем коллективе педагогов дошкольной и начальной ступеней образования возник вопрос, как выстроить эту самую модель преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования.

В нашей образовательной организации мы начали с анкетирования учителей начальной школы и воспитателей. С его помощью дошкольные педагоги узнали, каковы ожидания учителей от выпускника детского сада. А воспитатели озвучили свои представления о том, каков должен быть первоклассник.

Результатом данного анкетирования стал образ первоклассника нашей школы. Конечно, основой для него стали не только анкеты (они скорее были вспомогательным инструментом), но и ФГОС дошкольного образования. Самое интересное, что ожидания учителей и представления воспитателей во многом совпали, и все это совпадало еще и со ФГОС дошкольного образования.

Следующим шагом был переход на новую программу дошкольного образования «ОткрытиЯ» как к первой ступени в концепции развивающего обучения, принятой за основу в нашей школе.

В ходе реализации данной программы педагоги стали осваивать новые формы работы с детьми-дошкольниками, такие как:

– новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации;

– переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанный на умении слышать голос ребенка и нацеленный на развитие детской инициативы;

– новые принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам;

– освоение предметного содержания (знания, умения, навыки), которое проходит не только в формате фронтальных и подгрупповых занятий, но и в новых формах, таких как проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности.

А чтобы понять принципы применения на практике данной программы, директор школы организовал для воспитателей обучение на базе школы. Его проводили разработчики программы.

Что это дало? Образовательный процесс на уровне дошкольного и начального образования теперь идет в одном ключе. Дети стали воспринимать взрослого не как транслятора новых знаний, а как помощника-проводника в их получении. И теперь принципы обучения детей стали более схожими и в саду, и в начальной школе. Учителя теперь отмечают в детях большую самостоятельность, умение работать парами и в мини-группах, дети умеют делать выбор и более активно участвуют в рефлексии. Они не ждут, что им сообщат, как надо делать (выдадут готовую инструкцию), не боятся ошибиться.

В нашей образовательной организации хорошо развита проектная деятельность, педагоги активно участвуют в проектных группах по типу эджайл-групп. В частности, несколько лет работали группы «Будущий первоклас­сник» и «Первоклассник». Работа этих групп очень помогла воспитателям и учителям начальной школы наладить диалог и тесное сотрудничество. Они активно посещали занятия и уроки друг друга, обсуждали не только общую концепцию, но и особенности отдельных детей как будущих первоклассников. Приятным открытием в процессе работы группы стало то, что не только воспитателям есть чему поучиться у учителей, но и наоборот – учителя взяли себе в работу многие приемы и секретики воспитателей.

Создавались образовательные события для дошкольников на территории школ, в классах. Участниками этих мероприятий были ученики 2‑х и 3‑х классов и воспитанники подготовительных групп, то есть будущие первоклассники. Учителями организовывались квест-экскурсии по школе, совместные уроки в формате проектирования, где школьники помогали дошкольникам в решении поставленных задач, совместные физкультурные праздники по типу «Веселых стартов», общие конкурсы чтецов, где принимали участие дошкольники и ученики начальных классов в разных номинациях.

Ученики приходили к дошкольникам с театральными постановками, творческими мастерскими, в которых совместно с дошколятами изготавливали мягкие игрушки, кукол для театра бибабо.

Данная работа помогла педагогам-дошкольникам опереться на те ожидания, которые начали транслировать учителя в диалоге с ними. При этом образ первоклассника менялся или дополнялся из года в год, потому что ставились новые задачи и выдвигались какие-то предложения, но теперь уже не только от учителей, но и от воспитателей.

Помимо этого в вопросах преемственности между детским садом и школой большую помощь оказывает СПС-служба комплекса. При переходе детей из детского сада в школу воспитатели и служба СПС заполняет таблицу по наблюдениям, где отмечаются особенности детей в их взаимодействии со сверстниками, с взрослыми, их предпочтения. Такая работа помогает учителям сделать адаптацию детей к школе более мягкой, щадящей, но в то же время не затянутой по срокам.

Михаил ШИРОКОВ, методист школы №1561;
Алла ЦИПЛАКОВА, Марина ЯШЕНЬКИНА, старшие воспитатели школы №1561

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте