search
main
0

Наталья АЛДАКАЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №3 города Салехарда, учитель года Ямало-Ненецкого автономного округа-2005. Я так думаю

Хорошо ли мы преподаем своим детям русский язык и литературу? Хорошо, потому что огромный объем теоретических знаний дает им солидную фундаментальную подготовку. Но если это так, почему наши ученики не могут на базе этих фундаментальных знаний получить еще и необходимые умения и навыки? Я думаю, этот парадокс можно объяснить тем, что мы частенько используем однообразные пассивно-авторитарные технологии обучения, при которых ученик под давлением учителя воспроизводит лишь то, что дано в учебнике. То есть принимает определенное мнение, с которым не может спорить. В результате учебная деятельность становится монотонной и однообразной, не вызывающей у детей интереса, желания анализировать, самостоятельно осмыслять полученную информацию, принимать самостоятельные решения, иметь мотивацию к учению. Школьная наука предстает перед учениками в виде чего-то недоступного для самостоятельного познания.

Как с этим бороться, если учитель всякий раз оказывается в ситуации, когда базисный учебный план, типовая программа, государственный образовательный стандарт, сетка часов и прочее вынуждают его давать задание и предлагать типовые способы достижения цели. Учитель может попытаться сформировать у учащихся навыки исследовательской работы, переходя к организации учебно-исследовательской деятельности, поскольку не должен быть лишь пропагандистом готовых научных решений и выводов. Он может и должен ставить перед классом и перед собой нерешенные, дискуссионные проблемы, нуждающиеся в исследовании. Весь вопрос в том, какие формы организации учебного процесса для этого использовать. Мы уже знаем, что при изучении физики, химии, биологии, информатики традиционно используются лабораторные и практические работы. В последнее время такие формы предлагаются и для уроков иностранного языка, истории. Для уроков литературы такие формы занятий пока не применяются. Однако, думаю, они и тут могут стать эффективными, поскольку лабораторная работа предусматривает проведение учебных исследований, а практическая – применение полученных знаний. При этом конкретной задачей становится включение детей в разнообразную учебно-исследовательскую деятельность путем специально подобранных практических и лабораторных работ. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в ходе лабораторной работы, выполняемой учащимися в процессе освоения новых знаний и умений, определится как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении художественного произведения на основе жизненного опыта, литературных традиций, а также знаний литературного характера. Практическая работа предусматривает самостоятельную работу учащегося, так как становится способом проверки освоения знаний. Формы и условия учебно-исследовательской деятельности на уроке и дома должен задавать педагог. Что получим в результате? Ученики дадут собственную интерпретацию литературного материала, новый взгляд на художественные произведения. То есть исследовательская работа на уроках литературы будет, с одной стороны, методом преподавания, а с другой – уровнем, до которого школьники могут подняться в своей деятельности. Могу сказать, что такая форма работы складывалась постепенно, дети при этом были более успешны в учебе (и не только в изучении литературы), они становились более критичными и одновременно более объективными при оценке того, что слышат от других, стремились понять точку зрения окружающих, проявить себя. Ученики не только подтверждают высокий уровень знаний на экзаменах, но и становятся лауреатами конференций, различных конкурсов. Это значит, что основная цель – выработка умений и навыков – достигается на уроках литературы.

aldakaev@rambler.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте