За последние три года Министерство образования и науки Чеченской Республики провело масштабную работу по повышению качества образования в регионе. Наш институт реализует несколько важных для решения этой задачи проектов, но наибольшее внимание мы уделяем проекту «Будущее Чеченской Республики». Он связан с повышением качества образования детей и повышением компетенции учителей начальной школы. Всего за полгода было проведено два мониторинга по выявлению профессиональных дефицитов учителей начальной школы, а также по выявлению аналогичных западаний у детей.
Работая в проекте «Я сдам ЕГЭ!», инициированном главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым, мы провели анализ результатов государственной итоговой аттестации последних лет, который подвел к выводу, что успехи и неудачи старшей школы напрямую зависят от того, как работает начальная школа. А там, как оказалось, далеко не все так гладко. Это раньше считалось, если дети в начальной школе научились читать, считать и писать, то миссия педагога выполнена. Однако новый ФГОС предъявляет к учителям гораздо более серьезные требования. Поэтому мы решили копнуть поглубже и посмотреть, что же на самом деле там происходит.
Первым делом проверили уровень компетентности детей, запустив масштабный мониторинг по всей республике. Возник вопрос: кого тестировать – детей или учителей? Ведь в основной школе все понятно, там есть предмет, знания по предмету, преподаватель предмета. А в начальной школе все гораздо сложнее, тут огромную роль играет методика. К тому же, если учитель не знает, как ребенку объяснить то или иное понятие, проблема может быть не обязательно в предмете, но и в знании языка, умении рисовать, пользоваться наглядностью, использовать психологические приемы.
Тем не менее сначала проверили детей. В целом они показали более низкий результат, чем мы рассчитывали. Выяснилось, что ребята в основной своей массе не умеют писать изложение и вообще работать с текстом, плохо решают пространственные задачи.
По логике надо было бы пригласить на курсы повышения квалификации тех учителей, чьи ученики показали низкие результаты. Однако мы решили начать работу не с решения общих вопросов, а с ликвидации у конкретных учителей тех или иных западаний в отдельных темах, для чего необходимо выстроить для каждого индивидуальную образовательную программу. И мы пошли своим путем, начав с обучения завучей, поскольку именно им в школе придется создавать индивидуальные образовательные программы для учителей по тем или иным выявленным дефицитам, причем система эта должна быть выстроена в каждой школе каждого муниципалитета.
Затем провели контрольное тестирование учителей, чтобы сравнить западания детей с их собственными. Как и ожидалось, результат в целом был закономерным: если учитель что-то знает слабо, то и его ученики тоже плохо в этом разбираются. Хотя были и исключения – по некоторым компетенциям дети показали более высокие результаты, чем их учителя.
Чтобы решить эту проблему в масштабах республики, мы создали сильную команду тьюторов (по 2 человека от района, всего 34 человека), которая должна затем обучить педагогов. Но стоило копнуть еще глубже, как выяснилось, что даже наши лучшие учителя имеют весьма слабое представление о том, какие методики преподавания тех или иных предметов есть в начальной школе, чем они отличаются, в каких случаях можно, а в каких нельзя реализовать ту или иную методику.
Когда мы приходили на уроки, нередко оказывалось, что учитель, желая сделать лучше, наоборот, вредит своим ученикам. Он уверен, что если Интернет – это больший ресурс, чем учебник, надо пользоваться именно Интернетом, а не книгой. Но это свидетельствует лишь о том, что такой педагог просто не умеет работать с учебником, не знает его дидактического потенциала. Желание на открытом уроке показать множество самых разных видов деятельности нередко приводит к провальному результату, потому что эту идею можно реализовать только в сильном и подготовленном классе. И получается так, что педагоги берут разработки лучших учителей, пытаются их реализовать у себя, но у них ничего не выходит. А ведь у них всегда есть под рукой учебник, который призван помочь все разложить по полочкам, но многие просто не умеют им пользоваться.
Поэтому мы решили сначала научить педагогов работать с книгой. Составили договоры с ведущими педагогическими издательствами страны, пригласили их методистов. Нам было важно, чтобы они показали все возможности книги, ее потенциал и научили этому тьюторов. В результате учителя стали делать для себя множество открытий, поняли, наконец, почему у них те или иные темы так сложно давались, почему дети их не могли усвоить и что надо делать, чтобы все это исправить.
С 34 человек группа увеличилась до 60, так как многие изъявили желание попасть к нам. Неудивительно, ведь работа с текстом – это массовый пробел по всем школам региона. На наших курсах было мало теории и очень много практики. Мы брали тексты, работали с ними, учили педагогов составлять развернутый план, выделять главные слова, делить текст на части, озаглавливать его, понимать, что такое тема, идея. И учились вместе с ними писать изложение. Ведь, чтобы научить чему-то, надо все это сначала пропустить через себя. И только когда ты сам поймешь, в чем трудности, и справишься с ними, ты узнаешь, как это лучше преподнести ученикам.
Поначалу работы были не очень высокого уровня, но это лишь свидетельствовало об их объективности. Возможно, учителя впервые поняли, что работа эта нужна не для того, чтобы подловить их на незнании материала, а для того, чтобы помочь им избавиться от каких-то пробелов и недостатков.
Понимая, что в начальной школе очень важна преемственность, мы сотрудничаем с дошкольными образовательными организациями, проводим курсы повышения квалификации для воспитателей. Сейчас очень много частных школ, в которых детей готовят к поступлению в первый класс. И родители очень мотивированы на то, чтобы развивать своих детей. Мониторинг показал, что подготовка к школе – это тоже западающее звено в общей цепочке. Поэтому было рекомендовано тем школам, у которых есть такая возможность, обязательно делать подготовительные классы. И это дало свои результаты в первую очередь в плане освоения дошкольниками русского языка, поскольку все занятия ведутся на нем. Я твердо убеждена в том, что при правильной организации работы все задачи, которые мы ставили при запуске проекта «Будущее Чеченской Республики», будут в скором времени решены.
Ганга ЭЛЬМУРЗАЕВА,
ректор Чеченского института повышения квалификации работников образования
Комментарии