search
main
0

Наконец-то доверили главную роль… Тема «Права потребителя». 9-й класс

Цель урока. Учащиеся должны научиться: объяснять сущность прав потребителей и называть источники этих прав; анализировать Закон «О защите прав потребителей»; работать в группе и публично выступать; выработать собственную позицию в отношении соблюдения прав потребителя.

. Группам раздаются наборы товаров (консервы, зубная паста и др.). Они должны поработать со штрих-кодами, с информационными сносками. Затем аргументированно защитить товар или потребителя товара, и составляется претензия к продавцу товара.

Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа.

Материальное обеспечение: плакаты, схемы, наглядные пособия.

Опорные понятия

Права – разрешение на что-либо, отсутствие запретов, ограничений.

Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд.

Информация учителя

На рынке товаров и услуг главное лицо – потребитель, но он объективно слабее продавца, менее профессионален, так как менее информирован. Поэтому именно потребитель нуждается в защите закона. Практически во всех сводах законов с древнейших времен были определены нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Первый из известных нам примеров такого рода – законы Хаммурапи, царя, правившего Вавилоном в ХVIII веке до нашей эры. Законы Хаммурапи можно считать первым цельным изложением хозяйственного права. Несколько статей этих законов имели прямое отношение к интересам граждан Вавилона как потребителей. Так, законы Хаммурапи регулировали кредитное отношение, качество товаров и услуг и устанавливали ответственность за продажу некачественных товаров, а также ценообразование. В одной из статей содержался запрет на обвес и обсчет покупателей и устанавливалась ответственность за эти противозаконные действия.

Непрофессионализм потребителя стал еще заметнее с развитием науки и техники, с появлением новых технологий, ведь одно дело покупать простые вещи, другое – выбирать новый автомобиль. Поэтому требовалось законодательно закрепить некоторые права потребителей и ответственность за их нарушение.

В 60-е годы ХХ века потребность в специальном потребительском законодательстве резко возросла.

В 1985 году Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций (международная организация, объединяющая представителей практически всех стран мира для решения вопросов, затрагивающих интересы всех стран и всего мира в целом) приняла резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей».

Представители СССР подписали резолюцию ООН, и начался сложный процесс создания собственного потребительского законодательства. Лучшие ученые – юристы и лидеры потребительских организаций – были привлечены к работе. В результате с мая 1991 года был принят Закон «О защите прав потребителей».

Затем подобный закон был принят в России. Он был довольно жестким по отношению к предпринимателям, пожалуй, одним из самых суровых в мире. Суровость оправдывалась прежде всего экономической ситуацией.

Во-первых, после периода тотального дефицита в России и других странах СНГ хлынул поток дешевых товаров плохого качества. Главной задачей государства стало создание барьеров, препятствующих проникновению на рынок низкосортных вещей и продуктов.

Во-вторых, в 1992 году бизнес России только формировался и традиции взаимоотношений с потребителями, которые в других странах играют огромную роль, в России просто отсутствовали. Поэтому в законодательстве подробно закреплялись даже те нормы, которые в других странах регулируются традициями и обычаями делового общения.

К 1996 году ситуация изменилась. Бизнес постепенно разделялся на «черный», не признающий никаких правил и стремящийся только обогатиться, и «белый», цель которого – надолго закрепиться на рынке. Изменились и потребители. Стесненность в средствах заставила людей при выборе товаров обращать внимание не только на цену, но и на сопровождающие покупку дополнительные услуги (доставка, гарантия, послегарантийное обслуживание). Постепенно стали складываться и обычаи. Так, если в начале 80-х годов для продавца требование покупателя выдать чек было чем-то необычным, то к 1996 году практически во всех магазинах выдача чека стала делом привычным.

Среди производителей и торговцев началась нормальная конкурентная борьба за потребителей, но жестокое законодательство стало тормозом в ее развитии. Поэтому в январе 1996 года в России была принята новая редакция Закона «О защите прав потребителей», которая несколько ослабила вмешательство государства во взаимоотношения продавцов и потребителей, предоставив сторонам право решать многие вопросы на основе взаимных договоренностей.

Поэтому умение отстаивать свои права, опираясь на закон – задача №1 для потребителя.

Для работы с текстом закона класс делится на 5 групп.

Задание группам

1) Прочитать текст Закона «О защите прав потребителей».

1-я группа: «Права потребителей на безопасность».

2-я группа: «Права потребителей на качество».

3-я группа: «Права потребителей на информацию».

4-я группа: «Права потребителей на выбор».

5-я группа: «Права на возмещение причиненного ущерба».

2) Сформировать сущность рассматриваемых прав.

3) Составить рекомендации потребителю по реализации данных прав.

4) Обмен информацией.

Группы представляют результаты своей работы. В процессе обсуждения выясняется сущность прав потребителей и составляется памятка для потребителя.

Покупая в магазине товар или заключая с фирмой договор на оказание услуги, необходимо помнить, что продавец должен предоставить потребителю необходимую информацию о себе и о товаре.

Каждый товар имеет свой срок службы и срок годности. Использование товаров с истекшими сроками может принести вред здоровью, а иногда – стоить жизни.

Любой пострадавший потребитель имеет право на возмещение материального ущерба и морального вреда, причиненных некачественным товаром (услугой) или несоблюдением обязательств продавцов (изготовителем, исполнителями).

Никто не должен «давить» на потребителя, заставлять его купить тот или иной товар, подписать договор на невыгодных условиях.

II. Группам раздаются наборы товаров (консервы, зубная паста и др.). Они должны поработать со штрих-кодами, с информационными сносками. Затем аргументированно защитить товар или потребителя товара, и составляется претензия к продавцу товара.

Претензия (образец)

Число, месяц, год гражданин (ФИО) приобрел у Вас (название товара и его описание) стоимостью (стоимость прописью), что подтверждается кассовым чеком (копия прилагается). В период эксплуатации у (название товара и описание дефекта). Я считаю, что данный (название товара) является товаром ненадлежащего качества. На основании вышеизложенного в соответствии с п.1 ст. 18 «О защите прав потребителей» я требую либо заменить товар (название товара) ненадлежащего качества на другой с перерасчетом цены в 7-дневный срок, с момента получения претензии (ст. 21 Закона), либо расторгнуть договор купли-продажи и вернуть гражданину (ФИО) (название товара и стоимость) в 10-дневный срок с момента получения претензии (ст. 22 Закона).

Также доводим до Вашего сведения, что в случае возникновения спора о причинах недостатков товара, потребитель в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» проведет экспертизу за свой счет.

В случае неисполнения моего требования я оставляю за собой право обратиться с исковым заявлением в суд и требовать в нем кроме исполнения моего требования взыскания с Вас неустойки в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки исполнения требования (ст. 23 закона), возмещения расходов, которые я понесла в связи с обращением в суд (ст. 13 закона), а также морального вреда, нанесенного Вашими неправомерными действиями (ст. 15 закона).

Число, месяц, год.

Подпись

В конце урока подводится итог, что знание законов дает возможность человеку чувствовать себя свободным и защищенным.

Наталья МАКУШЕНЦЕВА, учитель истории и обществознания, Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте