1. Музыка и жизнь
Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Она лечит не только его душу, но и его тело. Гармоничная музыкальная Среда в молодой семье способствует зачатию и рождению здоровых детей, она же создает условия для их полноценного развития.
Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет ( важнейшее условие становления и развития его личности. Музыка несет в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Ведь человек стал человеком не только благодаря коллективному труду, но и благодаря коллективному пению, благодаря возникновению в недрах разобщенного хаоса индивидуальных чувственных аффектов особого единящего и возвышающего его коллективного чувственно-значимого гармонично звучащего сигнального пространства. Музыка открывает человеку законы гармонии мира, и только при помощи прекрасной музыки можно воспитать чувства истинной красоты, любви, сопереживания.
Музыка облагораживает человека, но только если в ее основе заложены элементы гармонии, то есть созидающего начала. Но она может явиться и мощным разрушающим фактором, порождающим неконтролируемую агрессию, что мы и наблюдаем сегодня в массовом масштабе на молодежных концертах многочисленных рок-групп. Это связано с тем, что организм человека является сложнейшей тканью, сотканной из бесчисленных разнообразнейших ритмов, резонирующих с естественными ритмами Природы. Наукой установлено, что постоянство внутренних биоритмов необходимо для нормальной жизнедеятельности всего организма. Поэтому у людей сложились положительные наследственные реакции на синхронные с ними ритмы. Так, например, обращает на себя внимание близость внутренних частот биотоков мозга человека к частотам народной и классической музыки. При этом были зафиксированы значительные различия состояния человека при прослушивании классической музыки и тяжелого рока. Эмоциональное состояние во втором случае заключается в усилении активно-агрессивных компонентов с элементами защиты и подавленности. Иммунитетом против такого негативного воздействия может стать только всеохватное музыкальное образование, вобравшее в себя глубины народной и вершины мировой музыкальной культуры.
2. Изгнание и возвращение музыки.
2.1. Проблема
Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Русский народ пел всегда: в праздники и в будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе. Пели все, от мала до велика. Пели в семьях, в приходских школах, гимназиях и реальных училищах. В каждом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Это было естественным содержанием нашей природы, нашей внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русской жизни – соборности. Сегодня же мы утратили это свое извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии, и это одна из основных причин вырождения нашего народа, деградации молодых поколений и страны в целом.
Почему же это произошло? Дело в том, что огромная роль в музыкальном образовании народа еще с дореволюционных времен принадлежала учителю, который был всесторонне, в том числе музыкально, образован. И в образовании советского человека в недавние времена значение музыкального воспитания никто не оспаривал. В 30-50-е годы в Советском Союзе наш народ еще пел. Многовековые традиции были уничтожены не сразу. Еще были живы известные корифеи хорового искусства П.Г.Честноков, Г.А.Дмитревский, А.В.Свешников, В.Г.Соколов, К.Б.Птица и др. Но постепенно хоров становилось все меньше и меньше, поскольку система музыкального образования повсеместно работала против хорового пения: из программ консерваторий и музыкальных училищ пропал обязательный для всех хоровой класс. В конце 50-х годов была уничтожена и экономическая база хорового дела в учебных заведениях и домах культуры, хоровые коллективы поддерживались лишь усилиями энтузиастов.
А затем постепенно и сама музыка, и уроки музыки в общеобразовательной школе стали повсеместно вытесняться другими “главными” предметами. Тем самым, говоря о “гуманитаризации”, “гуманизации” и прочих якобы спасительных преобразованиях в педагогике, музыку загнали на периферию школьной жизни, относя ее к числу дополнительных, факультативных учебных курсов или вообще к внеклассной “досуговой” работе, не влияющей на процесс образования в целом. Так высокая музыка постепенно ушла из жизни школы и семьи, из жизни общества. И место высоких образцов народной и классической музыки занял рок, разрушающий психику и нравственную сферу детей, подростков и молодежи.
А ведь речь идет не просто о музыке как школьном предмете, а об одной из самых важных составных частей воспитания и духовного возвышения человека. Высокая музыка должна постоянно находиться рядом при формировании нравственности молодых людей. Музыка и литература, музыка и история, музыка и живопись, музыка и природа, музыка и труд, музыка и физическая культура – именно в таком тесном соединении можно говорить о всестороннем, комплексном воспитании детей с самого младшего, дошкольного, а затем и школьного возраста. Как добиться этого соединения?
2.2. Решение проблемы
В области музыкальной культуры есть одна ее древнейшая и важнейшая сфера, исторически составляющая исток музыки и ее фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех, – это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Развитие музыкального и специфически-вокального слуха, чувства ритма и лада, осознание музыкальной формы и средств музыкального выражения, развитие музыкального восприятия и художественного вкуса, овладение умениями пения по нотам и участия в ансамбле – все это воспитывается с ранних лет в процессе полноценно осуществляемого хорового пения, которое является тем зерном, из которого вырастает общая музыкальная культура народа.
Именно хоровое пение в семье, детских садах и школах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, способно преодолеть тот хаос, который сегодня захватывает души детей с самого раннего возраста и блокирует развертывание и реализацию их генетических человеческих программ. Поэтому детское хоровое пение (это природосообразная – сообразная природе ребенка) воспитательная технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является основой, краеугольным камнем строительства в человеке его человеческой сути, его нравственного сознания, его Личности.
Кроме того, пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, становления речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой и природосообразную оздоровительную технологию – необходимое условие физического и психического здоровья человека и общества в целом. Недаром сегодня изгнанные из общеобразовательных учреждений музыка и хоровое пение используются для лечения логопедических, душевных и многих других болезней, в том числе и наркозависимости (о чем убедительно свидетельствует опыт современного Китая, о котором было рассказано в репортаже телепрограммы “Время” от 15 мая 2002 года).
Наше глубокое убеждение: именно музыкальное образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей, к традиционной певческой хоровой культуре, – это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации.
И в центре внимания должна быть общеобразовательная школа, поскольку через нее проходят все граждане России. Поэтому так необходимо поставить и решить задачу объединения общего и музыкального образования в единое целое и таким образом создать целостную образовательную Среду, в которой все способности детей получат наилучшее развитие.
Для этого и необходима Программа, объединяющая усилия органов управления всех уровней – федерального, региональных и местных, ведомств образования, культуры и социальной политики, общественных организаций, творческих союзов и коллективов, Программа, подкрепленная четким планом: что, где, когда и как надо делать. Такая Программа создана нашим авторским коллективом, включающим в себя известных ученых, практиков-хоровиков и педагогов-новаторов. При ее создании был тщательно проанализирован опыт музыкального образования не только в России, но и за рубежом.
2.3. Цели, задачи и принципы Программы
Цели Программы – духовно-нравственное, психическое и физическое оздоровление народа (нации), преображение жизни общества через возрождение и развитие российской традиционной певческой хоровой культуры.
Задачи Программы: создание системы непрерывного музыкального образования с дошкольного (3-4 года) до старшего школьного возраста на основе хорового всеобуча (музыка и хоровое пение – обязательный и полноправный предмет в базовых учебных и воспитательных планах всех дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ – не менее двух часов в неделю); установление органических взаимосвязей между занятиями музыкой (пением) и другими предметами базовых учебных и воспитательных планов; объединение задач музыкально-хорового образования, современных прогрессивных технологий развития голоса и слуха, овладения музыкальной грамотностью с решением проблем здравоохранения и дефектологии (в этом аспекте Программа является органической частью социально-образовательного проекта “Спасем детей (спасем Россию!”, разработанного творческим коллективом под руководством доктора медицинских наук В.Ф.Базарного): единство этих элементов становится непреложным законом для отбора хорового репертуара и средств обучающего воздействия Программы, единство этих задач находит отражение и в методических принципах приобщения к певческой культуре, характерных для предлагаемой Программы; воспитание эмоциональной сферы детей, их музыкально-художественного вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее; развитие музыкальных способностей детей, певческого голоса и умений, необходимых при совместном пении; изучение истории и творческое освоение музыкальной культуры России, традиций народного хорового пения; воспитание устойчивой потребности общения с народной, классической и лучшими образцами современной музыки через участие в хоровом исполнительстве; подготовка и переподготовка музыкальных педагогических кадров для реализации данной Программы.
Принципы реализации Программы:
1. Музыка для всех! (Детей, не способных к музыке, нет, есть плохие педагоги. В каждом взрослом спит ребенок ( его надо пробудить).
2. Хоровое пение – основа музыкального образования. (Человеческий голос – первый и главный музыкальный инструмент, созданный самой Природой в процессе эволюции человека как коллективного духовно-нравственного существа).
3. Опора на народные традиции. (“Песня – душа народа!” М.И.Глинка).
4. Запоет школа – запоет народ! (Социальное влияние возрождения хорового пения от детско-юношеской среды к среде взрослой, родительской, всеобщей).
5. “Все дети наши – и мы за них в ответе!” А.А.Католиков (Программа служит ориентиром и основой совместных действий всех учреждений, работающих с детьми и для детей, независимо от их ведомственной принадлежности).
6. Открытость и гласность. (Программа принимается и воплощается в жизнь после широкого общественного обсуждения).
7. Свобода и ответственность. (Свобода в творческой деятельности и ответственность за ее конечный результат всех авторов и участников реализации Программы).
2.4. Основное содержание Программы
В рамках нашей Программы каждый педагог-музыкант вправе выбирать для себя ту или иную программу проведения музыкальных занятий в детском саду или уроков в школе (программа Н.А.Ветлугиной, Н.В.Фомичевой, Д.Б. Кабалевского, Н.Терентьевой, Ю.Б. Алиева и др.) или работать по своей авторской программе.
Но есть основные музыкальные задачи, опорные методические приемы, объединяющие всех работающих по данной Программе и составляющих ее основное содержание: ранний выход на элементарное двухголосие (хоровое сольфеджио, ручные знаки, “пение по руке”, каноны); пение без сопровождения (a capella) как педагогический, методический принцип музыкального развития каждого ребенка; воспитание умений пения детей в ансамбле (последовательно перемежая участие в исполнении первых и вторых голосов); умение вторить, идти за другим, вести за собой; раннее развитие ладового слуха: слышание соотношений устойчивых и неустойчивых ступеней в ладу, ладово-функционального, гармонического слуха (тоника, субдоминанта, доминанта); развитие чувства ритма; развитие музыкальной памяти, внутреннего музыкального слуха (музыкально-слуховые представления); выход на пение по нотам (хоровое сольфеджио, перевод ручных знаков относительной (релятивной) системы в абсолютные знаки нотации, пение по руке и по нотам; всеобщая элементарная музыкальная грамотность на вокально-хоровой основе (двух- и трехголосие); воспитание у каждого певца вокального тембра, развитие вокального слуха, определение учеником для себя личностно значимого вокального эталона академического пения (кто из певцов академического направления нравится и почему, тембр кого из лучших участников собственного для юного певца хора – “камертончики” – ему близок и почему).
Георгий СТРУВЕ,
руководитель хоровой студии “Пионерия”
Железнодорожный,
Московская область
Комментарии