search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Нацию объединяют язык и песня Программа возрождения российской хоровой культуры

1. Музыка и жизнь

Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Она лечит не только его душу, но и его тело. Гармоничная музыкальная Среда в молодой семье способствует зачатию и рождению здоровых детей, она же создает условия для их полноценного развития.
Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет ( важнейшее условие становления и развития его личности. Музыка несет в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Ведь человек стал человеком не только благодаря коллективному труду, но и благодаря коллективному пению, благодаря возникновению в недрах разобщенного хаоса индивидуальных чувственных аффектов особого единящего и возвышающего его коллективного чувственно-значимого гармонично звучащего сигнального пространства. Музыка открывает человеку законы гармонии мира, и только при помощи прекрасной музыки можно воспитать чувства истинной красоты, любви, сопереживания.

Музыка облагораживает человека, но только если в ее основе заложены элементы гармонии, то есть созидающего начала. Но она может явиться и мощным разрушающим фактором, порождающим неконтролируемую агрессию, что мы и наблюдаем сегодня в массовом масштабе на молодежных концертах многочисленных рок-групп. Это связано с тем, что организм человека является сложнейшей тканью, сотканной из бесчисленных разнообразнейших ритмов, резонирующих с естественными ритмами Природы. Наукой установлено, что постоянство внутренних биоритмов необходимо для нормальной жизнедеятельности всего организма. Поэтому у людей сложились положительные наследственные реакции на синхронные с ними ритмы. Так, например, обращает на себя внимание близость внутренних частот биотоков мозга человека к частотам народной и классической музыки. При этом были зафиксированы значительные различия состояния человека при прослушивании классической музыки и тяжелого рока. Эмоциональное состояние во втором случае заключается в усилении активно-агрессивных компонентов с элементами защиты и подавленности. Иммунитетом против такого негативного воздействия может стать только всеохватное музыкальное образование, вобравшее в себя глубины народной и вершины мировой музыкальной культуры.

2. Изгнание и возвращение музыки.
2.1. Проблема
Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Русский народ пел всегда: в праздники и в будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе. Пели все, от мала до велика. Пели в семьях, в приходских школах, гимназиях и реальных училищах. В каждом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Это было естественным содержанием нашей природы, нашей внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русской жизни – соборности. Сегодня же мы утратили это свое извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии, и это одна из основных причин вырождения нашего народа, деградации молодых поколений и страны в целом.
Почему же это произошло? Дело в том, что огромная роль в музыкальном образовании народа еще с дореволюционных времен принадлежала учителю, который был всесторонне, в том числе музыкально, образован. И в образовании советского человека в недавние времена значение музыкального воспитания никто не оспаривал. В 30-50-е годы в Советском Союзе наш народ еще пел. Многовековые традиции были уничтожены не сразу. Еще были живы известные корифеи хорового искусства П.Г.Честноков, Г.А.Дмитревский, А.В.Свешников, В.Г.Соколов, К.Б.Птица и др. Но постепенно хоров становилось все меньше и меньше, поскольку система музыкального образования повсеместно работала против хорового пения: из программ консерваторий и музыкальных училищ пропал обязательный для всех хоровой класс. В конце 50-х годов была уничтожена и экономическая база хорового дела в учебных заведениях и домах культуры, хоровые коллективы поддерживались лишь усилиями энтузиастов.
А затем постепенно и сама музыка, и уроки музыки в общеобразовательной школе стали повсеместно вытесняться другими “главными” предметами. Тем самым, говоря о “гуманитаризации”, “гуманизации” и прочих якобы спасительных преобразованиях в педагогике, музыку загнали на периферию школьной жизни, относя ее к числу дополнительных, факультативных учебных курсов или вообще к внеклассной “досуговой” работе, не влияющей на процесс образования в целом. Так высокая музыка постепенно ушла из жизни школы и семьи, из жизни общества. И место высоких образцов народной и классической музыки занял рок, разрушающий психику и нравственную сферу детей, подростков и молодежи.
А ведь речь идет не просто о музыке как школьном предмете, а об одной из самых важных составных частей воспитания и духовного возвышения человека. Высокая музыка должна постоянно находиться рядом при формировании нравственности молодых людей. Музыка и литература, музыка и история, музыка и живопись, музыка и природа, музыка и труд, музыка и физическая культура – именно в таком тесном соединении можно говорить о всестороннем, комплексном воспитании детей с самого младшего, дошкольного, а затем и школьного возраста. Как добиться этого соединения?

2.2. Решение проблемы
В области музыкальной культуры есть одна ее древнейшая и важнейшая сфера, исторически составляющая исток музыки и ее фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех, – это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Развитие музыкального и специфически-вокального слуха, чувства ритма и лада, осознание музыкальной формы и средств музыкального выражения, развитие музыкального восприятия и художественного вкуса, овладение умениями пения по нотам и участия в ансамбле – все это воспитывается с ранних лет в процессе полноценно осуществляемого хорового пения, которое является тем зерном, из которого вырастает общая музыкальная культура народа.
Именно хоровое пение в семье, детских садах и школах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, способно преодолеть тот хаос, который сегодня захватывает души детей с самого раннего возраста и блокирует развертывание и реализацию их генетических человеческих программ. Поэтому детское хоровое пение (это природосообразная – сообразная природе ребенка) воспитательная технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является основой, краеугольным камнем строительства в человеке его человеческой сути, его нравственного сознания, его Личности.
Кроме того, пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, становления речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой и природосообразную оздоровительную технологию – необходимое условие физического и психического здоровья человека и общества в целом. Недаром сегодня изгнанные из общеобразовательных учреждений музыка и хоровое пение используются для лечения логопедических, душевных и многих других болезней, в том числе и наркозависимости (о чем убедительно свидетельствует опыт современного Китая, о котором было рассказано в репортаже телепрограммы “Время” от 15 мая 2002 года).
Наше глубокое убеждение: именно музыкальное образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей, к традиционной певческой хоровой культуре, – это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации.
И в центре внимания должна быть общеобразовательная школа, поскольку через нее проходят все граждане России. Поэтому так необходимо поставить и решить задачу объединения общего и музыкального образования в единое целое и таким образом создать целостную образовательную Среду, в которой все способности детей получат наилучшее развитие.
Для этого и необходима Программа, объединяющая усилия органов управления всех уровней – федерального, региональных и местных, ведомств образования, культуры и социальной политики, общественных организаций, творческих союзов и коллективов, Программа, подкрепленная четким планом: что, где, когда и как надо делать. Такая Программа создана нашим авторским коллективом, включающим в себя известных ученых, практиков-хоровиков и педагогов-новаторов. При ее создании был тщательно проанализирован опыт музыкального образования не только в России, но и за рубежом.

2.3. Цели, задачи и принципы Программы
Цели Программы – духовно-нравственное, психическое и физическое оздоровление народа (нации), преображение жизни общества через возрождение и развитие российской традиционной певческой хоровой культуры.
Задачи Программы: создание системы непрерывного музыкального образования с дошкольного (3-4 года) до старшего школьного возраста на основе хорового всеобуча (музыка и хоровое пение – обязательный и полноправный предмет в базовых учебных и воспитательных планах всех дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ – не менее двух часов в неделю); установление органических взаимосвязей между занятиями музыкой (пением) и другими предметами базовых учебных и воспитательных планов; объединение задач музыкально-хорового образования, современных прогрессивных технологий развития голоса и слуха, овладения музыкальной грамотностью с решением проблем здравоохранения и дефектологии (в этом аспекте Программа является органической частью социально-образовательного проекта “Спасем детей (спасем Россию!”, разработанного творческим коллективом под руководством доктора медицинских наук В.Ф.Базарного): единство этих элементов становится непреложным законом для отбора хорового репертуара и средств обучающего воздействия Программы, единство этих задач находит отражение и в методических принципах приобщения к певческой культуре, характерных для предлагаемой Программы; воспитание эмоциональной сферы детей, их музыкально-художественного вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее; развитие музыкальных способностей детей, певческого голоса и умений, необходимых при совместном пении; изучение истории и творческое освоение музыкальной культуры России, традиций народного хорового пения; воспитание устойчивой потребности общения с народной, классической и лучшими образцами современной музыки через участие в хоровом исполнительстве; подготовка и переподготовка музыкальных педагогических кадров для реализации данной Программы.
Принципы реализации Программы:
1. Музыка для всех! (Детей, не способных к музыке, нет, есть плохие педагоги. В каждом взрослом спит ребенок ( его надо пробудить).
2. Хоровое пение – основа музыкального образования. (Человеческий голос – первый и главный музыкальный инструмент, созданный самой Природой в процессе эволюции человека как коллективного духовно-нравственного существа).
3. Опора на народные традиции. (“Песня – душа народа!” М.И.Глинка).
4. Запоет школа – запоет народ! (Социальное влияние возрождения хорового пения от детско-юношеской среды к среде взрослой, родительской, всеобщей).
5. “Все дети наши – и мы за них в ответе!” А.А.Католиков (Программа служит ориентиром и основой совместных действий всех учреждений, работающих с детьми и для детей, независимо от их ведомственной принадлежности).
6. Открытость и гласность. (Программа принимается и воплощается в жизнь после широкого общественного обсуждения).
7. Свобода и ответственность. (Свобода в творческой деятельности и ответственность за ее конечный результат всех авторов и участников реализации Программы).

2.4. Основное содержание Программы

В рамках нашей Программы каждый педагог-музыкант вправе выбирать для себя ту или иную программу проведения музыкальных занятий в детском саду или уроков в школе (программа Н.А.Ветлугиной, Н.В.Фомичевой, Д.Б. Кабалевского, Н.Терентьевой, Ю.Б. Алиева и др.) или работать по своей авторской программе.
Но есть основные музыкальные задачи, опорные методические приемы, объединяющие всех работающих по данной Программе и составляющих ее основное содержание: ранний выход на элементарное двухголосие (хоровое сольфеджио, ручные знаки, “пение по руке”, каноны); пение без сопровождения (a capella) как педагогический, методический принцип музыкального развития каждого ребенка; воспитание умений пения детей в ансамбле (последовательно перемежая участие в исполнении первых и вторых голосов); умение вторить, идти за другим, вести за собой; раннее развитие ладового слуха: слышание соотношений устойчивых и неустойчивых ступеней в ладу, ладово-функционального, гармонического слуха (тоника, субдоминанта, доминанта); развитие чувства ритма; развитие музыкальной памяти, внутреннего музыкального слуха (музыкально-слуховые представления); выход на пение по нотам (хоровое сольфеджио, перевод ручных знаков относительной (релятивной) системы в абсолютные знаки нотации, пение по руке и по нотам; всеобщая элементарная музыкальная грамотность на вокально-хоровой основе (двух- и трехголосие); воспитание у каждого певца вокального тембра, развитие вокального слуха, определение учеником для себя личностно значимого вокального эталона академического пения (кто из певцов академического направления нравится и почему, тембр кого из лучших участников собственного для юного певца хора – “камертончики” – ему близок и почему).
Георгий СТРУВЕ,
руководитель хоровой студии “Пионерия”
Железнодорожный,
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте