В 2008-2010 годах издательство «Дрофа» выпустило в свет линию учебников по химии для 8-11 классов общеобразовательной школы, созданных авторским коллективом химического факультета МГУ: В.В.Ереминым, Н.Е.Кузьменко, В.В Луниным, А.А.Дроздовым, В.И.Терениным. О новых учебниках, их необходимости и отличии от уже существующих учебных линий рассказывают сами авторы.
Работая над учебниками, мы исходили из тенденций развития современной химии и учитывали ее роль в обществе и положение в системе образования. Число часов на изучение химии сокращается не только в средней, но и высшей школе, а то немногое, что осталось, в значительной степени занято подготовкой к ЕГЭ. В результате химическое невежество процветает на всех уровнях, а в обществе господствует «хемофобия» – отрицательное отношение общества к химии и ее проявлениям.С другой стороны, в современной науке роль химии постоянно растет. В первую очередь это связано с появлением в химии новых научных направлений, имеющих междисциплинарный характер – таких как биомедицинская и биофизическая химия, нанохимия. Эти направления приводят к появлению новых технологий, поэтому практическое значение химических знаний неуклонно повышается.Научная составляющая курса химии базируется на двух основных понятиях: «вещество» и «химическая реакция». «Вещество» – главное понятие химии. За последние 100 лет развития химии человек создал намного больше веществ, чем существовало в природе. Сейчас на первый план выходит поиск и синтез полезных веществ и материалов, обладающих необходимыми свойствами.Второе главное понятие химии – это «химическая реакция». Каждую секунду в мире происходит неисчислимое множество реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Именно химические реакции обеспечивают изменчивость и развитие окружающего нас мира.В основе нашей концепции преподавания химии в средней школе лежат следующие основные идеи:1. Химия – фундаментальная наука о природе, глубоко связанная и тесно взаимодействующая с другими естественными науками. Основное значение для жизни общества имеют прикладные возможности химии.2. Окружающий мир состоит из веществ, которые обладают определенной структурой и способны к превращениям. Существует связь между структурой и свойствами веществ. Задача химии – создание веществ с полезными свойствами.3. Мир постоянно изменяется – в нем происходят химические реакции. Для того чтобы управлять этими реакциями, надо глубоко понимать законы химии.4. Химия – это инструмент преобразования природы, наука, направленная на решение насущных проблем человечества.Из общения с педагогами и учащимися мы поняли, что давно назрела необходимость в книгах, которые по стилю изложения соответствовали бы традиционным учебникам, созданным выдающимися русскими и советскими педагогами – В.Н.Верховским, Ю.В. Ходаковым, К.Я.Парменовым, Л.М.Сморгонским. Однако эти книги прошлых лет, написанные превосходным русским языком, во многом устарели с научной точки зрения. Нужны учебники, в которых были бы отражены новейшие достижения химической науки, где рассказывалось бы о связанных с химией успехах, проблемах и бедах современного общества. Именно такие книги мы и постарались создать. С их помощью мы хотим решить следующие задачи, которые считаем для себя главными:1. Формирование у школьников научной картины окружающего мира и развитие естественно-научного мировоззрения.2. Развитие химического мышления учащихся, умения анализировать явления окружающего мира в химических терминах, развитие способности говорить и думать на химическом языке.3. Популяризация химического знания и внедрение представлений о роли химии в повседневной жизни и ее прикладном значении в жизни общества. Развитие экологического мышления и знакомство с современными химическими технологиями.4. Формирование у учащихся практических навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.5. Пробуждение живого интереса школьников к изучению химии как в рамках школьной программы, так и дополнительно.Предлагаемая нами последовательность изложения материала ориентирована на изучение химических свойств окружающего мира с постепенным и деликатным знакомством с теоретическими основами современной химии. Это позволяет обеспечить накопление учащимися фактических знаний, достаточных для обоснования теоретических представлений. В 8 классе авторы практически не используют расчетные задачи. Основная идея этой части курса – привить учащимся навыки описания свойств различных веществ.Наш учебник 8 класса начинается с изучения веществ, описания их свойств, разделения смесей. Попутно учащиеся знакомятся с лабораторным оборудованием, приобретают навыки экспериментальной работы. Эксперименту во всех его видах (демонстрационному, умозрительному, лабораторным и практическим работам) уделяется большое внимание. После знакомства с химическим экспериментом начинается изучение основных понятий химии – атом, молекула, элемент, простое и сложное вещество, химическая реакция, описываются основные положения атомно-молекулярной теории. На основе закона сохранения массы школьники учатся находить коэффициенты в уравнениях химических реакций.В двух последующих темах курса 8 класса реализуется дальнейшее накопление фактических знаний. При изучении продуктов горения простых веществ в кислороде вводится первоначальное понятие о валентности, которое базируется на атомно-молекулярной теории. Мы сознательно допускаем здесь упрощенное толкование валентности. Углубление и уточнение понятия «валентность» отнесено в тему «Химическая связь», изучаемую в конце 8 и 10 класса. Изучением свойств кислорода, водорода и воды начинается систематическое знакомство учащихся с неорганическими веществами. По ходу изучения этих тем учитель постепенно вводит понятия о важнейших классах неорганических соединений – оксидах, кислотах, солях, основаниях. Кислоту на данном этапе обучения учащиеся воспринимают как вещество, содержащее атомы водорода, способные замещаться на металл, и кислотный остаток. Заряд аниона кислоты мы традиционно трактуем как валентность кислотного остатка, что позволяет составлять формулы солей по правилам, изученным на примере оксидов. Изучая свойства воды, восьмиклассники знакомятся с растворами, которые рассматриваются как однородные смеси веществ.Генетической связи между основными классами неорганических веществ посвящена специальная глава учебника 8 класса. В ней сначала вводится понятие о реакции нейтрализации, которая трактуется несколько шире, чем обычно, включая взаимодействие кислотных оксидов со щелочами, а основных – с кислотами. После этого мы переходим к еще большему обобщению и рассматриваем признаки, по которым реакции обмена протекают до конца. Накопленные фактические знания учащиеся систематизируют на основе периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Изучение этой темы демонстрирует учащимся роль обобщений в развитии науки, показывает, как простое накопление фактических сведений о веществах и их превращениях преобразуется в стройную систему знаний. В последние годы в умениях учащихся 8-9 классов явно обнаруживается большой пробел, касающийся решения расчетных задач по химии. Именно поэтому мы выделили все основные типы расчетных задач в отдельную главу, посвященную стехиометрии, то есть количественным отношениям в химии. С нее учащиеся начинают обучение химии в 9 классе. Вслед за главой по стехиометрии следует теоретический материал, посвященный описанию химических реакций. Здесь рассматриваются теория электролитической диссоциации и окислительно-восстановительные реакции, отдельные параграфы посвящены тепловым эффектам и скорости химических реакций, химическому равновесию.Следующие главы учебника знакомят учащихся с неорганической химией. Изложение свойств химических элементов и их соединений дается на основе периодического закона с активным привлечением теоретического материала по строению атома, химической связи, теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительным реакциям. Большое место в этой части учебника занимает описание химических экспериментов.На уроках химии школьники 8-9 классов должны освоить основные интеллектуальные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, они должны уметь формулировать гипотезы, обобщать и систематизировать сведения, устанавливать причинно-следственные связи, искать аналогии. Важно научить учащихся использовать различные источники информации, включая Интернет. Этой цели могут служить образовательные порталы, такие, к примеру, как сайты МГУ www.chem.msu.ru и www. nanometer.ru.Для старших классов подготовлены два варианта учебников – базовый уровень и профильный уровень. Книги профильного уровня составлены так, что заниматься по ним учащиеся могут независимо от того, по каким учебникам они обучались в 8 и 9 классах.Базовая линия учебников для 10 и 11 классов рассчитана на преподавание 1 или 2 часов химии в неделю. В них сделан акцент на практической важности химических знаний в таких на первый взгляд далеких от химии областях, как живопись, скульптура, архитектура, тем самым вносится вклад в дело гуманитаризации химического образования путем установления межпредметных связей.В учебниках профильного уровня задача совсем иная. Здесь важно систематически изложить курс общей, неорганической и органической химии в том объеме, который необходим для будущей научной карьеры, начинающейся с поступления в вуз химического, биологического или медицинского профиля. В отличие от традиционных пособий для поступающих материал в наших учебниках изложен описательно, а не путем простого перечисления свойств, реакций, методов получения и важнейших теорий. Читая учебник, школьники умозрительно участвуют в проведении экспериментов, совершают экскурсии на химические производства, в научные лаборатории, знакомятся с современным состоянием науки.В учебниках много иллюстраций – рисунков, схем, фотографий, которые делают изучение химии более наглядным и доступным. Обложка каждого учебника посвящена определенному веществу, играющему важную роль в повседневной жизни.Наш учебный комплект по химии для общеобразовательной школы состоит из:1) Авторской программы курса химии для 8-11 классов.2) Учебников «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс» (авторы Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В.).3) Учебников «Химия. 10 класс. Базовый уровень» (авторы Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В.) и «Химия. 11 класс. Базовый уровень» (авторы Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Дроздов А.А., Теренин В.И.).4) Учебников «Химия. 10 класс. Профильный уровень» и «Химия. 11 класс. Профильный уровень» (авторы Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Дроздов А.А., Теренин В.И.).Учебники «Химия. 8 класс», «Химия. 9 класс», «Химия. 10 класс. Базовый уровень», «Химия. 11 класс. Базовый уровень» имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и входят в Федеральный перечень учебников (№№784, 785, 1123, 1124). Учебник «Химия. 10 класс. Профильный уровень» имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» и входит в Федеральный перечень (№200). Учебник «Химия. 11 класс. Профильный уровень» издан в 2010 году и проходит рецензирование в РАО и РАН.В 2010 году будут изданы методические пособия и рабочие тетради к учебникам 8 и 9 классов, в 2011-2012 годах запланировано издание задачников и сборников тестов, отдельно для 8-9 и 10-11 классов. Мы хотим особо подчеркнуть, что ни в одном из учебников мы не ставим перед собой узкую задачу подготовки ни к ЕГЭ, ни к вступительным экзаменам – этому посвящены отдельные книги. Задача учебного комплекта – обучить школьников химии, сформировать у них интерес к предмету, научить грамотно обращаться с веществами, а не только подготовить их к сдаче экзамена.Учитывая растущий интерес школьников к информационным технологиям, мы запланировали совместно с издательством «Дрофа» создание интерактивного учебного комплекса «Навигатор» по всему комплекту начиная с учебника 8 класса.Надеемся, что наш учебный комплект займет достойное место в российской средней школе, обретет своих сторонников среди учащихся, учителей, методистов. Принято считать, что между МГУ и школой есть огромная дистанция, но это неверный стереотип. Побороть его можно только путем интенсивного многостороннего сотрудничества, конструктивного обсуждения не только наших учебников, но и всех проблем, волнующих школьников и учителей. Мы, авторы, всегда открыты для дискуссии, готовы выслушать от вас, практиков, советы, замечания, пожелания и наставления.Вадим ЕРЕМИН, профессор химического факультета МГУ;Андрей ДРОЗДОВ, доцент химического факультета МГУ
Комментарии