search
main
0

Московская школа будущего. Какой я ее вижу. Наталья КОРАВСКАЯ, учитель школы №529 г. Москвы

Школа – камень в основании общества. И общество должно понять великое значение мощи основания. Объяснить явление продвижения эволюции, дать знания и приобщить юное поколение к эволюции – этот стимул движет каждым жестом учителя. Ученики и учителя – сотрудники преображения жизни. Главное сегодня – активизировать творческий потенциал общества в процессе формирования Силы Личности. И ведущая роль на пути в будущее принадлежит, как всегда, школе. От того, как устроена школа, насколько ярко воплощены в ней духовные ценности народа, зависит будущее народа и страны. Столичная школа всегда шагала в авангарде устремленных в будущее. Думается, что и сегодня творческий потенциал московского учительства настолько высок, что, «сея разумное, доброе, вечное», оно кратким путем приведет молодое поколение через радость творчества к знанию, труду и счастью. Какой же инструментарий, при помощи которого можно усовершенствовать жизнь, сделать ее разумной, интересной, радостной, необходимо взять в дорогу к будущему?

Философ Бертран Рассел отмечал, что если бы в XVII веке сто выдающихся личностей погибли в детстве, то современный мир не стал бы таким, каков он есть. Если творческий потенциал лишь ста человек имеет такое значение, то какое прекрасное будущее ожидало бы нас, если бы целый миллиард личностей стали обладателями полноценного образования и свободы, чтобы получить возможность самовыражения и развития своих природных способностей. Сейчас образовательная сфера имеет достаточно ресурсов и технологий, чтобы превратить это в реальность. Нам нужны лишь воля, воображение и доброта. Физическое и умственное порабощение любого человека грозит опасностью для социальной жизни всех. Никто не знает, где и как рождается талант, каждая личность способна внести свой вклад в благосостояние общества. Право на свободное развитие личности, самовыражение не должно быть привилегией избранных, оно принадлежит всем. Большинство нерешенных проблем возникает в результате неумения определить свои способности и потенциальные возможности. Лишь считанные единицы счастливцев знают свое предначертание и следуют ему в жизни. Я убеждена, что это именно те люди, которые обрели Силу Творческой Личности, и в этом познании себя им во многом помог школьный учитель. Сила Личности аккумулируется в течение всей жизни, от одного этапа к другому, но должна расти и крепнуть в зависимости от воли, желания и воображения. Нетрудно представить роль школьного этапа в процессе создания человеческой личности.

Сила Личности не может быть отнята ни родителями, ни учителями, ни милицией, ни спущенными сверху указаниями, ни капризной волей избирателей… Сила Личности не имеет ничего общего с господством. Господство личности – симптом ее слабости, социальное перерождение невежества, страха и эгоизма. Сила Личности же основана на знании, смелости и сотрудничестве. Сила Личности – синтез ума, сердца, физического здоровья и воли. Сила Личности одинаково доступна всем. Но Сила Личности не дается просто так, она не может быть привнесена извне, ее можно обрести лишь собственными усилиями. Кто как не учитель поможет своему ученику!

Сила Личности стоит на четырех опорах: желание преодолеть трудности, самоконтроле, гармонии и идеализме.

Любой человек сталкивается в жизни с трудностями и с испытаниями. Только желание преодолеть трудности, борьба могут сделать человека героем. И школа будущего непременно будет учить с благодарностью вспоминать испытания и преодолевать жизненные трудности, ибо, если они не берут верх над нами, будят в нас храбрость и настойчивость, помогают научиться властвовать собой, обрести уверенность в себе. При преодолении трудностей человек извлекает для себя урок. Если ребенок усвоит этот урок, он научится преодолевать все испытания, обретая при этом внутреннюю свободу.

«Если человек научится управлять собой, ему не составит труда управлять и государством», – сказал Конфуций. Негативные мысли и чувства хаотичны, беспорядочны, они уменьшают нашу жизненную энергию и ослабляют нас. Самоконтроль помогает нам трансформировать негативный аспект наших мыслей и чувств в позитивный, творчески и конструктивно распределять жизненную энергию, в результате чего и происходит рост Силы Личности. Истинное развитие Силы Личности начинается с уверенности, что всего можно достичь, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Через какие же чувства школа будет формировать в ученике способность к самоконтролю? К нему ведут храбрость, сострадание и терпение. Храбрость зарождается в сердце и живет в нем, ее вдохновляют любовь, благодарность, преданность, доверие, дружба.

Храбрость без доброты может обернуться жестокостью. Доброта проистекает из сострадания, то есть из сочувствия к окружающим. Как только мы научаемся испытывать сострадание к другим, нас перестает терзать жалость к себе. Помощь другим – эффективное средство от депрессии. Жалость же убивает, делает нас уязвимее. Жалость может стать разящим оружием против агрессора. Жалость разъединяет людей, а сострадание наводит мосты взаимопонимания и взаимопомощи. Сострадание, основанное на сочувствии, а не на жалости, делает людей равными. Сострадание привносит в самоконтроль храбрость и доброту, благодаря чему появляется эмоциональная основа терпимости по отношению к окружающим. Терпимость же, основанная на сострадании и понимании, дает возможность контролировать свои реакции на действия других людей и тем самым укрепляет Силу Личности. Без существенной доли терпения самоконтроль невозможен, а основная цель личности – обретение уверенности в своих силах – недостижима. Терпение лишает храбрость безрассудства и делает сострадание осмысленным. Само по себе терпение также требует храбрости, снисхождения и сострадания. Настоящее терпение – выдержка, упорство – требует высокой степени творческого напряжения. Терпение – это надежда и вера в будущее. Терпение зиждется на ответственности, порождаемой любовью. Терпение, самоконтроль, храбрость и сострадание – соединительные звенья в цепи достижений личности. Школа будущего должна предоставлять возможности и учить ученика уметь видеть их для практики самоконтроля. Настоящий успех обусловлен не столько взаимодействиями с другими, сколько нашими реакциями на них. И по этим реакциям можно судить о Силе Личности. Школа будущего будет учить учеников в своих реакциях руководствоваться принципом гармонии.

Гармония – мост от сердца к разуму. Истинная Сила Личности подразумевает отказ от насилия при решении любых проблем. Гармония предполагает союз с самим собой, с другими людьми, с природой и с эволюцией. Равновесие зиждется на умеренности. Неумеренность многих достоинств превращает их в пороки: отсюда берет начало фанатизм – основной разрушитель принципа гармонии. Чрезмерность в осторожности оборачивается трусостью, в храбрости – безрассудством, в терпении – пассивностью, в проявлении воли – упрямством, в жертвенности – мученичеством, в сострадании – унизительной жалостью и сентиментальностью. Гармония индивидуума зависит как от мужской, так и от женской психологии. Все люди рождаются одинаково способными воспринимать и мужскую, и женскую психологию поведения. Это необходимо для эволюционного процесса. Сила Личности развивается в соответствии с уровнем синтеза обеих психологий в каждом человеке. Школа будущего внесет огромный вклад в ликвидацию однобокости развития современного общества, где доминируют чисто мужские ценности – расчет, нигилизм, конкуренция, авторитарность, агрессия и элитарность, и привнесет качества, свойственные женской натуре, которых так не хватает в современном мире: заботу, любовь, чуткость, изящество, красоту, непосредственность, щедрость, интуицию, терпение, ласку, сочувствие. Ибо торжество одной психологии над другой равносильно уродству. Нацистский супермен был не столько сверхчеловеком, сколько сверхмужчиной. Нацисты восславляли такие типично мужские качества, как физическая сила, агрессивность, превосходство, грубость, эгоизм; о любви, самопожертвовании, мягкости и доброте, присущих женщинам, не могло быть и речи. А в результате царствовали жестокость, похоть и эгоцентризм. Без возрождения подлинного рыцарства и благородства бессмысленно мечтать о мире, сотрудничестве и гармонии в семье, в народе, на всей планете. Через игру эти навыки общения возможно формировать со школьной скамьи в увлекательной форме.

Основной источник энергии творческой личности – идеи. Идеал – это идея, преобразованная в мощный энергетический заряд, направляющий творческую энергию к будущему. Идеализм помогает преодолевать трудности и лишения. Идеализм – основа неувядаемой молодости, постоянного прилива жизненных сил.

Четыре опоры Силы Личности равно важны для ее стремлений и достижений. Преодоление трудностей дает новый импульс. Идеализм придает ускорение. Самоконтроль необходим для управления энергией, генерируемой в испытании и идеализме. Гармония «завершает» формирование Силы Личности в соответствии с законами природы.

В школе учат жить. В школе учатся жизни. Знание – это, несомненно, сила, а познание себя – это Сила Личности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте