Валентин Макаров, заместитель директора по экспериментальной работе гимназии №1576: – В нашей гимназии вот уже несколько лет проводится теоретическая разработка концепции учебного учреждения с системным образованием в едином информационном пространстве, а также ее практическая апробация. С нашей точки зрения, такое образовательное учреждение должно стать моделью культуры общества, открытой в сферу социальных проблем, мобильной и динамичной в развитии. Такая модель образовательного учреждения в наибольшей степени должна отвечать реалиям современного российского общества, его запросам по поводу содержания и методов образования.
В соответствии с этой стратегической линией основными задачами стали:
– обеспечение системности процесса обучения за счет синхронизированного преподавания дисциплин на основе осуществления тесных межпредметных связей, создания универсального мобильного механизма предпрофильного и профильного образования; эффективного многоуровневого мониторинга качества образования учащихся и управления образовательным процессом и т. д.;
– интеграция процесса обучения и воспитания путем усиления воспитывающего характера первого, с одной стороны, и использования форм внеучебной работы, ориентированных на решение дидактических задач (проектная деятельность, проведение «праздников эпох», образовательных экскурсий), с другой;
– достижение системности управления, что предполагает регулирование всех сторон деятельности образовательного учреждения как целостности;
– создание единого информационного пространства в гимназии, включающего системное использование информационных технологий во всех сферах ее жизни.
Деятельность педагогического коллектива по выполнению этих задач в учебном году оформляется в рамках экспериментальных площадок различного уровня: возникают составляющие линии (цели, задачи и прочее), находящиеся в соответствии с тематикой экспериментальных площадок. Одной из таких площадок стала ГЭП «Формирование поликультурного образовательного пространства в контексте национальных ценностей и культуры», в рамках которой гимназия разрабатывает тематику «Развитие умения учащихся вступать в диалог с партнерами иных культур в условиях реализации многообразных совместных ученических проектов в общеевропейском культурно-образовательном пространстве».
Умение учащихся вступать в плодотворный диалог с партнерами иных культур в условиях реализации многообразных совместных ученических проектов в общеевропейском культурно-образовательном пространстве предполагает обладание культурно-исторической картиной жизни народов РФ и иных стран, владение способами преодоления различного рода коммуникативных барьеров в условиях выполнения совместной деятельности (языковых, психологических, культурных); наличие психологической готовности (открытости) к вступлению с диалог с представителями иных культур. Развитие этого умения в полной мере не может быть обеспечено в условиях обучения (в том числе литературе, истории, иностранным языкам) по традиционным методикам.
Действующие учебные планы предполагают определенное взаимодействие между предметами, например, внутри гуманитарных образовательных областей «Филология», «Обществознание» и «Искусство», но ограничивают взаимодействие между содержанием предметов. В то же время совершенно очевидно, что сфера знания едина по своим образовательным задачам. Системное образование (в соответствии с программой эксперимента) предполагает интеграцию предметов, сходных по методам преподавания, предмету изучения, причем не за счет слияния дисциплин, что приводит к неизбежной их нивелировке, а через создание особой системы предметов, в которой каждая из наук как элемент этой системы сохранит свою самостоятельность. Такое системное, междисциплинарное изучение предметов имеет большое образовательное значение. Во-первых, оно способствует более глубокому, систематическому усвоению знаний. Во-вторых, оно формирует целостное видение мира. В-третьих, создает условия для самореализации учащихся, проявления их творческих способностей, формирования самостоятельности, инициативности. В-четвертых, способствует усвоению общечеловеческих и национальных ценностей, достижений цивилизации, которые имеют актуальное значение в наши дни, например, античная демократия, римское право, рыцарский кодекс поведения и т. д.
Подобное представление знания позволяет обеспечить более точную профориентацию учащегося, так как дает ему возможность ознакомиться с разнообразными сферами жизнедеятельности, отраженными в соответствующих науках. Кроме того, комплексное изучение наук вооружает молодых людей не только методологией освоения разнообразных знаний, но и методикой решения жизненных проблем в нашем сложном мире с его нестабильностью, быстрой сменой событий, информационным взрывом, необходимостью частой переквалификации.
Развитие умения учащихся вступать в диалог с партнерами иных культур в условиях реализации многообразных совместных ученических проектов в общеевропейском культурно-образовательном пространстве возможно при услови организации различных форм культурно-образовательных коммуникаций и диалогов; освоения педагогами современных технологий (в том числе интегративных) формирования культурно-исторической картины жизни народов РФ, иных стран и современных образовательных интерактивных технологий развития психологической компетентности, в том числе формирования навыков коммуникации в условиях наличия различного рода барьеров; развития у подрастающего поколения субъектной позиции по отношению к культурным нормам (освоение процессов самоопределения и культурной идентификации) и различных форм понимания и рефлексии; реализации исследовательской и проектной деятельности с зарубежными партнерами.
Образ желаемого будущего как цель формируется нами так: через передачу системных знаний об историческом и культурном наследии, формирование целостного комплекса психологических умений и навыков поддержания эффективной коммуникации, а также нравственных установок по отношению к другому, воспитание в учащихся гимназии личностной позиции по отношению к культуре и истории народов мира.
Разработка модели и способов организации образовательного пространства гимназии, обеспечивающего достижение этой цели, раскрывается через следующие направления:
– развитие системы интегративного преподавания гуманитарных предметов с целью формирования у учащихся целостного представления об истории и культуре народов РФ и остального мира.
Интегративное изучение дисциплин обеспечивается на основе сочетания культурно-исторического и предметно-логического подходов. Например, на различных уроках гуманитарного цикла (история, литература, МХК, риторика, экономика, философия, политология и др.) учащиеся одной и той же параллели (5-9-е классы) одновременно изучают определенную историческую эпоху. Однако изложение самого материала об определенной эпохе подчинено логике предмета. В старшей школе ведется углубленное и профильное преподавание предметов в сочетании с введением спецкурсов.
Выстроенная в гимназии схема интеграции дисциплин отличается от тех, которые до сих пор применялись в отечественной педагогике. Она не ограничивается отдельными темами или предметами, а включает, во-первых, синхронизированное изучение целого комплекса дисциплин, во-вторых, активное, творческое усвоение знаний в форме проектной деятельности, в-третьих, систему образовательных экскурсий, в-четвертых, проведение «праздников эпох» (театрализованных представлений, которые позволяют учащимся проникнуть в «дух эпохи», выступив, например, с речью в «римском сенате») или «предметных недель». Иными словами, используется система урочных и внеурочных средств интегративного образования;
– совершенствование образовательной системы передачи учащимся технологий работы с информацией, способов понимания и ведения коммуникации (которая включает языковое и IT-образование, проведение психологических тренингов и игр, совместную проектную и иную творческую деятельность);
– психолого-педагогическое проектирование условий развития психологической компетентности учащихся, в том числе формирования навыков коммуникации в условиях наличия различного рода барьеров;
– разработка интерактивных технологий развития психологической компетентности учащихся в поликультурном диалоге (в условиях различного рода барьеров): невербальных средств общения, понимания, рефлексии, эмпатии, спонтанности поведения, креативности;
– реализация программ международного сотрудничества по направлениям:
– языковые учебные программы,
– совместные ученические и детско-взрослые проекты с зарубежными и российскими партнерами (Италия, Австрия, образовательные учреждения округа и города);
– проведение мероприятий: международных конференций по актуальным проблемам молодежи, развития культуры и образования; совместных лагерей молодежного и педагогического актива; фестивалей и выставок, международных молодежных форумов, культурного и образовательного обмена.
Результаты экспериментальной деятельности предполагается отслеживать через регулярный анализ образовательного процесса и представлять в форме ежегодного отчета, включающего комплекты программ, методических пособий, статей и прочего. Также формой предъявления результатов могут быть выступления представителей гимназии – участников эксперимента (учащихся и педагогов) на окружных, городских, международных конференциях, «круглых столах», семинарах.
В результате реализации проекта должно быть создано описание технологий организации поликультурного диалога (в том числе при наличии психологических, национальных и иного рода барьеров), системы и технологий интегративного преподавания гуманитарных дисциплин; методические рекомендации по организации социального партнерства и поликультурного диалога, учебно-методический комплекс, рекомендации по вопросам развития психологической компетентности участников поликультурного диалога в условиях разного рода барьеров, пакет учебных программ (курсов, тренингов, мастер-классов для педагогов и учащихся), описание модели образовательного пространства гимназии, способствующего развитию социальной и коммуникативной компетентности учащихся.
Сегодня в гимназии уже реализована система интегративного преподавания: разработана концепция интегративного образования и синхронизированное планирование по интегративной программе для 5-9-х классов (история, литература, МХК, экономика, философия, этикет), сформирован банк сценариев проведения «праздников эпох», банк заданий к конкурсу «Знаток эпохи» и интегративному обобщению, график тематических экскурсий.
У нас есть технология развития психологической компетентности учащихся поликультурной коммуникации в условиях различного рода барьеров, созданы сценарии международного молодежного форума и банк игровых заданий для него.
Кроме того, апробированы график проведения регулярных встреч учащихся гимназии с учащимися других стран, организация культурных обменов и творческих контактов (конкурсы, фестивали).
Мы инициировали проект побратимства класса гимназии с классом из итальянской школы «Коломбо», который предполагает одновременное изучение культуры и истории стран и родных городов классов партнеров, соответствующего иностранного языка, проведение школьного обмена и прочее. В рамках данного проекта побратимства было реализовано изучение истории, литературы и прочих аспектов культуры итальянского народа в рамках учебных программ; переписка учащихся с итальянскими партнерами; выпуск совместной газеты; создание сайта, посвященного жизни класса; проведение интерактивной интернет-конференции между учащимися гимназии и итальянской школы «Коломбо». У нас существенно расширен спектр услуг, предоставляемых гимназией в сфере языкового образования, наряду с английским, немецким и французским языками в гимназии введено преподавание итальянского языка, что стало результатом участия в проекте распространения итальянского языка (ПРИЯ); организовано участие в регулярных международных педагогических семинарах, «круглых столах», конференциях и т. д. (прием или выезд участников), на которых был сделан ряд выступлений представителей гимназии.
Комментарии