search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Модель школы должна соответствовать реалиям современного общества

Валентин Макаров, заместитель директора по экспериментальной работе гимназии №1576: – В нашей гимназии вот уже несколько лет проводится теоретическая разработка концепции учебного учреждения с системным образованием в едином информационном пространстве, а также ее практическая апробация. С нашей точки зрения, такое образовательное учреждение должно стать моделью культуры общества, открытой в сферу социальных проблем, мобильной и динамичной в развитии. Такая модель образовательного учреждения в наибольшей степени должна отвечать реалиям современного российского общества, его запросам по поводу содержания и методов образования.

В соответствии с этой стратегической линией основными задачами стали:

– обеспечение системности процесса обучения за счет синхронизированного преподавания дисциплин на основе осуществления тесных межпредметных связей, создания универсального мобильного механизма предпрофильного и профильного образования; эффективного многоуровневого мониторинга качества образования учащихся и управления образовательным процессом и т. д.;

– интеграция процесса обучения и воспитания путем усиления воспитывающего характера первого, с одной стороны, и использования форм внеучебной работы, ориентированных на решение дидактических задач (проектная деятельность, проведение «праздников эпох», образовательных экскурсий), с другой;

– достижение системности управления, что предполагает регулирование всех сторон деятельности образовательного учреждения как целостности;

– создание единого информационного пространства в гимназии, включающего системное использование информационных технологий во всех сферах ее жизни.

Деятельность педагогического коллектива по выполнению этих задач в учебном году оформляется в рамках экспериментальных площадок различного уровня: возникают составляющие линии (цели, задачи и прочее), находящиеся в соответствии с тематикой экспериментальных площадок. Одной из таких площадок стала ГЭП «Формирование поликультурного образовательного пространства в контексте национальных ценностей и культуры», в рамках которой гимназия разрабатывает тематику «Развитие умения учащихся вступать в диалог с партнерами иных культур в условиях реализации многообразных совместных ученических проектов в общеевропейском культурно-образовательном пространстве».

Умение учащихся вступать в плодотворный диалог с партнерами иных культур в условиях реализации многообразных совместных ученических проектов в общеевропейском культурно-образовательном пространстве предполагает обладание культурно-исторической картиной жизни народов РФ и иных стран, владение способами преодоления различного рода коммуникативных барьеров в условиях выполнения совместной деятельности (языковых, психологических, культурных); наличие психологической готовности (открытости) к вступлению с диалог с представителями иных культур. Развитие этого умения в полной мере не может быть обеспечено в условиях обучения (в том числе литературе, истории, иностранным языкам) по традиционным методикам.

Действующие учебные планы предполагают определенное взаимодействие между предметами, например, внутри гуманитарных образовательных областей «Филология», «Обществознание» и «Искусство», но ограничивают взаимодействие между содержанием предметов. В то же время совершенно очевидно, что сфера знания едина по своим образовательным задачам. Системное образование (в соответствии с программой эксперимента) предполагает интеграцию предметов, сходных по методам преподавания, предмету изучения, причем не за счет слияния дисциплин, что приводит к неизбежной их нивелировке, а через создание особой системы предметов, в которой каждая из наук как элемент этой системы сохранит свою самостоятельность. Такое системное, междисциплинарное изучение предметов имеет большое образовательное значение. Во-первых, оно способствует более глубокому, систематическому усвоению знаний. Во-вторых, оно формирует целостное видение мира. В-третьих, создает условия для самореализации учащихся, проявления их творческих способностей, формирования самостоятельности, инициативности. В-четвертых, способствует усвоению общечеловеческих и национальных ценностей, достижений цивилизации, которые имеют актуальное значение в наши дни, например, античная демократия, римское право, рыцарский кодекс поведения и т. д.

Подобное представление знания позволяет обеспечить более точную профориентацию учащегося, так как дает ему возможность ознакомиться с разнообразными сферами жизнедеятельности, отраженными в соответствующих науках. Кроме того, комплексное изучение наук вооружает молодых людей не только методологией освоения разнообразных знаний, но и методикой решения жизненных проблем в нашем сложном мире с его нестабильностью, быстрой сменой событий, информационным взрывом, необходимостью частой переквалификации.

Развитие умения учащихся вступать в диалог с партнерами иных культур в условиях реализации многообразных совместных ученических проектов в общеевропейском культурно-образовательном пространстве возможно при услови организации различных форм культурно-образовательных коммуникаций и диалогов; освоения педагогами современных технологий (в том числе интегративных) формирования культурно-исторической картины жизни народов РФ, иных стран и современных образовательных интерактивных технологий развития психологической компетентности, в том числе формирования навыков коммуникации в условиях наличия различного рода барьеров; развития у подрастающего поколения субъектной позиции по отношению к культурным нормам (освоение процессов самоопределения и культурной идентификации) и различных форм понимания и рефлексии; реализации исследовательской и проектной деятельности с зарубежными партнерами.

Образ желаемого будущего как цель формируется нами так: через передачу системных знаний об историческом и культурном наследии, формирование целостного комплекса психологических умений и навыков поддержания эффективной коммуникации, а также нравственных установок по отношению к другому, воспитание в учащихся гимназии личностной позиции по отношению к культуре и истории народов мира.

Разработка модели и способов организации образовательного пространства гимназии, обеспечивающего достижение этой цели, раскрывается через следующие направления:

– развитие системы интегративного преподавания гуманитарных предметов с целью формирования у учащихся целостного представления об истории и культуре народов РФ и остального мира.

Интегративное изучение дисциплин обеспечивается на основе сочетания культурно-исторического и предметно-логического подходов. Например, на различных уроках гуманитарного цикла (история, литература, МХК, риторика, экономика, философия, политология и др.) учащиеся одной и той же параллели (5-9-е классы) одновременно изучают определенную историческую эпоху. Однако изложение самого материала об определенной эпохе подчинено логике предмета. В старшей школе ведется углубленное и профильное преподавание предметов в сочетании с введением спецкурсов.

Выстроенная в гимназии схема интеграции дисциплин отличается от тех, которые до сих пор применялись в отечественной педагогике. Она не ограничивается отдельными темами или предметами, а включает, во-первых, синхронизированное изучение целого комплекса дисциплин, во-вторых, активное, творческое усвоение знаний в форме проектной деятельности, в-третьих, систему образовательных экскурсий, в-четвертых, проведение «праздников эпох» (театрализованных представлений, которые позволяют учащимся проникнуть в «дух эпохи», выступив, например, с речью в «римском сенате») или «предметных недель». Иными словами, используется система урочных и внеурочных средств интегративного образования;

– совершенствование образовательной системы передачи учащимся технологий работы с информацией, способов понимания и ведения коммуникации (которая включает языковое и IT-образование, проведение психологических тренингов и игр, совместную проектную и иную творческую деятельность);

– психолого-педагогическое проектирование условий развития психологической компетентности учащихся, в том числе формирования навыков коммуникации в условиях наличия различного рода барьеров;

– разработка интерактивных технологий развития психологической компетентности учащихся в поликультурном диалоге (в условиях различного рода барьеров): невербальных средств общения, понимания, рефлексии, эмпатии, спонтанности поведения, креативности;

– реализация программ международного сотрудничества по направлениям:

– языковые учебные программы,

– совместные ученические и детско-взрослые проекты с зарубежными и российскими партнерами (Италия, Австрия, образовательные учреждения округа и города);

– проведение мероприятий: международных конференций по актуальным проблемам молодежи, развития культуры и образования; совместных лагерей молодежного и педагогического актива; фестивалей и выставок, международных молодежных форумов, культурного и образовательного обмена.

Результаты экспериментальной деятельности предполагается отслеживать через регулярный анализ образовательного процесса и представлять в форме ежегодного отчета, включающего комплекты программ, методических пособий, статей и прочего. Также формой предъявления результатов могут быть выступления представителей гимназии – участников эксперимента (учащихся и педагогов) на окружных, городских, международных конференциях, «круглых столах», семинарах.

В результате реализации проекта должно быть создано описание технологий организации поликультурного диалога (в том числе при наличии психологических, национальных и иного рода барьеров), системы и технологий интегративного преподавания гуманитарных дисциплин; методические рекомендации по организации социального партнерства и поликультурного диалога, учебно-методический комплекс, рекомендации по вопросам развития психологической компетентности участников поликультурного диалога в условиях разного рода барьеров, пакет учебных программ (курсов, тренингов, мастер-классов для педагогов и учащихся), описание модели образовательного пространства гимназии, способствующего развитию социальной и коммуникативной компетентности учащихся.

Сегодня в гимназии уже реализована система интегративного преподавания: разработана концепция интегративного образования и синхронизированное планирование по интегративной программе для 5-9-х классов (история, литература, МХК, экономика, философия, этикет), сформирован банк сценариев проведения «праздников эпох», банк заданий к конкурсу «Знаток эпохи» и интегративному обобщению, график тематических экскурсий.

У нас есть технология развития психологической компетентности учащихся поликультурной коммуникации в условиях различного рода барьеров, созданы сценарии международного молодежного форума и банк игровых заданий для него.

Кроме того, апробированы график проведения регулярных встреч учащихся гимназии с учащимися других стран, организация культурных обменов и творческих контактов (конкурсы, фестивали).

Мы инициировали проект побратимства класса гимназии с классом из итальянской школы «Коломбо», который предполагает одновременное изучение культуры и истории стран и родных городов классов партнеров, соответствующего иностранного языка, проведение школьного обмена и прочее. В рамках данного проекта побратимства было реализовано изучение истории, литературы и прочих аспектов культуры итальянского народа в рамках учебных программ; переписка учащихся с итальянскими партнерами; выпуск совместной газеты; создание сайта, посвященного жизни класса; проведение интерактивной интернет-конференции между учащимися гимназии и итальянской школы «Коломбо». У нас существенно расширен спектр услуг, предоставляемых гимназией в сфере языкового образования, наряду с английским, немецким и французским языками в гимназии введено преподавание итальянского языка, что стало результатом участия в проекте распространения итальянского языка (ПРИЯ); организовано участие в регулярных международных педагогических семинарах, «круглых столах», конференциях и т. д. (прием или выезд участников), на которых был сделан ряд выступлений представителей гимназии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте