Александр ШИШЛОВ, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке:
– Проект стандарта далеко не в полной мере устраняет учебную перегрузку школьников. Это в какой-то степени объясняется тем, что в разработке проекта по различным причинам не участвовали многие ведущие научные учреждения и вузы страны, а на его обсуждение педагогической и родительской общественностью выделено недопустимо малое время.
Стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки. Для этого необходимо исключить чрезмерную регламентацию и детализацию содержания в ряде предметов, а также привести в соответствие объемные показатели и содержательное наполнение предметных стандартов.
В серьезном переосмыслении нуждаются не удовлетворяющие требованиям сегодняшнего дня санитарные нормы и правила, связанные со стандартом.
Эдуард ДНЕПРОВ, академик РАО, соруководитель временного научного коллектива “Образовательный стандарт”:
– Министерство образования Российской Федерации поставило задачу разгрузить содержание образования в основной школе не менее чем на 20 процентов. При этом следует подчеркнуть, что даже каких-либо подступов к решению задач разгрузки школьного образования не было несколько десятилетий. Напротив, шло экстенсивное его наращивание.
Разработчики проекта стандарта отказались от механистического подхода к проблеме разгрузки – с помощью ножниц и клея. Эта проблема потребовала качественного содержательного решения. Один из наиболее ярких примеров нетривиального решения продемонстрировали географы, отказавшись от традиционных разрозненных курсов физической и социально-экономической географии, создав единый синтетический курс на основе страноведческого подхода. По их подсчетам, это позволило разгрузить содержание географического образования в основной школе на 30-40 процентов.
Тремя основными направлениями разгрузки являются: а) разведение “обязательного минимума” (то, что преподается) и “требований к уровню подготовки” (то, что обязательно должен освоить учащийся); б) перенос знаний специального характера из основной в старшую профильную школу; в) устранение избыточных знаний, не имеющих большой значимости ни для освоения учебного предмета, ни для жизни.
В стандарте по физике, как отмечают его авторы, “доля материала, не включенного в требования к уровню подготовки выпускников, составляет около 30 процентов”. Если же сравнивать действующие программы по физике с объемом предложенных в стандарте требований, то они в 2-2,5 раза превосходят этот объем.
Не менее продуктивными оказались второе и третье направления разгрузки. Следуя им, биологи, например, по их признанию, смогли разгрузить содержание своего предмета примерно на 40 процентов в основной школе и на 37 процентов на базовом уровне старшей школы.
Для разгрузки использовались и другие пути:
– систематизация и укрупнение компонентов содержания образования на основе теоретического и содержательного обобщения;
– преобладание в стандарте таких содержательных компонентов, которые являются особо значимыми с позиций целостного развития личности.
Однако ключевая проблема разгрузки содержания школьного образования все еще остается предельно актуальной. Далеко не всем предметным группам удалось ее решить. И здесь предстоит весьма внушительная комплексная работа. Один из наиболее продуктивных ее путей – увеличение доли материала, данного в проекте стандарта курсивом, то есть материала, который подлежит изучению, но не включается в требования к обязательному уровню подготовки выпускников.
Некоторые разработчики стандарта поначалу заявляли, что перед ними поставлены три несовместимые задачи: 1) разгрузить содержание образования; 2) ввести новые учебные предметы, расширив ряд традиционных; 3) при этом не только сохранить, но повысить качество образования. Эти задачи несовместимы лишь в рамках механистического подхода к отбору и конструированию содержания школьного образования. Однако механизм противопоказан науке. Работа над проектом показала, что при методологически грамотном обращении с учебным материалом разгрузка от устаревших компонентов и введение новых элементов, востребованных жизнью, вполне совместимы.
Комментарии