В конце июня во Всероссийском выставочном центре состоялось крупнейшее федеральное молодежное конкурсное мероприятие для молодых ученых, инженеров и изобретателей – XII Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2012», цель которой выявление и поддержка талантливой молодежи, создание условий для раскрытия ее творческих способностей; повышение результативности участия молодежи в научной деятельности и научно-техническом творчестве, содействие интеграции образования, науки и производства; создание условий для формирования кадрового резерва для высокотехнологичной экономики.
На этой выставке, организованной Министерством образования и науки РФ, Всероссийским выставочным центром при поддержке Департамента образования, Департамента семейной и молодежной политики, Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, были представлены работы 1100 молодых людей из 57 регионов Российской Федерации, а также из Германии, Азербайджана, Украины и Казахстана. Авторы лучших проектов получили премии для поддержки талантливой молодежи «Победитель» и «Призер», учрежденные Указом Президента РФ №325 от 6 апреля 2006 года, медали «За успехи в научно-техническом творчестве» и дипломы выставки. Московский городской психолого-педагогический университет в этом году выставил 7 проектов, подготовленных аспирантами и студентами факультета информационных технологий: «Мобильный робот для адаптивного тестирования когнитивных способностей» (направление «Информационные технологии», авторы – аспирант Г.Юрьев и к.т.н. П.Мармалюк); «Система поддержки принятия решений при тестировании интеллекта» (направление «Информационные технологии», автор – аспирантка А.Панфилова); «Информационная система для автоматизации процесса проведения научных исследований в области экспериментальной психологии» (направление «Информационные технологии», авторы – студенты К.Нестеров и Д.Лешук); «Инструментальный комплекс для принятия решения по составлению психологического портрета человека на основе признаков почерка» (направление «Информационные технологии», автор – аспирантка Н.Гунько); «Моделирование «перцептрона» Миракяна для кодопорождения форм объектов» (направление «Социология. Психология», автор – студент И.Афанасьев); «Вероятностный метод фильтрации артефактов при адаптивном тестировании» (направление «Математика», автор – аспирант Г.Юрьев); «Система поддержки принятия решений для психолого-педагогического тестирования» (направление «Социология. Психология», авторы – студенты П.Думин, Е.Егорова, А.Богданова, И.Семенова,О.Звонкина). Все представленные проекты имеют серьезную техническую и математическую составляющие, актуальные практические приложения.По итогам проведенного конкурса первым трем работам молодых ученых МГППУ были присуждены премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи «Победитель», следующим двум – премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи «Призер», а оставшимся – медали «За успехи в научно-техническом творчестве». Проектам-победителям, имеющим более одного автора, были также вручены коллективные дипломы. Получив 5 премий Президента РФ и 2 медали, МГППУ, как и в прошлом году, стал лидером «НТТМ-2012», опередив по полученным результатам таких опытных участников, как МГТУ имени Н.Э. Баумана и МАИ, выставивших соответственно 6 и 7 проектов, а также по направлению «Информационные технологии» НИЯУ «МИФИ», который выставил, как и МГППУ, 4 проекта. Этот успех не случаен. Авторы представленных работ имеют в активе внушительный список побед в научных конкурсах и на олимпиадах, значительное число публикаций в ведущих научных журналах, патенты на изобретения и многочисленные выступления на международных и российских научных конференциях. П.Мармалюк и Г.Юрьев, блестяще представившие свои проекты на «НТТМ-2009», а также в 2010 и 2011-м, в этом году выступили не только в роли авторов, но и научных руководителей. Итоги «НТТМ-2012» позволяют говорить о том, что основными факторами успеха в научно-техническом творчестве молодежи становятся не накопленный в советские времена научный задел вуза и его прошлые достижения, а активная повседневная работа по созданию достойных условий для творческого развития талантливых молодых людей, поддержка их инициатив и подбор профессорско-преподавательского состава, способного грамотно ставить востребованные содержательные задачи и решать их на современном технологическом уровне. Талантливых молодых людей в России меньше не становится, но они смогут проявить себя только тогда, когда руководство учебных заведений будет уделять им и содержанию их работы достаточное внимание, пример коллегам показали на прошедшей выставке ведущие российские вузы.
Комментарии