Слово «мотивация» произошло от французского motif, что значит – побуждение. Но, несмотря на свои иностранные корни, оно прочно вошло в российскую педагогику. О том, что же влияет на желание школьников учиться, все ли зависит от педагога и родителей, наш разговор с Михаилом Рыжковым, директором Института содержания методов обучения Российской академии образования, доктором педагогических наук.
– Михаил Викторович, как вы думаете, почему с переходом в основную школу мотивация у школьников обычно снижается?
– Пока дошколенок не умеет читать и писать, единственный источник информации для него – устная речь. Как только он осваивает чтение и письмо, кругозор расширяется, и возможность получать информацию тоже. Сравните ребенка трех-четырех лет с 12-летним подростком. Малыш задает родителям вопросы чаще, но это не значит, что у старших ребят «зачем» и «почему» меньше. В первом случае источник информации один-одинешенек, а в другом – это письменная и устная речь, телевизор, сверстники, компьютер и только потом родители. Поэтому создается впечатление, будто уровень мотивации у ребенка снижается, но на самом деле связано это с увеличением источников, откуда новые сведения можно почерпнуть. 11-15 лет – возраст активного общения, бурного физиологического роста. Мне иногда кажется, что уровень мотивации отдельного человека всегда остается постоянным, но расходуется она в каждый период жизни по-разному. Поэтому так важно в основной школе подростка не потерять, сделать учебу привлекательной. Здесь может выручить дополнительное образование. Занятия в кружке или музыкальной студии помогают не только удержать стремительно взрослеющего ребенка от соблазнов, но и становятся стимулом для учебы. Проблема сегодня в том, что дополнительное образование постепенно становится платным, а значит, доступным не для всех.
– А можно ли снижение мотивации связывать со школьной программой? Ведь в основной школе нагрузка увеличивается…
– Такая точка зрения существует и довольно давно. Исследования, посвященные этой проблеме, показывают, что перегрузки нет. Это касается числа часов и количества предметов, продолжительности уроков и учебного дня школьников, каникулярного времени. В этом смысле мы почти ничем не отличаемся от Великобритании, Франции, Дании и других стран с хорошими традициями школьного образования. Сегодня значимых различий в основной школе нет – количество учебных предметов в учебных планах основной школы всех стран практически одинаково: не меньше десяти и не больше четырнадцати. Кстати, названия предметов почти те же самые. Поэтому нельзя напрямую говорить о том, что именно эти факторы являются определяющими в снижении мотивации.
– Что же тогда оказывает влияние на желание школьников учиться?
– Уровень благосостояния, образования и социальной защищенности семьи, особенно родителей. Качество жизни, осознание взрослыми и самим ребенком возможных жизненных планов. Если человек не видит перед собой перспективы, чем же его мотивировать? Родители, впереди у которых неизвестность, а еще хуже – полная темнота, губят стремление к знаниям у своего чада. Так что причины снижения мотивации школьников в основной школе, мне кажется, нужно искать в неустроенности нашей жизни – экономической, социальной, общественной, семейной.
– Получается, что лет двадцать назад основная школа была абсолютно нормальным периодом в жизни подростка?
– Я бы так не сказал. Этот момент всегда был самым сложным, но сейчас социальные проблемы и незащищенность чувствуются особенно остро. Но, несмотря ни на что, ребенок остается ребенком – он может не выполнить домашнее задание, потому что весь вечер гулял или играл в футбол, или совершенно не думать, зачем ему нужна алгебра и физика. Наверное, такой период должен быть в жизни каждого, потому что больше времени для подобных безрассудств просто не будет. Самое главное для ребенка в этот период – учиться в хорошей, красивой школе. Об этом думают и говорят очень мало, но только в обустроенных кабинетах с достойной материально-технической базой можно учиться с удовольствием. Проводить эксперименты и настоящие лабораторные работы, практикумы. Такая школа стоит на порядок дороже того, что мы имеем сегодня, но зато она не даст ребенку скучать. Если же ничего этого нет, то остается мел, бумага, карандаш, объяснение учителя, учебник… Поэтому, с моей точки зрения, если мы хотим что-то изменить, то начинать надо не с работы над содержанием образования – оно у нас достойное, а с создания элементарных рабочих условий обучения. Необходимо строить новые школы и сделать их такими, чтобы в них хотелось идти.
Комментарии