search
main
0

Мария Тенишева

Ценность прошлого

Ее имя редко можно встретить в ряду великих педагогов, но, на мой взгляд, ее деятельность в области просвещения родного народа достойна особого внимания. Княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву в первую очередь знают как мецената, художника-эмальера, коллекционера, общественного деятеля. А ведь ею были созданы несколько начальных народных школ, ремесленное училище, сельскохозяйственное училище, специальные курсы для подготовки учителей.

 

Наконец, благодаря ей Смоленск обогатился и высшим учебным заведением в виде Смоленского отделения Императорского московского археологического института. И всюду она выступает не только как меценат, но и как инициатор и творец, она всегда принимала самое деятельное участие и в составлении программ, и в выработке уставов, определявших жизнь этих учреждений.

Побывав на экскурсии в древнейшем городе России, я посетила уникальную сельскохозяйственную школу для крестьянских детей, созданную в 1895 году княгиней Тенишевой на хуторе Фленово близ имения Талашкино. Что наиболее поразило меня, так это то, что особенности организации этой школы спустя более чем 100 лет актуальны и сейчас: целостная уникальная программа воспитания и обучения, основанная на взаимодействии теории и практики, индивидуальный подход к каждому ученику как к уникальной и многогранной личности, тщательный подбор педагогов-наставников. Ребенок в такой школе не просто получал знания. Все было направлено на облагораживание его души, раскрытие в нем талантов и дарований. Слабых ребят не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. «Нет, я твердо верю, что всякому человеку можно найти применение и собственный путь. Надо подметить, изучив склонности и поощрив их, направить на что-нибудь подходящее», – писала Тенишева в книге «Впечатления моей жизни».

Огромное внимание уделялось подбору педагогов. Учителю «надо заронить в душу своих питомцев искру Божью», считала Мария Клавдиевна. По ее представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни: «Учитель должен быть не только преподавателем в узком смысле слова, то есть от такого-то до такого-то часа давать уроки в классе; но он должен быть и руководителем, воспитателем, должен сам быть сельским деятелем; а кроме того, он должен быть и их первым учителем нравственных правил, чистоплотности, порядочности, уважения к чужой собственности».

В организации школы исключались всякие любительские мотивы. Приглашались учителя, окончившие специальные учебные заведения. Для занятий с учениками в школьных мастерских были приглашены опытные мастера – столяры, резчики по дереву, гончары, а для обучения девочек рукоделию – искусные швеи, вышивальщицы, кружевницы. Секреты мастерства ученикам передавал цвет тогдашней художественной России: Врубель, Серов, Васнецов, Нестеров, Бенуа, Коровин, Рерих, Поленов. Из Петербурга был приглашен знаменитый профессор ботаники Р.Э.Регель, помимо практической работы он также готовил преподавателей. Во Фленове создается образцовая пасека, куда съезжаются поучиться со всей Смоленщины, музей пчеловодства. «В скором времени во Фленове вместо покривившихся и ветхих построек выросло хорошее здание с просторными классами, богатой ученической и учительской библиотекой и разными учебными пособиями», липовый сад, пасека, наблюдательный павильон со стеклянным учебным ульем, огород, фруктовый питомник.

Кроме того, «в школе было введено обучение игре на балалайке, образовался прекрасный оркестр». Княгиня Тенишева приглашает руководителем ведущего музыканта первого в России оркестра народных инструментов, выпускника Петербургской консерватории Василия Александровича Лидина. Организовывает Мария Клавдиевна при школе и самодеятельный театр с участием учителей и учеников: «Нахожу, что в воспитательном смысле это большое подспорье, в особенности деревенский театр, и он послужил мне с пользой в моей школе для сближения с учениками. Мы временно составляли как бы одну семью. Сливаясь в одно целое, стараясь сыграть пьесу как можно лучше».

Уникальность школы состояла не только в разносторонней направленности педагогического процесса, но и в особой обстановке, которая там царила. В ее стенах была создана атмосфера любви, уважения к каждой личности, доброжелательности к окружающим, главенствовал культ приоритетных общечеловеческих ценностей: добра, красоты, справедливости.

Наследие М.К.Тенишевой представляет несомненный интерес для всестороннего осмысления, так как оно согласуется с современной стратегией модернизации образования, задачами отечественной педагогической науки и практики в деле формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

 

Ольга МАСЛОВАучитель начальных классов школы №1018

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте