search
main
0

Маленький европеец – это я и ты. Воспитание патриотизма и толерантности – основа социально-нравственного развития современного дошкольника

​Национальная доктрина образования в Российской Федерации ориентирует современного педагога на непрерывное воспитание человека, уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью и патриотизмом, знающего и уважающего историю и традиции родной страны. Социально-нравственное и патриотическое воспитание детей – приоритетные задачи современной школы, и дошкольный период является благоприятным для воспитания любви к семье и родным местам, формирования представлений об истории, культуре, искусстве, традициях своей страны, других стран мира.

Мы, педагоги структурного подразделения №5 школы №896, провели комплексное исследование, направленное на выявление следующих параметров:- понимание родителями актуальности проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников и готовность к взаимодействию с детским садом в данном направлении;- готовность педагогов дошкольного учреждения к обновлению содержания работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей;- уровень нравственно-патриотического воспитания детей различных возрастных групп.Чтобы составить представление об отношении родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания, мы предложили им ответить на ряд вопросов, представленных в небольшой анкете. В анкетировании приняли участие родители 65 наших воспитанников. На вопрос «Как бы вы определили термин «патриотизм»?» 37 интервьюируемых (57 процентов) ответили, что это любовь к Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. 22 человека (34 процента) считают, что патриотизм – это значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. 6 человек (9 процентов) ответили, что патриотизм – это личная устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.На вопрос об актуальности проблемы нравственно-патриотического воспитания в современном обществе лишь 15 родителей (23 процента) ответили, что нравственно-патриотическое воспитание способно обеспечить все другие стороны развития ребенка; остальные 50 человек (77 процентов) считают, что познавательное развитие и подготовка к школе для их детей гораздо важнее.Фразу «Я горжусь своей страной, потому что…» родители продолжили так: 19 человек (29 процентов) – потому что я в ней родился и живу, это моя Родина; 3 человека (5 процентов) – потому что в ней много талантливых людей; 6 (9 процентов) – потому что она имеет богатую историю; 3 (5 процентов) – потому что в ней есть возможности для личного и профессионального роста, для свободы личности; 28 (43 процента) не продолжили фразу; 6 (9 процентов) отметили, что не гордятся своей страной, один из них подчеркнул, что даже стыдится ее, так как здесь не обеспечиваются интересы детей и ветеранов.На вопрос о необходимости отмечать в семье государственные праздники (День примирения и согласия, День Победы, День независимости) большинство родителей (48 человек – 74 процента) ответили утвердительно, 10 (15 процентов) – отрицательно; 7 (11 процентов) затрудняются ответить.Оценивая уровень развития патриотических начал в личности собственного ребенка, родители ответили так: 9 человек (14 процентов) ответили утвердительно; 19 (29 процентов) – нет; 9 (14 процентов) считают, что в дошкольном возрасте говорить о патриотизме рано; 28 (43 процента) испытывали затруднения в ответе на этот вопрос.Последним в анкете был вопрос «Уделяете ли вы в семье внимание нравственно-патриотическому воспитанию, если да, то какими средствами?». 33 человека (51 процент) ответили утвердительно, назвав действенным средством патриотического воспитания экскурсии, беседы, чтение литературы и личный пример родителей; отрицательно ответили 14 человек (21 процент), один из которых подчеркнул, что важнее бросить все усилия семьи на подготовку к школе; затрудняются ответить 18 человек (28 процентов). Педагогам также было предложено принять участие в анкетировании. На вопрос о том, какое место занимает задача нравственно-патриотического воспитания среди основных направлений развития дошкольника, 18 из 20 человек (90 процентов) ответили, она частично решается в каждом из направлений развития; 2 человека (10 процентов) считают, что она решается в рамках социально-коммуникативного развития дошкольника.Важнейшей целью нравственно-патриотического воспитания дошкольников большинство педагогов (17 человек – 85 процентов) считают формирование у детей общественно значимых ориентаций, умения гармонично сочетать общественные и личные интересы, участвовать в преодолении чуждых обществу процессов и явлений; 3 (15 процентов) выбрали более простой, но тоже верный с точки зрения практики ответ: воспитание любви и уважения к окружающему (родному дому, стране и ее жителям).Получив указанные данные, мы провели тщательный психолого-педагогический анализ научно-методических документов, литературы по проблемам нравственного, патриотического воспитания. На его основе нами была выстроена собственная концепция нравственно-патриотического воспитания дошкольников, целью которой является определение места, роли, задач и направлений патриотического воспитания в системе воспитательно-образовательной работы учреждения.В содержание работы были выделены разделы:- мир людей (я и моя семья; я и взрослые; я и сверстники; я и жители другой страны);- мир культуры (традиции и обычаи страны; фольклор; религиозная культура; красные даты календаря);- мир истории (история улицы, города, страны; государственная символика; люди, прославившие Отечество; календарь знаменательных дат);- мир природы (мир животных; растительный мир; краеведение; природа родного края; земля наш общий дом).В концепции нами был определен также основной механизм нравственно-патриотического воспитания дошкольника: от формирования осознанной эмоционально-ценностной позиции у участников процесса нравственно-патриотического воспитания через их познавательное насыщение к становлению заданного поведения.Еще один аспект, который необходимо затронуть, говоря о проблемах нравственно-патриотического воспитания, – толерантность. Воспитание данного качества личности невозможно без ознакомления детей с другими странами и народами. Решение данной задачи определило вторую составляющую нашей работы – участие во внедрении международного проекта многостороннего сотрудничества «Маленький европеец – это я и ты». Автором проекта «Маленький европеец – это я и ты» является Анни Щепаник, директор детского сада №1 в городе Дембица, Польша. Перевод материалов осуществил Иренеуш Козак, директор городского управления образования Дембица, Польша. Успешный опыт внедрения методики работы с детьми воодушевил автора организовать профессиональное общение педагогов различных стран для распространения методики, обмена опытом, организации совместных творческих проектов и выставок для дошкольников.Участие России в реализации проекта началось в 2010 году с нашего знакомства с автором. В 2013 году наши польские коллеги побывали в Москве, ознакомились как с государственными, так и с частными дошкольными учреждениями столицы. Проект «Маленький европеец – это я и ты» был представлен в Департаменте образования города Москвы на фестивале образования «СтартАП». На сегодняшний день участниками реализации проекта являются Россия, Украина, Германия, Венгрия, Болгария, Словакия, Польша, Норвегия, Финляндия, Франция, Литва, Великобритания, Испания, Греция, Чехия. От России в проекте сегодня принимают участие: структурное подразделение №5 школы №896; детский сад «Белочка» (город Коломна, Московская область); детский сад №69 (город Старый Оскол, Белгородская область).Сначала педагоги и дети выбирают страну для изучения и начинают собирать материалы о ней. Это иллюстрации, статьи, литературные произведения. Затем воспитатели расписывают цикл занятий, на которых дошколята будут знакомиться с географией, культурой, символикой, традициями и обычаями страны. Большое внимание уделяют авторы проекта взаимодействию с родителями: они участвуют в сборе материала, оформлении его для детей, многие из них готовят презентации и фотоальбомы. Еще одно направление работы – продуктивная деятельность, ведь для дошкольника это лучший способ выразить свои впечатления от знакомства с чем-либо новым. Дети, педагоги и родители выполняют различные коллажи, поделки, рисунки. Многие семьи даже пробуют приготовить то или иное национальное блюдо, и тогда в группе проходит дегустация. Отметим, что младшие дошкольники изучают в рамках проекта родную страну, поэтому младшие группы российских детских садов всегда начинают участие в проекте с изучения России. Это позволяет сформировать познавательный и нравственный фундамент для знакомства с другими странами.Второе направление – обмен опытом между педагогами разных стран, ведь авторы проекта не навязывают свою методику. Они предлагают участникам применять свои наработанные методы и приемы, авторские разработки, призывая рассказывать о них всем участникам работы. Таким образом, получая материалы от коллег из Польши, педагоги разных стран используют их, добавляют что-то свое в соответствии со спецификой своего образовательного учреждения.Работа над проектом в конце каждого учебного года заканчивается итоговым мероприятием. Каждый педагогический коллектив – участник международного проекта – сам выбирает, в какой форме оно пройдет. В нашем коллективе по сложившейся уже традиции это весенний фестиваль дружбы народов «Маленький европеец – это я и ты». К фестивалю готовятся все: дети, педагоги и родители. Мы украшаем зал шарами и цветами. Все участники приходят на фестиваль в национальных костюмах страны, которую они изучали весь учебный год. Основным содержанием праздника являются песни, танцы, стихи, литературные постановки по мотивам народных произведений. Фестиваль дружбы народов – своеобразный итог работы за весь учебный год. И мы заметили: такие качественные характеристики личности наших воспитанников, как патриотизм, толерантность, проявляются на действенном уровне, а значит, выражаются не только в правильных, красивых словах, но и в поступках.Автор приглашает к обсуждению проблем социально-нравственного развития дошкольников, форм и методов воспитания у них патриотизма, толерантности. О целесообразности и возможности включения в основную образовательную программу дошкольного образования дополнительного содержания, подразумевающего ознакомление со странами Европы, ближнего зарубежья.Юлия ГЛАДКОВА, методист школы №896, кандидат педагогических наук, лауреат премии «Грант Москвы в области наук и технологий», член редакционного совета журнала «Ребенок в детском саду», член правления Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте