С тем, что все дети разные, не спорит никто. Однако педагоги со студенческих времен знают обычно только о возрастных различиях детей. Ребенок в 3 года должен уметь и знать одно, в 4 – другое, в 7 – третье. Для любого возраста вплоть до выпуска из школы существуют определенные нормативы уровня психического развития. Однако, во-первых, все мы знаем, что так называемый паспортный возраст у вполне здорового ребенка всегда несколько отличается от биологического возраста, и это нормально. А во-вторых, существуют индивидуальные особенности развития таких психических функций, как восприятие, мышление, память, речь, эмоции и др. Эти индивидуальные особенности определяются в первую очередь биологическими, врожденными, генетическими факторами, на которые накладываются факторы социальные.
Разный пол – это не только отличия по первичным и вторичным половым признакам, это в первую очередь разный мозг, разная психика, разные “эволюционные ветви” развития человека.
Девочки и женщины биологически запрограммированы на большую устойчивость к разным жизненным ситуациям, адаптируемость к тем условиям, которые им созданы дома, в детском саду, школе, на работе, большую выносливость, меньшую подверженность вредным влияниям, большую однотипность. Поэтому средняя девочка лучше учится в школе, даже если методика обучения не вполне соответствует ее индивидуальным особенностям, более послушна, воспитуема и обучаема.
На мальчиках и мужчинах природа пробует эволюционные новинки. Они более уязвимы физически и психически, значительно менее одинаковы (больше гениев, больше идиотов), хуже приспосабливаются, менее воспитуемы и на первых этапах обычно хуже учатся. У них более прогрессивный и требующий более долгого развития мозг: больше функциональные различия между полушариями, меньше дублируемость функций – длительнее все стадии развития, а значит, они младше по биологическому возрасту, чем девочки.
Если девочки лучше справляются с типовыми, стандартными заданиями, с упором на исполнительскую сторону работы, то мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие поиска, а не только извлечения из памяти стандартных решений. Исполнительская часть работы при этом страдает. Они не могут работать по схемам, шаблонам, формулам и правилам, не понимая и не “прочувствовав” их. Поэтому требования механического заучивания не для них. Они могут первыми сообразить, как решить задачу, но запутаться в вычислениях и получить двойку, увидеть мысленно нарисованный предмет в трехмерном пространстве (полкласса, особенно девочки, срисуют с их черновика), но так изобразить на чертеже, что учитель скажет в их адрес немало гневных слов.
Вообще у мужчин и мальчиков лучше развито пространственное мышление (правое полушарие специализируется по этой функции у мальчиков в отличие от девочек уже к 6 годам). У девочек и женщин лучше развита исполнительская часть речи (но не глубинные уровни речевого мышления). Мальчику обычно труднее облечь свою мысль в форму грамматически правильно построенного высказывания.
Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам легче пространственные задачи решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее). Но учителя, а чаще – женщины-учительницы, требуют и здесь речевых форм решения. В школе, где работают в основном женщины, геометрия становится наукой, основанной на речевых выкладках, а литература – логическими построениями.
Существование двух разных нейропсихологических типов людей – мужчин и женщин – не подлежит сомнению. Но тогда сразу встает вопрос, а не стоит ли учить их раздельно? Ведь это уже было в нашей истории и даже не единожды. Существовали когда-то школы для мальчиков и школы для девочек. Значит, они себя не оправдали, раз от них отказались?
На самом деле ответ на этот вопрос не так прост и однозначен. И совместное, и раздельное обучение имеет свои плюсы и минусы. Мы же должны выбрать наилучший вариант, при котором минусов бы было как можно меньше, а плюсов – как можно больше. Начнем с минусов. Основные из них касаются сферы взаимоотношений мальчиков и девочек. В малодетных семьях, при отсутствии дворов и площадок дети часто не имеют возможности с ранних лет создавать свои разнополые и разновозрастные группы. Именно в таких группах проигрываются роли “младшего” и “старшего”, в них они учатся понимать и принимать ребенка другого пола, исподволь приходят к пониманию того, что люди другого пола по-другому говорят, мыслят, общаются и проявляют свои эмоции. Подростковые компании здесь не в счет, они не заменяют разновозрастных игровых групп. Если еще и в школе дети оказываются изолированными от другого пола, то, выйдя за ее порог, они могут оказаться не готовыми к встрече, общению, совместной работе и к созданию семьи с представителями малознакомого им другого пола.
Есть и еще одна опасность. Мальчики и девочки учатся друг у друга разным приемам, методам, подходам к получению знаний, умений и навыков. Девочки получают от мальчиков уроки поисковой стратегии деятельности, а мальчики у девочек учатся опоре на речевые метки, способу речевого упорядочивания материала, исполнительской дисциплине. Правда, этому может также научить учитель или воспитатель. Кроме того, в классе девочек всегда найдутся такие, которые обладают скорее мальчишечьими типами познавательной деятельности, а в классе мальчиков – ребята, которым свойственны скорее женские типы познания. Мастерство учителя в том, чтобы продемонстрировать классу разные способы работы: одни из них выручат учеников в будущем в одних ситуациях или помогут овладеть одной профессией, а другие способы будут необходимы и востребованы в других ситуациях и в других профессиях. Нет плохих и хороших типов функциональной организации мозга, типов мышления, типов познания. Все они оказываются наилучшими в определенных ситуациях.
Педагогическую науку создавали мужчины, и по своему содержанию школьное образование – мужское. Но со временем педагоги-мужчины из школы уходили. В результате, оставшись мужским по содержанию, наше образование по предъявлению и по организации – женское.
Итак, что же: нужно продолжать учить совместно мальчиков и девочек в одной и той же школе, в одном классе, за одной партой? В одной школе – да. А вот насчет разнополых классов – об этом еще стоит подумать. Опыт прошлого века или опыт других стран имеет некоторые ограничения, так как наши социальные и культурные условия значительно отличаются. Но существует опыт школ разных городов России, которые в течение ряда лет учат мальчиков и девочек в одной школе, но в разных классах. При этом дети имеют возможность общаться на переменах, на внеурочных занятиях (танцевальная и изо-студия в школе, совместная организация праздников, спортивные занятия, хор и т.д.), на некоторых совместных уроках, например на уроках этики в начальной школе.
Валентина ЕРЕМЕЕВА,
заведующая лабораторией нейропсихологических основ образования взрослых Института образования взрослых Российской академии образования
Санкт-Петербург
Комментарий редакции
“Как вернуть в школу мужчин?!” Если этот вопрос всерьез волнует не только женщин-педагогов, он вполне заслужил того, чтобы быть рассмотренным с точки зрения стратегии спасения всей страны. Может быть, для этого все цели хороши, только имеет ли смысл вводить “разнарядку”, стараясь набрать “не менее 50% мужчин от всех абитуриентов и студентов”, как этого желает Владимир Базарный? Это же явное неравноправие по половому признаку! Думаю, подобные поблажки могут только унизить настоящих мужчин.
Раздельное обучение? В современных условиях, опираясь на позитивный опыт некоторых педагогических коллективов, говорить о каких-то радужных перспективах этого нововведения по крайней мере преждевременно. Не получится ли так, что девочек и мальчиков, блестяще закончивших “мужские” и “женские” школы или классы, в дальнейшем ожидают куда более серьезные проблемы коммуникативного или иного плана – в институте, на работе, в семье и т.д.?
В любом случае проблема слишком сложна и требует самого тщательного рассмотрения на всех уровнях. Главное, чтобы не забыли спросить мнения самих учителей, родителей и детей.
Отдел школ
Комментарии