Одна из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися – информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.
Главная цель профилактики аддиктивного поведения – формирование целостной системы воспитания и образования детей и подростков, направленной на развитие у несовершеннолетних антинаркогенных установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.Задачи:- создать условия, препятствующие возникновению и распространению вредных привычек; – выявить трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и оказать своевременную социальную помощь и поддержку несовершеннолетним; – развивать у подростков навыки конструктивного поведения, способствующие их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью;- формировать воспитывающие, нравственно и физически здоровые отношения в семье, повышать педагогическую культуру родителей; – предупреждать внутрисемейное вовлечение детей в раннюю алкоголизацию, случаи эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними. Учебный год начинаем с социально-педагогической паспортизации школы. Составляются социальные паспорта классов. Классные руководители 1-11-х классов посещают все семьи учащихся с целью изучения жилищно-бытовых условий, характера взаимоотношений. Выявляются семьи, где воспитываются опекаемые дети, дети-инвалиды, многодетные, неполные, малообеспеченные семьи, семьи, находящиеся в кризисной ситуации. Обращается внимание на образовательный уровень родителей, их воспитательный потенциал, занятость родителей. В течение всего учебного года ведем работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям, отслеживаем посещаемость и успеваемость этих детей, обследуем социально-бытовые условия и санитарное состояние жилья. Эта работа проводится у нас с сентября по ноябрь и с февраля по апрель.В нашей школе успешно функционирует социально-психологическая служба, с детьми работают школьный педагог-психолог и социальные педагоги. Кроме того, действуют пост ЗОЖ, методическое объединение классных руководителей, школа молодого педагога, центр дополнительного образования «Еркен», родительский совет «Алаьа-куруе» и совет отцов, совет профилактики аддиктивного поведения, которые ведут аналитико-диагностическую деятельность, организуют внеучебную занятость школьников. Профилактическая работа включает в себя: ежедневное дежурство учителей в школе в 8.30 утра, отслеживание статистики опоздания и пропусков уроков, беседы по правовой тематике, организацию открытых уроков, ведение элективных курсов «Культура здоровья», «Часы психолога», музейных уроков, тематических классных часов, например «Твое здоровье и курение», «Твое здоровье и наркотики», «Конфликты в семье и коллективе», «Влияние вредных привычек на физическую и умственную работоспособность», «Настройся на позитив», «Мы за здоровый образ жизни», «Здорово быть здоровым» и т. д. Два раза в год проводятся месячники психологического здоровья учащихся, постоянно организуются школьные праздники, встречи с представителями правоохранительных органов, досуговая деятельность, работают клуб «Патриот», спортивные секции; проводятся спортивные соревнования по вольной борьбе, легкой атлетике, волейболу, баскетболу, футболу и т. д. Мы сотрудничаем с пришкольным интернатом, с общественными организациями наслега («Здоровье», «Туьулгэ», «Эрхаан», «Алаас ыала» и т. д.). Каждое лето работают детские образовательные, творческие лагеря, лагеря труда и отдыха. Воспитательная работа в нашей школе базируется на деятельностном подходе. Наиболее эффективна работа по профилактике правонарушений через внеурочную деятельность, учитывающую интересы детей разных возрастов, прежде всего подростков. Еженедельно проходят мероприятия разной направленности: интеллектуальные (интеллектуальный марафон, предметные КВН, дебаты), спортивные (соревнования и дружеские встречи), творческие (фестивали и конкурсы, вечера встреч, акции). В школе работают спортивные секции, филиал ДЮСШ по легкой атлетике и вольной борьбе, творческие студии (вокальная, хореографическая, оформительская), детская музыкальная школа, центр дополнительного образования «Эркэн». В школе сложился особый уклад жизни: участвовать в творческой и спортивной деятельности престижно. Дети, которые заняты разработкой школьных мероприятий, пользуются авторитетом и являются примером для многих. Таким образом, профилактика правонарушений в нашей школе предполагает, что школа должна стать местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе. Переходя от традиционных профилактических бесед и лекций к творческой работе, педагоги создают для учеников ситуацию успеха. А успешный ребенок не стремится к асоциальному поведению.Динамика показателей учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних и комиссии по делам несовершеннолетних, показана на диаграмме 1.Все дети, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, охвачены дополнительными кружковыми занятиями, элективными курсами, спортивными секциями. Специалисты по внеклассной работе (зам. директора по воспитательной работе, работники социально-психологической службы, отдела дополнительного образования) ведут контроль посещаемости.С начала учебного года психолог изучает личностные характеристики, интересы, уровень учебной мотивации, уровень воспитанности, психическое состояние всех учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации, тренинговые занятия, профориентационная работа. Социально-психологическая служба организует консультации, наблюдения, собеседования, классные часы, беседы, диспуты, рейды. В октябре, марте проводятся месячники правовых знаний и профилактики правонарушений и вредных привычек для всех классов, часы психолога, социального педагога, беседы и индивидуальные собеседования в подразделении по делам несовершеннолетних. Получаем поддержку от улусного центра психолого-медико-социального сопровождения «Кэскил». В 2015-2016 учебном году врач-нарколог центральной районной больницы А.Е.Мохначевская провела профилактическую работу с детьми, достигшими 15 лет, охватив 88 школьников. Анализ показал, что ребята не употребляют наркотические средства. В ноябре проведено социально-психологическое тестирование по выявлению наркозависимых среди учащихся 7-11-х классов (183 человека), результаты показали – в группу риска не вошло ни одного человека. Можно сделать такой вывод: учащиеся в основном имеют знания по вопросам здорового образа жизни, они заинтересованы вести здоровый образ жизни, в школе ведется борьба с вредными привычками, профилактическая работа. Взаимодействие школы и семьи играет значимую роль в деле профилактики аддиктивного поведения учащихся в нашей школе. Два раза в год проводится дежурство родителей по школе в учебное время, в результате которого сократилось количество опозданий и своевольных уходов с уроков. Рейды родителей, добровольной народной дружины в вечернее время позволили сократить случаи нарушения школьниками режима дня. Самое главное при организации работы по взаимодействию детей, родителей и педагогов – это сохранение контакта с ребенком. Не будет контакта – не будет возможности услышать друг друга, появится стена непонимания, а затем и отчуждения между взрослым и ребенком. Именно поэтому мы проводим родительские собрания, лекции, беседы (социально-психолого-педагогический всеобуч), профилактические операции «Дети и улица», «Быт» – совместные рейды с сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних в семьи, находящиеся в кризисной ситуации, посещаем проблемных учеников на дому совместно с классными руководителями и психологом.С каждым годом родители активнее посещают классные родительские собрания, им интересна школьная жизнь их детей, они хорошо информированы о деятельности школы и участвуют в обсуждении выдвинутых на педагогическом всеобуче вопросов по воспитанию подрастающего поколения. Родители пришли к выводу, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в процессе становления и развития личности, указать пути и условия формирования нравственности ребенка. Воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.Проблемы, возникающие в процессе работы по профилактике вредных привычек1. Работа с родителями:- существует контингент родителей, не посещающих школу, не участвующих в общественной жизни класса, школы, незаинтересованных в нашей помощи по воспитанию детей;- недостаточный контроль родителей за детьми во внеурочное вечернее время и во время каникул.2. Проблемы и специфика нашего социума:- алкоголизм и безработица некоторой части населения – участились случаи употребления алкогольных напитков молодыми матерями;- падение нравственных устоев, стремление отвечать только за себя, нестабильность уклада жизни некоторых семей села.3. Проблемы в школе:- некоторые ученики пропускают уроки по неуважительным причинам; – дети опаздывают на уроки и своевольно уходят с занятий; – ребята нарушают школьный режим в вечернее время, во время летних каникул, выходят из-под контроля родителей.Причины:1) слабое воспитательное воздействие родителей на своих детей, низкий социально-экономический уровень жизни, конфликтные взаимоотношения, гиперопека;2) бесконтрольность и равнодушие некоторых родителей, предоставление полной самостоятельности детям.Ни один ребенок, обучающийся в нашей школе, не был замечен в употреблении наркотических веществ, но, к сожалению, есть подростки, которые курят, с такими ребятами будет дальше продолжена работа.Рекомендации для устранения данных проблем: – усилить индивидуальную работу со стороны социально-психологической службы и классных руководителей;- поддерживать постоянную связь с родителями детей, состоящих на учете;- проводить плановые, систематические контрольные рейды в семьи учащихся, требующих особого внимания;- организовать просветительскую работу среди учащихся и родителей по формированию устойчивого нравственно-психологического комфорта (вместе работают нарколог, юрист, психологи, медики, работники ОВД);- контролировать занятость, посещение занятий; – профилактическая работа с девочками, мальчиками по отдельности;- максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Яна ЛЫТКИНА, социальный педагог Тюнгюлюнской средней школы им. А.С.Шахурдина с углубленным изучением отдельных предметов Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия)
Комментарии