1960‑е годы – время стремительного развития производства, науки и образования в СССР в условиях разворачивающейся научно-технической революции. Потребность в квалифицированных научных кадрах привела к созданию в стране системы профессионального самоопределения, отбора и обучения молодежи, проявляющей интерес к углубленному изучению естественных и точных наук. Составляющими системы отбора будущих абитуриентов для обучения в сфере математики и физики являлись олимпиады, научные кружки при университетах. Важное значение имели заочные физико-математические школы, а также научно-популярные журналы. Однако полнота охвата поиска одаренных учащихся в области математики и физики по всей территории СССР была в целом невысока и организационно несистемна.
Большая государственная забота
Выход на качественно новый уровень поиска одаренных учащихся в области математики и физики по всей территории СССР был достигнут с возникновением специализированных школ-интернатов в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Киеве, а в дальнейшем в столицах союзных республик и других городах страны.
В 1963 году ведущими учеными страны – академиками АН СССР А.Н.Колмогоровым, И.К.Кикоиным, И.Г.Петровским – была выдвинута инициатива по созданию физико-математической школы-интерната при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.
Затем последовало постановление Совета Министров СССР от 23 августа 1963 года №905 «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля». В нем подчеркивалось, что «в связи с возрастающими требованиями народного хозяйства, науки и высшей школы к специалистам в области естественных наук и необходимостью повышения качества подготовки молодежи, проявившей способности к овладению математикой, физикой, химией и биологией, Совет Министров Союза ССР постановляет признать целесообразным организовать в порядке опыта при некоторых государственных университетах специализированные школы-интернаты физико-математического и химико-биологического профиля с трехлетним сроком обучения».
Были предусмотрены и определенные социальные льготы: учащиеся специализированных школ-интернатов обеспечивались общежитиями, одеждой, обувью, а также бесплатным питанием. А учителям были установлены ставки заработной платы на 10% выше ставок учителей 9‑11‑х классов средних общеобразовательных школ.
Особо подчеркивалось, что для преподавания профилирующих дисциплин, специальных курсов, проведения семинаров и лабораторных работ в специализированных школах-интернатах следует привлекать профессоров и преподавателей соответствующих государственных университетов и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений, засчитывая их преподавательскую работу в этих школах-интернатах в нагрузку по основной работе.
«Вы помните, когда возник Лицей…»
2 декабря 1963 года была открыта ФМШ-интернат №18 при МГУ и создан попечительский совет в составе 16 человек под руководством А.Н.Колмогорова. На совет попечителей были, в частности, возложены утверждение программ по специальности и рассмотрение учебных планов по представлению директора школы; утверждение состава преподавателей по профилирующим дисциплинам и рассмотрение состава преподавателей по другим дисциплинам; осуществление контроля за качеством и ведением профилирующих дисциплин; окончательное рассмотрение вопроса об отчислении учащихся.
В 1964 году приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР были утверждены Положение о специализированной школе-интернате при государственном университете и Правила приема в специализированную школу-интернат при государственном университете.
Предусматривалось, что специализированная школа-интернат наряду с общим средним образованием должна обеспечивать повышенную подготовку учащихся по профилирующим дисциплинам, профессиональное самоопределение и профессиональную подготовку, соответствующую специализации школы-интерната.
Алло, мы ищем таланты!
Отбор кандидатов для обучения в школе-интернате Совет Министров СССР поручил проводить университету совместно с органами народного образования из числа учащихся, наиболее успешно окончивших среднюю городскую или сельскую общеобразовательную школу и проявивших способности к овладению естественными науками, на основе конкурсных экзаменов по профилирующим дисциплинам и собеседования ученых с поступающими с учетом рекомендации педагогического совета школы.
Для проведения первого приема была создана приемная комиссия, в которой старшими экзаменаторами утвердили академиков АН СССР И.К.Кикоина и А.Н.Колмогорова. Приемная комиссия организовала и провела вступительные экзамены в областных городах и закончила формирование первого приема специализированной школы 25 октября 1963 года.
Первый набор в школу был проведен по результатам собеседования абитуриентов лично с академиком АН СССР Андреем Николаевичем Колмогоровым, а перед подписанием приказа о зачислении с некоторыми поступавшими в ФМШ №18 беседовал ректор МГУ академик Иван Георгиевич Петровский. В последующие годы испытания проходили в три этапа: письменный и устный экзамены и заключительное собеседование с профессорами и академиком А.Н.Колмогоровым.
Одной из главных задач школы ее основатели видели в том, чтобы, соблюдая принцип социальной справедливости, дать возможность ребятам из сельской местности получить хорошее физико-математическое образование наравне со столичными школьниками.
Реализуя идею социального лифта, в 1967 году в ФМШ перестали принимать детей из крупных университетских городов, полагая, что у них имеются достаточные возможности для получения хорошего образования.
В последующем механизмом отбора абитуриентов в ФМШ №18 стали олимпиады и летние школы. В 1964 году в честь первой годовщины школы была проведена олимпиада для 9‑11‑х классов. В 1964 году в Красновидове под Москвой прошла первая летняя физико-математическая школа. В ней участвовали 46 человек, 19 из которых составили первый класс, а затем и первый полный выпуск школы-интерната.
В 1966 году школа расширилась, состоялись два выпуска из ФМШ (зимний и летний). В летней школе было уже 186 человек, впервые выпустился одногодичный поток. В 1971 году летняя школа проводилась в Пущине, где А.Н.Колмогоров читал лекции. В 1975 году летняя школа впервые была проведена в Москве (в ФМШ).
В 1973 году впервые набрали трехгодичный класс. После двух лет работы с учениками стало ясно, что 14‑15‑летние подростки плохо адаптируются к жизни в общежитии. С 1975 года набор на трехгодичное обучение прекратили.
В 1969 году учащиеся и выпускники школы открыли заочную математическую школу для восьмиклассников (работала до 1974 года). В 1990 году был проведен первый набор школьников из Москвы.
Теория вероятностей
По естественным и физико-математическим наукам образовательная программа ФМШ совпадала с университетской. В порядке эксперимента в программу впервые включили теорию вероятностей.
1986 год – начало компьютеризации ФМШ (микрокалькуляторы МК-54, затем машины ДВК-2М). Был закуплен класс французских компьютеров. В 1990 году открылись компьютерные классы на базе современных ПК. В 1986 году набрали класс информатики 9‑й «И».
В 1989 году появилась кафедра математики, в 1990‑м – кафедры физики и гуманитарных дисциплин, лаборатории химии и информатики, в 1992‑м – кафедра информатики. В 1993 году был создан химико-биологический класс. В 1994 году появилась кафедра химии, в 2003 году – биологический класс, а в 2006‑м в СУНЦ МГУ создана кафедра биологии. В 2003 году появилась также лаборатория научного творчества.
В течение ряда лет (1992‑1997) набирались учащиеся в классы математической экономики, состоялось пять выпусков. С 1998 года от этой специализации отказались.
Талантливый человек талантлив во всем
Славной традицией школы являлась разнообразная внеурочная познавательная деятельность.
В 1973 году прошел первый матбой. В 1976 году состоялся первый математический КВН. В 1976 году было образовано НОУ (научное общество учащихся). В 1986 году впервые состоялась Всесоюзная физико-математическая конференция НОУ. В 1988‑1992 годах проводились поездки по обмену с колледжем Choate Rosmary Hall (США, штат Коннектикут). В 1993‑1995 годах проводились поездки по обмену с математической гимназией города Белграда. В 2002 году состоялся двусторонний обмен с лицеем №1 города Барановичи (Беларусь).
В 1999 году прошел XXI Всероссийский турнир юных физиков. В 2001 году состоялась первая конференция школьников «Колмогоровские чтения», посвященная 98‑летию со дня рождения А.Н.Колмогорова. Ученики школы завоевали золотые медали на международных олимпиадах по физике и информатике и на Международном смотре научно-технического творчества молодежи. Летом 2001 года была проведена профильная школа по информатике. В 2008 году школа впервые приняла участие в III Фестивале науки.
Творческая атмосфера
В школе сложились славные традиции и сформировалась творческая атмосфера. А.Н.Колмогоров проводил в ФМШ беседы о науке, музыке, живописи и архитектуре. Академик сам подбирал альбомы, пластинки и приносил их в школу. Любил ходить со школьниками в различные походы по Подмосковью.
На трехлетие школы Юлий Ким написал и поставил спектакль «Ходят слухи». Артистами были ученики интерната. Среди зрителей были А.Н.Колмогоров и И.Г.Петровский.
В течение 1967 года в школе работала мастерская художника Д.И.Гордеева (преподаватель математики). В 1978 году был создан музей ФМШ, появились первые экспонаты. Проводились школьные музыкальные вечера (преподаватель математики В.Ф.Пахомов).
В 1972 году впервые проходило посвящение в фэмэшата. В 1985 году прошел первый общешкольный КВН «Запад – Восток».
В школе проводилась физкультурная зарядка. Проходил ежегодный чемпионат по различным видам спорта. В 1972‑1973 учебном году был организован первый чемпионат ФМШ по футболу с участием команд классов и одной команды учителей. В 1982 году в школе создали клуб водного туризма.
Действенное самоуправление
До 1966 года секретари комсомольской организации школы выбирались демократическим голосованием из числа учащихся школы с предвыборной борьбой. В 1975 году был сформирован оперативный комсомольский отряд. В 1965 году появились совещательный орган – совет интерната – и cтенгазета «Говорит интернат». В 1974 году вышел первый номер стенгазеты «Физико-математический вестник». Состоялся первый выпуск радиогазеты. В 1987 году на основе всеобщего прямого тайного голосования прошли выборы председателя совета интерната.
Благодаря насыщенной образовательной программе и внеурочной деятельности результативность школы-интерната была крайне высокой. В 1964 году состоялся первый выпуск из 19 учеников, которые учились 7 месяцев и поступили: 14 человек на мехмат МГУ, 1 на физфак МГУ и 4 в МФТИ. Двое выпускников окончили школу с золотой медалью, четверо – с серебряной.
В 1968 году в Москве прошла 10‑я Международная математическая олимпиада с участием 12 стран. Олимпиада проводилась непосредственно в ФМШ №18, в ней участвовало большое количество тогдашних учеников, которыми были завоеваны две золотые медали.
Среди выпускников школы-интерната были многие будущие известные ученые, продолжающие работать и в настоящее время. В 1973 году среди выпускников ФМШ появился первый доктор наук – математик Ю.В.Матиясевич, который защитил докторскую диссертацию в 25 лет (позднее академик РАН, лауреат премий Маркова и Гумбольдта).
Славные традиции
В 1988 году в честь 25‑летия школе было присвоено имя А.Н.Колмогорова. По решению правительства в результате успешной деятельности школы на ее базе был создан Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ МГУ).
Здесь поддерживаются славные традиции. В 1993 году вышел сборник школьного фольклора к 30‑летию ФМШ. В журнале, посвященном 30‑летию школы, впервые приведен список всех преподавателей ФМШ.
В 1995 году вышел сборник школьного фольклора «Есть ФМШ». Через год была записана аудиокассета со школьными песнями. В сети Интернет появился сайт выпускников. В 1997 году вышел сборник школьного фольклора «Три кубика». В 2003 году проходил цикл вечеров «Культура России глазами современника», посвященный 100‑летию со дня рождения академика А.Н.Колмогорова. Ставятся различные спектакли и мюзиклы. 7 декабря 2013 года прошло празднование 50‑летнего юбилея школы.
Школа окнами в завтра
Все эти исторические реминисценции ценны не сами по себе. Сейчас, когда стратегические задачи обеспечения обороноспособности страны и развития суверенной экономики насущно требуют прогресса физико-математических и естественных наук, продуктивный опыт деятельности таких специализированных школ многократно актуализируется. При осуществлении деятельности инженерных классов, в которых сейчас обучаются 22 тысячи школьников, очень важно создать ту научную и творческую атмосферу, которая была в колмогоровском интернате. Думается, этот опыт может быть востребован в таких центрах образования одаренных детей, как «Сириус». И, конечно, при осуществлении профильного обучения школьников.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии