Как показал опрос ФОМ в статье «Мечты умирают медленно, но верно», почти 60% россиян никогда не работали по профессии своей мечты. Поэтому проблема выбора профессии школьником была и остается одной из наиболее значимых в системе образования. Современное общество настолько динамично, что его экономические, политические, социальные изменения находят отражение и в мире профессий. Помочь школьнику не только сориентироваться на рынке труда, но и сделать свой осознанный выбор, нести за него ответственность – вот главная задача школы и семьи.
Роль семьи и школы в системе профориентационной работы велика. Именно они мотивируют учеников не только в процессе обучения, но и в выборе будущей профессии. Школа проводит регулярную профориентационную работу, дает ребенку практическое представление о мире труда. Система профориентационной работы включает в себя мероприятия внутри одного класса или параллели, а также целый комплекс общешкольных мероприятий.
Классные руководители знакомят учеников с разными сферами производства как на уроках, так и на экскурсиях во внеурочное время. Знакомство с отраслями экономики начинается уже в начальной школе на уроках окружающего мира. Ученики младших классов с большим интересом готовят мини-проекты об отраслях экономики своего региона, узнают о самых разных профессиях.
Еще больший интерес у учащихся вызывают уроки, подготовленные учителем совместно с родителями. Совместная подготовка сценария урока учителем и родителем делает их соавторами. Приглашение на уроки родителей в качестве учителей помогает родителям лучше понять запросы современных школьников и особенности системы образования в целом. Активный метод обучения «Родитель на уроке» – одно из условий актуализации жизни школьника.
Вот что думает участник данного метода Елена Николаевна, мать Ивана, ученика нашей школы, сотрудник банковской сферы. Она совместно с учителем начальных классов провела два урока финансовой грамотности.
– У вас был прежде опыт работы с детьми? – спросила я Ольгу Николаевну.
– Для меня это впервые, и я подошла к занятию не только как экономист, но и как родитель. Мне предстояло объяснить младшим школьникам, что такое экономика, как устроены финансы. «Почему нас не учили этому в школе?» – вопрос, который наверняка хотя бы раз в жизни задавал себе каждый. Особенно в периоды кризисов. Люди приобретают впрок технику, продукты и прочее, демонстрируя абсолютную финансовую безграмотность. Именно поэтому так важно еще в детстве получить представление о том, как работает экономика. В первую очередь надо дать понять ребенку, что экономика – это не какая-то сложная и далекая от него сфера, а часть нашей повседневной жизни. Начинать лучше с таких базовых вещей, как деньги: откуда они берутся, что на них можно купить, почему одни товары дороже, а другие дешевле. Для того чтобы детям было интересно и не скучно, я подготовила материалы на основе популярной компьютерной игры, в которую играет мой сын.
– Как вы считаете, совместный урок родителя и учителя интересен детям?
– Благодаря дружеской атмосфере, помощи классного руководителя, – рассказывает Елена Николаевна, – у нас получилось живое и интересное общение с детьми, потому что, оказывается, экономика в нашей жизни везде, и это не какая-то сухая теория, а живая и интересная практика, которая, возможно, пробудит в детях желание в дальнейшем стать профессионалом в области финансов или экономики. Так появилась новая идея – провести следующий урок на тему «Кто работает в банке?».
Согласитесь, не каждый учитель сможет рассказать об особенностях финансовой деятельности или специфике добычи, переработки, транспортировки и продажи нефти так, как это сделает представитель профессии. Отец Федора, ученика нашей школы, в 2018 году провел урок для одноклассников своего сына, в ходе которого третьеклассники узнали о свойствах нефти, как бурят нефтяные скважины, какие продукты получают при переработке нефти. Родитель показал нефтяной бур, дал ребятам примерить спецодежду. Младшие школьники задавали вопросы, чем сложна профессия нефтяника, чем она интересна. С тех пор прошло пять лет, а ребята до сих пор вспоминают этот яркий урок окружающего мира от родителя – представителя интересной профессии.
Для реализации профориентационных задач в школе активно используются не только встречи школьников со специалистами, но и родительский лекторий, профориентационные уроки и классные часы. Особенное место в системе общешкольных мероприятий занимает день профессий. Школа приглашает родителей, бывших учеников, знаменитых людей, которые хотят и могут рассказать школьникам о своей профессии, поделиться опытом. День профессий позволяет ребятам окунуться в реальную рабочую атмосферу, получить ответы на вопросы от мастеров своего дела, договориться о дальнейших совместных проектах.
Во главе решения проблемы профориентации должны стоять личность ребенка, учет желаний и реальных способностей школьника. Школьная социально-психолого-педагогическая служба помогает ребенку преодолеть затруднения в выборе профессии за счет оценки перспектив развития личности. Программа психологического сопровождения школьника готовит ученика к осознанной и самостоятельной реализации профессиональных планов. Регулярная помощь педагога-психолога включает в себя диагностические методы, методы морально-эмоциональной поддержки школьников, оказания помощи в конкретном выборе.
Согласно данным ВЦИОМ подавляющему числу россиян нравится их работа, об этом заявили 85% респондентов. Основными причинами выбора профессии стали обстоятельства (34%), собственные увлечения и интересы (30%), оплата труда в данной сфере (17%), отсутствие выбора (17%), престиж и карьерный рост (12%), а также востребованность профессии на рынке труда (10%). Хочется верить, что регулярная школьная профориентационная работа сможет помочь ребенку сделать свой осознанный выбор, такой важный и значимый, на его жизненном пути. И причиной выбора приобретенной профессии в первую очередь станут собственные увлечения и интересы уже повзрослевшего ребенка.
Анна СОЛОПЕНКО, учитель начальных классов школы №7
Комментарии