search
main
0

Крупинки памяти

Двухмесячная педагогическая практика перевернула всю жизнь

Семнадцать лет, как Дмитрий Александрович ЗАГУМЕННОВ работает учителем истории, обществознания и английского языка в одной из самых известных школ города Волгограда – лицее №2. С детства об учительской профессии не думал, мечтал поступить на переводчика, увлекался английским языком. Но в старших классах побывал в историко-крае­ведческом лагере и понял, что есть на свете наука не менее интересная, чем английская лингвистика, одновременно древняя и современная, все объясняющая и заставляющая искать ответы. В итоге в 2000 году Дмитрий поступил на исторический факультет Волгоградского педагогического университета, но даже и там до четвертого курса не мог окончательно определиться с профессиональным выбором.

 

Все изменила длительная (по нынешним временам) двухмесячная педагогическая практика. По словам учителя, она перевернула всю его жизнь. Именно тогда пришло понимание, что его местом работы должна быть школа.

– Могу сказать, что уже прошли годы, но желание работать тут до сих пор не пропало. Именно потому, что школа – это такое место, где выгорание не наступает, по крайней мере для меня, – признается педагог.

Дмитрию Александровичу есть с чем сравнивать: уже лет семь, как он параллельно работает в педагогическом университете, преподает студентам культурологию – это еще одна его специальность, а также использование современных мультимедийных средств и курс, связанный с внеурочной деятельностью в преподавании истории и обществознания. Говорит, что все это ему очень нравится, так как есть возможность общения со студентами. Хотя временами становится грустно, потому что на первый вопрос, который молодой преподаватель задает новым студентам при знакомстве, мало кто поднимает руку. Думаю, что за вопрос, уже понятно. Звучит он так: «Кто планирует пойти работать в школу после вуза?» Действительно, сначала мало кто собирается, но позже, курсу к пятому, многое меняется. По словам Дмитрия, это заслуга профессорско-педагогического состава всего факультета и руководства вуза, которое, например, привлекает к преподаванию учителей-практиков. Студенты не упускают возможности задать множество вопросов работающему учителю: что происходит в школе, как провести то или иное мероприятие, какие сейчас дети? Когда приходят на практику, сравнивают увиденное с услышанным, сами накапливают личный опыт. Вот только практики пока мало, количество часов сильно сократилось. Но есть надежда! По словам Дмитрия Александровича, сейчас принимают третий университетский ФГОС, который предполагает увеличение количества часов, отведенных практическим занятиям, и это очень хорошо! Его собственный пример тому подтверждение.

Несмотря на довольно удачное сотрудничество с вузом, школа все равно остается для Дмитрия Загуменнова на первом месте. Почему? Говорит, что школьное пространство ему нравится больше, так как именно оно «максимально настоящее пространство, когда дети на твоих глазах растут и развиваются, не скрывают своих эмоций». Можно сказать, два месяца первой школьной практики не отпускают до сих пор. А студенты – люди уже вполне взрослые, они умеют контролировать свои эмоции и мысли, не задавать ненужных вопросов. Школьники этому еще не научились, у них многое искренне.

А еще Дмитрий Александрович рассказывает, что часто общается со своими выпускниками, есть среди них и те, кого он называет старичками, кому уже за 30. И да, они изменились, достигают своих целей, стремятся к лучшему и стараются сделать лучше жизнь вокруг.

– Мы же сталкиваемся с разными проблемами, и обучение – это, конечно, важнейшая составляющая. Но иногда более важны эмоциональное сопровождение ребенка и психологическая помощь, которую он ждет от учителя. К сожалению, в семье не всегда хватает времени и сил, чтобы увидеть все. А дети разные – в семье они одни, а в школе порой совершенно другие. Иногда приходят к тебе с такими вопросами, которые даже родителям не задают, в основном это касается отношений со сверстниками, да и с самими родителями. И учителю надо попытаться помочь ребенку, быть рядом, сопроводить его в сложных ситуациях. Эта сопричастность очень важна, – говорит учитель.

На мой вопрос, какие же детские вопросы оказываются для него самыми сложными, Дмитрий отвечает, что иногда важны не сами вопросы, а повышенный эмоциональный фон, которым они часто сопровождаются. Учителю надо уметь и выслушать, и успокоить, и попытаться помочь. Особенно в самых сложных ситуациях, которыми оказываются именно проблемы в семье. Как говорит Дмитрий Александрович, здесь надо быть особенно осторожным с советами. Никогда нельзя однозначно вставать на чью-то сторону – ребенка или родителей.

– У нас, как в медицине, главное – не навредить. Поэтому приходится находить варианты советов, чтобы попытаться наладить отношения, или хотя бы предложить ребенку подумать и рассмотреть другую точку зрения. Еще важно обязательно поговорить с родителями, так что это история сложная с двух сторон, – считает Загуменнов.

Он всегда общается с родителями, и иногда приходится слышать самые страшные слова от них: «Мы не справляемся! Сделайте что-нибудь, помогите нам и нашему ребенку!» Это тревожная ситуация, ведь семья – главная ценность, там изначально должно быть все хорошо. Поэтому такая ответственность лежит на педагоге: одно неправильное слово-фраза, и можно сделать еще хуже. А со школы, как всегда, спрос большой. Дмитрий Загуменнов говорит, что за время его работы подобных сложных ситуаций было немало, но в последние год-два стало полегче, поменьше конфликтов. С чем это связано? Наверное, с уровнем развития общества и окружающей обстановкой, эти проблемы вне времени, всегда были и остаются.

– Трудно ли сегодня преподавать историю? Тут ведь, наверное, тоже много провокационных вопросов?

– Трудно. Самое главное, на мой взгляд, – призвать рационально мыслить, не все принимать на веру. Сейчас слишком много источников информации, и это неплохо, но надо научить ребенка пользоваться этими источниками. Я всегда говорю: «Вы должны понимать, кто, что и зачем говорит и пишет, особенно в СМИ и Интернете. Надо совмещать информацию из разных источников, сравнивать, чтобы доказать истинность точки зрения». Еще мне кажется, что сфера интересов сдвинулась куда-то в сторону развлечений, и себя тоже приходится трансформировать.

– Получается, что истина уже не настолько важна? Главное – эпатаж?

– Нет, истина важна, и ребята хотят узнать, что происходит на самом деле. Если бы не хотели, они бы не задавали вопросов, а они спрашивают. Стремление понять никуда не делось, но информации слишком много. Надо сравнивать и сопоставлять, опираться на документы в первую очередь, а потом сравнивать с излагаемой точкой зрения. Это предполагает работу над развитием аналитических способностей. Они всегда были важны, но сейчас на них особенный спрос. Надо учитывать, что сегодня много избыточной информации для привлечения внимания, как раз для эпатажа, для отработки заказа. Важно, чтобы дети это понимали.

На мой вопрос, может ли что-то повлиять на современных школьников так же серьезно, как на него пребывание в летнем историческом лагере, учитель отвечает, что сегодня тоже много действенных способов повысить интерес к знаниям, к истории в том числе. Профильные лагеря сегодня тоже есть. И хотя крае­ведческий лагерь, с которого начался его интерес к истории, сейчас закрыт, развиваются другие: по инициативе областных властей в регионе уже несколько лет открываются профильные смены технической направленности, а также для изучения иностранных языков. Он сам считает очень действенной волонтерскую деятельность, которая «как минимум учит самостоятельности, а как максимум – ответственности за то, что ты предлагаешь». Лицей №2, в котором работает Загуменнов, является официальным центром добровольчества, где это направление работы активно развивается.

Вместе с учениками, а Дмитрий Александрович в этом году выпустил как классный руководитель свой 11-й класс, они участвовали в нескольких интересных проектах. С 5-го класса начали создавать рукописную Книгу Памяти лицея. Инициативная группа проработала до 11-го класса, сумели привлечь практически весь лицей, собрали три тома воспоминаний! Переписали и вспомнили всех родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. И хотя пока истории небольшие, но это, по словам учителя, шаг для более серьезного дальнейшего изучения.

Второй проект, над которым работает вся школа, – это создание Аллеи памяти на территории лицея. За три года серьезно преобразили территорию, разработали информационные стенды: дети с учителями подбирали информацию, иллюстрации, карты боев, создали макеты стендов, которые затем выполнили на металлической основе. В финансировании проекта очень помогла администрация лицея, с ее помощью нашли средства. Теперь вдоль аллеи рядом с дорожками размещены стенды, на которых отображены значимые события Великой Отечественной, рассказы о полководцах, о городах-героях и, конечно, собрана информация о Сталинградской битве, особенно о событиях, произошедших в том самом героическом Краснооктябрьском районе, где сегодня находится лицей. Одни из основных сражений Сталинградской битвы происходили здесь, и дети это знают. Теперь сами ребята проводят экскурсии по Аллее памяти, а лицей в этом году подал заявку на грант для создания поливочной системы. Солнце в Волгограде жаркое, за деревьями, посаженными в память о защитниках города, надо хорошо ухаживать.

Родители тоже помогали своим детям-лицеистам в исследовательской работе. По мнению Дмитрия Загуменнова, это очень важно, так как ребенок при таком сотрудничестве чувствует единство со своей семьей и ее историей, как бы пропускает через себя историю семьи, а с ней и историю народа, всего государства.

– Когда события, – говорит учитель, – изучаются через эмоционально наполненную историю, которую дети могут увидеть на фотографиях своих семей, – это и есть самый честный и правильный способ воспитания патриотизма. Мы можем долго говорить обо всем самом героическом, но, когда ребенок не ощущает ценности рассказанного, толку мало будет. Он должен осознавать свою сопричастность. У нас есть пример, когда семья моего ученика после таких исследований отправилась в Беларусь искать могилу своего прадеда, пропавшего без вести, а потом погибшего. И там они нашли его могилу, и потом вместе – родители и ученик – написали об этом работу. Еще одно доказательство необходимости наших проектов в том, что многие ребята переносят на плакаты Бессмертного полка ту информацию, которую собирали для Книги Памяти. Вроде бы все по крупинкам собирается, а такие важные получаются крупинки!

Сегодня, оглядываясь назад, Дмитрий Александрович с благодарностью вспоминает своих преподавателей, которые, как теперь понимает, учили не только предметам, но и отношению к жизни и к будущей профессии. Это и замечательный классный руководитель Елена Геннадьевна Котельникова, и учитель математики Татьяна Михайловна Воронкова, и преподаватель химии Надежда Петровна Додина, и многие другие. Теперь уже их ученик помогает своим воспитанникам отличать плохое от хорошего, любить Родину и даже чувствовать красоту природы.

Одно из главных увлечений Дмитрия Загуменнова – путешествия, причем не в одиночку, а в компании учеников. Вместе с ними и с коллегами-единомышленниками они уже объездили полстраны, были в Карелии, Великом Новгороде, Пскове, Изборске, в Санкт-Петербурге несколько раз, детям там очень понравилось! А еще в Москве, Владимире, Ярославле, Элисте, Пятигорске, Кисловодске, Сочи, в Казани несколько раз, снова дети попросили, тоже по душе пришлось. И конечно, объехали Волгоградскую область, где тоже есть на что посмотреть.

– Безусловно, большое спасибо родителям, которые могут дать детям возможность побывать в таких поездках! – говорит Дмитрий Александрович. – Мы, педагоги, когда возвращаемся с учениками из путешествий, за полчаса до приезда в Волгоград напоминаем в поезде ребятам: первое, что они должны сказать, когда выйдут на перрон, – это спасибо своим родителям!

Татьяна МАСЛИКОВА, Волгоградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте