Цель: найти золотую середину в отношениях между родителями и детьми, между учителями и учениками, между родителями и учителями.
Описание проблемы: падение нравов, социальное неравенство, кризис семейных ценностей. Как найти выход из создавшейся ситуации?
3 подхода к проблеме
Выдержки из выступлений:
Подход 1
Активность: создать в коллективе атмосферу нетерпимости ко всякого рода грубости и жестокости.
Вопросы для обсуждения:
1. Будет ли иметь значение информативность учителей о случаях бездушного отношения к детям; имеют ли право дети обращаться за помощью в соответствующие органы для формирования активной жизненной позиции по борьбе со злом.
2. Должен ли устанавливаться общественный контроль над средствами массовой информации с целью прекращения демонстрации насилия на экране?
3. Возможно ли выявление случаев насилия в школе?
Подход 2
Упреждение: изменить экономическую ситуацию в сторону стабильности и преодоления социальных контрастов. Поднять авторитет родителя и ученика.
Вопросы для обсуждения:
1. Решают ли деньги проблему морали?
2. Влияет ли социальное неравенство на отношение учителя к ученику, и наоборот?
Подход 3
Возрождение: формировать нравственную культуру, пропагандировать гражданскую позицию.
Вопросы для обсуждения:
1. Можно ли научить доброте?
2. Должна ли школа помимо образовательной выполнять воспитательную функцию?
По первому подходу
Наташа Михайлова: Информировать учителей о случаях бездушного отношения к детям по необходимости. Сначала они должны поговорить с родителями, а потом уже с учителями.
Г. Меликян: Школа должна знать о том, как живут дети в семье. Ребенок должен чувствовать заботу со стороны школы.
С. Максимова: Ребенок в трудной ситуации не должен находиться один. Если он доверяет классному руководителю, то это хорошо. Если нет, есть “Телефон доверия”, куда можно обратиться.
Н. Михайлова: Иногда родители сами подают плохой пример детям (курение, пьянство). Иногда вообще не интересуются их жизнью, потому что слишком устают на работе и от бытовых проблем.
Г. Меликян: В школе должен быть социальный педагог, который обязан заниматься проблемами детей. Это не значит, что родители освобождаются от их воспитания. Просто родителям тоже нужно помогать, просвещать в вопросах воспитания.
Т. Семенова: Как вы думаете, влияют ли средства массовой информации на поведение людей?
Н. Сабитова: Влияют. Дети видят, что сейчас основная ценность – деньги. Рыночная экономика диктует определенный образ жизни. Дети становятся агрессивными. У них нет устремленности, духовности, какая была у нас раньше. Мы раньше все были патриотами своей страны.
Т. Семенова: Вы, родители, сами пытались привить своим детям любовь к Родине?
Н. Сабитова: Жизнь изменилась. Изменились и ценности. Кумиры наших детей – герои боевиков. Самые интересные моменты в боевиках – драки и убийства.
С. Максимова: Телевизор смотреть не запретишь. Но телевидению нужна строгая цензура. Родители должны контролировать то, что смотрят дети. Свободное время ребенка должно быть потрачено на спорт и чтение. Но беда в том, что родители большую часть времени проводят на работе. Контроль поэтому будет только вечером.
По второму подходу
В. Скобелев: Деньги это хорошо и плохо.
С. Ложкин: Если денег много, человек зазнается.
Г. Меликян: Хорошо, если родители учат детей довольствоваться тем, что есть.
С. Викулова: Если родители будут давать детям денег больше, чем надо, ребенок будет избалованным, жадным и наглым.
С. Ложкин: Если ребенок не знает цену деньгам – это плохо.
Т. Семенова: Если бы в школе было вымогательство, то как бы вы вели себя в такой ситуации?
Г. Меликян: О таких случаях должны знать и учителя, и родители. Их надо пресекать.
И. Игитханян: В нашей школе, я считаю, есть социальное неравенство. Учителя стараются выделить детей из семей офицеров.
По третьему подходу
С. Викулова: Добру научить можно. Хорошие поступки нужно особенно выделять, чтобы ребята знали, с кого брать пример.
Л. Меликян: Нужно больше читать хороших, добрых книг, потом обсуждать их в коллективе. Можно и фильмы хорошие смотреть с родителями и друзьями с последующим обсуждением.
Н. Михайлова: Нужно возродить в школе “тимуровское” движение. Важно стараться к людям относиться доброжелательно. Этому должны учить и в школе, и в семье.
Классный руководитель Л. Злобина: “Не делай другим того, чего бы ты не пожелал себе”. Это должно быть девизом для ребят. Я приведу такой пример. Девочка оставила куртку в зале, где шла дискотека. Диск-жокей сказал: “Эй, Лариска-крыса, ты куртку оставила”. Она ответила грубостью. А другой мальчик сказал иначе: “Лариса, возьми, пожалуйста, свою куртку, иначе потеряешь”. Она сказала: “Спасибо”.
Все мы хотим, чтобы в обществе не было грубости. Чтобы родители уделяли своим детям больше времени. Чтобы моральные и духовные ценности были на первом плане. Пусть нет единого мнения о том, как помочь в этой ситуации, но ясно одно: желание такое есть.
Разработали и провели собрание
Ольга ГРЕБЕННИКОВА,
учитель литературы;
Зинаида МУРИНА,
учитель граждановедения
Комментарии