Учителю истории сегодня часто приходится доказывать своим ученикам, что его предмет – не просто собрание интересных и захватывающих фактов прошлого человечества, а серьезная и сложная наука. Однако теоретические конструкции, объясняющие логику, смысл и значение социальных процессов в истории, вызывают вполне понятное отторжение у ребенка на уроке. Причин здесь можно назвать очень много, и главная из них заключается в дефиците внимания, вызванного большими перегрузками сознания и памяти учеников в условиях информационного общества. В этой связи сегодня как никогда актуальна проблема – как просто и быстро объяснить сложные вещи?
Думается, что во многом решение этой проблемы является задачей современной дидактики. Известно, что теоретическую составляющую школьного курса истории наиболее эффективно можно преподать с помощью различного рода схем и таблиц. Тем более что схема позволяет вместить в минимальное количество знаков максимальное количество информации, а это бесценное качество в условиях упоминавшегося дефицита внимания ребенка. Однако современная схема должна обладать и некоторыми новыми свойствами, позволяющими привлечь внимание и максимально упростить сложность восприятия теоретической информации.
Прежде всего речь идет о внутренней динамичности схемы. Информация должна быть не просто графически размещена. Необходим четкий алгоритм чтения схемы, следование которому позволяет ученику открыть для себя то знание, которое непосредственно в схему не заключено.
С другой стороны, схема нового типа должна быть яркой, образной и метафоричной, что позволяет в течение урока постоянно удерживать внимание ученика.
Предположим, что перед учителем стоит задача продемонстрировать на уроке специфику взаимоотношений и внутреннее содержание трех крупнейших идеологий XX столетия – либерализма, социализма и фашизма.
И вот перед нами схема, на которой изображены три кристалла, грани которых переливаются разными цветами. Каждый из кристаллов является схематичным образом одной из мировых идеологий XX века. Эти идеологии многогранны и включают в себя целый комплекс представлений о закономерностях социально-экономического и политического развития. Важной особенностью такой схемы является то, что грани разных кристаллов расположены относительно друг друга с определенной закономерностью – каждые два кристалла повернуты к третьему гранью одного цвета.
Особенность конфронтации либерализма, социализма и фашизма в XX веке заключалась в том, что каждая из идеологий противопоставляла себя двум другим. Однако история помнит попытки фашистской Германии установить дружественные отношения с западноевропейским либерализмом (Мюнхенские соглашения 1938 года), равно как и подобные попытки СССР (антигитлеровская коалиция). Также существовал недолговременный союз социализма с фашизмом (Советско-германские соглашения 1939 года).
Каждый из режимов, противопоставляя себя двум другим, находил в идеологиях своих противников схожие между ними и наиболее неприемлемые для себя принципы (грани одинакового цвета у разных кристаллов). Так, для социализма с характерными для него государственной собственностью и огосударствлением всей экономической жизни и либеральная концепция, и фашизм были, по сути, разными формами буржуазной империалистической идеологии, защищающей институт частной собственности. В свою очередь для фашизма, исповедующего (в отличие от либерализма и социализма) идеи национализма и расизма, интернационализм роднил между собой все либеральные и социалистические учения, извращающие идею чистоты и превосходства арийской расы. Наконец, в глазах либеральной демократии и фашизм, и социализм являлись идеологиями тоталитарных недемократических режимов.
Таким образом, каждая из крупнейших идеологий XX века имела индивидуальные и общие черты. Причем при осмыслении истории и современности в рамках каждой из идеологий мыслители подчеркивали отличие своей идеологии и игнорировали ее сходства с противником. Так идеологизированная история формировала образ врага и становилась действенным оружием как внутренней, так и внешней политической борьбы в XX веке. Вместе с тем именно наличие сходных по своей сущности ценностных категорий позволяло либерализму, социализму и фашизму группироваться и заключать временные союзы друг против друга.
Конечно, необходимо помнить, что такая схема является всего лишь средством, дидактическим оснащением урока, приложением к методике, используемой учителем. Она может являться визуальным оформлением выводов из уроков или основанием к постановке задач к уроку, средством фронтальной работы с классом или материалом для исследования в трех группах – либеральных, коммунистических и фашистских идеологов. Во всяком случае думается, что мнемоническая ценность такой схемы в эпоху информационного общества достаточно велика. Запомнив сведенную к минимуму визуальную организацию материала, осознав механизм функционирования схемы, ученик получает в свое распоряжение все необходимое для понимания достаточно сложного теоретического вопроса из истории XX столетия.
Сергей ЛЯМИН, учитель истории СШ №3 города Котовска, учитель года Тамбовской области-2000; Дмитрий ЖУКОВ, старший преподаватель Тамбовского госуниверситета
Комментарии