Зарубежные «конституции» как понятие стали употребляться в древнеримской юриспруденции, в законодательных актах императоров Европы. Издаваемые в Риме в VI-I веке до н.э. царские эдикты, декреты, рескрипты содержали в себе основополагающие юридические принципы, нормы устройства и функционирования государств.
Употребляемые в кругах рабовладельческой знати термины «установление», «политическое устройство», «демократия», судопроизводство стали называть в совокупности конституцией. С переходом в VIII веке н.э. античного Рима в феодальную, авторитарную монархию Конституции были на время забыты, отодвинуты на задворки централизованного абсолютизма.
Новая потребность в конституциях, как и в демократии в целом, стала формироваться в эпоху Просвещения, первых буржуазных революций. В современном понимании первые конституции были разработаны во время буржуазных революций ХVII-ХIХ вв. в США, Франции, Польше и других государствах. В этой связи обратимся к американской буржуазной Конституции (1787), советской – 1918 г., Конституции Российской Федерации 1993 г.
Конституция США – юридический документ Нового времени, составленный идеологами американской буржуазии В. Франклином и Т. Джефферсоном. В сентябре 1787 г. текст ее был утвержден конституционным конвентом в Филадельфии, в котором приняли участие 55 делегатов от 12 штатов. Конституция США небольшой по объему документ. Ее текст состоит из преамбулы и семи статей. За прошедшие два с лишним столетия США стали совершенно иными: в стране почти век спустя было отменено, например, рабство. Это, однако, на конституцию Америки не повлияло.
В преамбуле конституции в декларируемой форме изложены цели принятия правового документа: «Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Статья VI провозглашает конституцию, федеральные законы и международные договоры США «верховным правом страны»; если конституция или закон какого-либо штата противоречат федеральным правовым установкам, то должностные лица штата обязаны руководствоваться последними. Должностные лица государственного аппарата всех уровней обязаны при вступлении в должность давать присягу на верность Конституции США.
Конституцией Америки предусматривается возможность ее дополнения и внесение поправок. Принятые соответствующим образом поправки становятся органической частью Конституции. За всю историю было внесено около 5 тыс. проектов поправок, но только 26 прошли все необходимые инстанции. В поправке первой, например, исключается возможность установления государственной религии и фактически закреплена свобода совести.
Американская конституция, оставаясь юридически стабильным документом, тем не менее постоянно изменяется фактически; ее реальное содержание определяется судебными толкованиями, законами конгресса, административными актами, политической практикой.
В отличие от Российской Федерации в Американской конституции ничего не говорится о политических партиях. Между тем на практике политические партии этой страны выступают важнейшим инструментом формирования органов власти.
Итак, разработчики американской конституции обеспечили ее и высшей юридической силой. В связи с чем все другие поправки и правовые акты призваны соответствовать положениям конституции.
Все последующие конституции в основном создавались по образцу американской, как писаные и неписаная великобританская. Писаные конституционные акты, как правило, строились из Преамбулы вводной части, основного текста, структурированного на главы, статьи из так называемых переходных положений, поправок, разделов.
В приведенной выше преамбуле конституции американские участники Конвента ставили перед собой три главные политические цели: остановить дальнейшее развитие революции, создать прочное государство на федеративной основе, надежно оградить и гарантировать частную собственность, права на нее. Неписаные конституции и ныне редкое явление. Они есть лишь в Великобритании и Новой Зеландии. Своими правовыми актами эти конституции объединяют те вопросы, что и писаные.
Конституции дальнего зарубежья отличаются между собой и по другим признакам. У них между собой больше общего и в подходе к принципу разделения властей, и в закреплении форм правления соответствующего государства, в способах организации государственной власти и т.п.
Конституции в России. Российское монархическое государство до 1917 г. не знало конституций. Власти даже после буржуазной революции 1905 г. выступали против учреждения в стране конституционного порядка, предоставления гражданам демократических свобод. Да и самих «граждан» в полном смысле слова в то время в России не было, так как юридически все были подданными монарха. Российские либералы, придя к власти в результате Февральской революции в 1917 г., практически не успели разработать свой проект Конституции.
Конституции РСФСР 1918-1978 гг. Весной 1918 г. по решению III съезда Советов Наркомат юстиции под руководством П.И.Стучки начал готовить конституционный проект. В окончательном виде проект Конституции был одобрен 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов. С этого момента она вступила в силу в облике новой государственности. Россия провозглашалась Республикой Советов. Статья 10 этой Конституции гласила: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Источником власти провозглашался народ. Высшим органом стал Съезд Советов, формировавшийся нижестоящими Советами по принципу делегирования. Съезд из своего состава избирал ВЦИК. Последний в свою очередь образовывал Совнарком.
Все ветви власти в республике были объединены. Вместе с этим Конституция 1918 г. открывала простор для развития в России многопартийной политической системы и гражданского общества. На самом деле ничего этого не было.
Новшеством советского конституционного устройства явилось и введение всеобщей воинской обязанности и права защищать Родину с оружием в руках только трудящимся.
Во время гражданской войны наметилось резкое изменение того, что было записано в Конституции. Были созданы чрезвычайные органы. Произошло сращивание коммунистического партийного и государственного аппаратов, отменялась частная собственность, вводилось плановое хозяйство.
Подписание 30 декабря 1922 г. союзными республиками договора об образовании Союза ССР обусловило разграничение полномочий общесоюзных и республиканских госорганов. По инициативе ВЦИКа РСФСР на правовой основе Союзной Конституции 1924 г. была составлена и утверждена в 1925 г. вторая Конституция Российской Республики. По структуре и содержанию новая республиканская Конституция мало чем отличалась от Конституции Союза ССР. Новым в ней было появление главы IV «Об автономных советских социалистических республиках и областях». РСФСР в этой главе рассматривался как федеративное советское государство, в состав которого вводились автономные образования. С другой стороны, РСФСР сам входил в состав СССР и передавал ему полномочия, отнесенные к ведению органов Союза ССР. Правовые акты высших органов государственной власти и управления Союза на территории РСФСР имели обязательную силу.
Третья Конституция РСФСР была утверждена ХVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. Основное содержание текста сводилось к воспроизведению текстуального содержания общесоюзной Конституции 1936 г. Она была построена на демократических принципах: Советы рабочих и крестьянских депутатов теперь были переименованы в Советы депутатов трудящихся; было введено всеобщее равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, учрежден однопалатный Верховный Совет (парламент) СССР.
РСФСР передала в ведение высших органов государственной власти СССР полномочия, необходимые для руководства Союза ССР. Вне этих пределов Российская Республика самостоятельно осуществляла государственную власть. Территория РСФСР не могла быть изменена без ее согласия. Каждый гражданин РСФСР одновременно являлся гражданином СССР. На практике не только текст Конституции РСФСР, но и реальный порядок в законодательстве и судопроизводство в стране не соблюдались. Провозглашение в 1937 г. Конституции РСФСР «Основным законом» республики не только не остановило беззакония и произвола, а, наоборот, послужило их прикрытием, позволяя в то же время восхвалять «всенародный сталинский закон».
12 апреля 1978 г. Верховным Советом РСФСР была одобрена частично обновленная Конституция Российской Республики. В преамбуле ее текста создание Конституции объяснялось новым этапом развития советского общества.
В конституционном документе 1978 г. были установлены процессуальные гарантии «неприкосновенности личности советского гражданина; никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора (ст. 54). В этой связи вспоминаются события начала 80-х годов в Узбекской Республике. Одно из них – частные тюрьмы, устроенные пресловутым «террористом» Адыловым, руководителем аграрного комплекса одного из районов советского в то время Узбекистана. Это свидетельство того, что реальными правовыми гарантиями раздекламированные права и свободы российских граждан не были обеспечены.
Конституция Российской Федерации 1993 г. Будучи Основным Законом государства, Конституция РФ отличается от ее предшественниц 1918-1976 гг. Отличие состоит прежде всего в отказе от заимствования содержания от первой до четвертой советской Конституции.
Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит 9 глав, раздел второй – заключительные и переходные положения. Первая глава Конституции посвящена основам конституционного строя Российской Федерации. Она охватывает широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.
Действующая ныне пятая Конституция России на первых порах была предназначена способствовать стабилизации обстановки в обществе; сложившейся в результате противостояния законодательной (Верховного Совета РСФСР во главе с Р. Хасбулатовым) и исполнительной (либерального правительства Б.Ельцина – Е.Гайдара – В.Черномырдина) властей, закончившегося вооруженным столкновением 3-4 октября 1993 г. и разгоном органов Советской власти. Вслед были сформулированы новые принципы конституционного строя РФ. В статьях 1-16 первой главы к ним отнесены: демократический характер власти, политический и идеологический плюрализм, разделение властей, федерализм, социальный характер государства, признание прав и свобод человека высшей ценностью общества, суверенитет народа и государства, верховного права, приоритет международного права над внутригосударственным, свобода экономической деятельности.
Юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 г. Принятие демократической Конституции в России обусловливалось обновлением законодательства до 90-х годов прошлого столетия, приведением его в соответствие с нормами нового конституционного законодательства.
Конституция как Основной Закон общества (ч. 2, ст. 4) является высшим законом, обладающим верховенством над всеми другими законами на всей территории Российской Федерации. Верховенство это выражается прежде всего и в том, что главные основополагающие общественные отношения регулируются конституционными нормами. Верховенство Конституции РФ означает утверждение ее господства на устои общества (ст. 15). Конституция выступает юридической базой, правовой основой, ядром всей правовой системы государства.
К юридическим свойствам Конституции, наконец, относится ее особая охрана, которая осуществляется всей системой органов государственной власти. Согласно Конституции РФ гарантом ее является (ст. 80) Президент РФ. Он вправе приостанавливать действия актов, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Особую роль в деле охраны Конституции (ст. 125 КРФ) играет Конституционный суд РФ.
Подытожим сказанное. Конституционализм явился итогом буржуазных революций, положивших конец абсолютистским государствам и феодальному строю. Буржуазия, придя к власти, создала принципиально новое право, единый конституционный документ – Основной Закон государства.
Конституционализм взял на вооружение идею установления границы между сферой приложений верховной государственной власти и правами граждан. Поэтому Конституция РФ есть та правовая база, которая должна наполняться и обогащаться законодательными актами государств.
В конституциях советской России категория «конституционный строй» отсутствовала, подменялась понятием «общественно-политический строй». Но конституционный строй не может быть сведен только к общественно-политическому, так как вне его оказываются экономическая, социальная, духовная и другие сферы человеческой жизнедеятельности.
Основные понятия: конституции, многообразие их типов, Конституция РФ, юридические свойства конституции.
Вопросы и задания
1. Определите источники высшей юридической силы: 1) Конституция РФ; 2) Указы президента; 3) Постановления правительства; 4) Приказ министра.
2. Что такое конституция вообще? Почему конституцию называют Основным Законом?
3. Объясните, почему современная Конституция РФ представляет собой сплошные заимствования из основного закона США, Франции, ФРГ и других буржуазных государств?
4. Из каких видов субъектов по Конституции РФ состоит современная Россия?
Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук
Комментарии