search
main
0

Команда

В дискуссионных группах дети могут обсудить задание глубоко и всесторонне

Сегодня важно уметь сотрудничать. Этому мы учимся с самого первого школьного дня. Этикет совместной работы, элементарные навыки взаимодействия осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества.

Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно), правила совместного обсуждения – все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Обязательно даю образец сотрудничества, выделяя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и отмечаю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные ребята должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Мои комментарии помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:

– постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

– планирование работы в группе;

– индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

– обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

– сообщение о результатах работы группы;

– общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.

Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками.

Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут застрять на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь хвалю группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества недружная работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух-трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.

Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развиваются умения отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

Ребята занимаются конкретным интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.

Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же повышается творческий потенциал.

За компанию знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечаются осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать им на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

Наталья СИМОНОВА, учитель начальных классов школы №1420

 

Комментарий

Виктория ПРОКУШЕНКОВА, учитель начальных классов школы №1420:

– На моих уроках активно используются приемы педагогики сотрудничества. Эффективно конструируются проблемные ситуации, благодаря этому дети добывают знания самостоятельно.

На уроках стараюсь создать эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказать свои мысли о чем-то незнакомом. У ребят вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что является залогом дальнейшего успешного обучения. Школьники учатся объективно оценивать собственную работу и работу своих сверстников. Атмосфера на уроках располагает к активности, создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Особое место в работе я отвожу формированию у детей умения ставить перед собой цель, определять, для чего необходимо выполнить то или иное действие.

В своей работе я всегда стараюсь создать в отношениях между детьми атмосферу добра, взаимовыручки, приучаю помогать друг другу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте