На этот и другие вопросы пытались ответить участники заседания Комитета Государственной Думы по образованию под председательством Вячеслава Никонова.
Как известно, Москва стала одним из первых регионов России, где началась и продолжается работа над электронными учебниками для школьного образования. Департамент образования провел конкурс на получение грантов Правительства Москвы на создание электронных учебников для реализации общеобразовательных программ.Электронный учебник в столице был определен как электронный продукт для индивидуального использования, который должен включать: текст традиционного учебника в электронном виде с удобными средствами управления (интерактивное многоуровневое оглавление, гиперссылки, ссылки на внешние источники – ресурсы Интернета, возможности быстрого перехода, например, к разъяснению терминов и другие уместные возможности эффективной работы с учебником); обширный иллюстративный материал в цифровых форматах (сообразно предмету и теме: статичные иллюстрации – фотографии, рисунки, схемы; динамичные иллюстрации – видеоролики, анимационные фрагменты, а также аудиозаписи). Иллюстрации должны быть синхронизированы с текстом учебника, то есть должны предлагаться вниманию учащегося по мере изучения соответствующей темы; желательно, чтобы они также были доступны автономно: для использования, например, в собственных творческих композициях учащегося – докладах, презентациях; интерактивные мультимедийные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по темам. ЭОР должны обеспечить возможности:o изучения и освоения материала в активно-деятельностной форме, например, интерактивное исследование карт, схем, моделей объектов, виртуальные экскурсии;o закрепления знаний, умений, навыков (практикум), например, выполнение упражнений, виртуальных лабораторных работ;o самоаттестации учащихся по изученному материалу.Таким образом, электронный учебник, по мнению московских разработчиков, представляет собой интегральное сочетание электронных текстов, цифровых аудиовизуальных иллюстраций и интерактивных мультимедийных ЭОР.Электронный учебник – это контент, а не устройство, он должен полноценно воспроизводиться на разных компьютерах – настольных и мобильных (desktop / notebook / tablet), так что нет необходимости ожидать появления планшетного компьютера у каждого школьника: использовать электронные учебники возможно уже сейчас на домашних компьютерах, а они имеются практически в каждой семье.Использование электронных учебников предусматривает расширение сектора самостоятельной работы учащихся, развитие личностно ориентированного обучения, отвечающего современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий.Московский конкурс, проведенный несколько лет назад, вызвал большой интерес как среди московских, так и региональных издательств и мультимедиакомпаний: на 20 номинаций конкурса было подано 88 заявок.По итогам конкурса на получение грантов Москвы в сфере образования на создание электронных учебников для реализации общеобразовательных программ были номинированы: ООО «Кирилл и Мефодий» (номинация «Русский язык») ООО «Айреволюшн» (номинация «Литература») ООО «Русское слово – учебник» (номинация «История России») ОАО «Издательство «Просвещение» (номинация «Математика») ООО «1С-Паблишинг» (номинация «Алгебра») ООО «Рукарта» (номинация «Геометрия») ООО «Ай Ди Компани» (номинация «Физика») ОАО «Издательство «Просвещение» (номинация «Биология») ОАО «Издательство «Просвещение» (номинация «Химия») ООО «Дрофа» (номинация «Изобразительное искусство») Издательский дом «Федоров» (номинация «Музыка»)В московских школах состоялась практическая апробация электронных учебников, разработанных номинантами конкурса. Таким образом, Москва первой инициировала разработку этих учебников издательствами и предложила варианты для основных школьных предметов.Сегодня уже на федеральном уровне началось активное обсуждение того, как будет осуществляться внедрение электронных учебников в учебный процесс, как законодательно оно будет подкреплено. Обсуждение проблем, связанных с введением электронных учебников, в Комитете по образованию Госдумы РФ началось с постановки всех актуальных вопросов, на которые нынче обязательно нужно получить ответы.Информация к сведениюСегодня актуальны такие вопросы:- Как предполагается в нормативных документах министерства понимать, что такое электронный учебник? До сих пор существуют самые разные трактовки – от простой цифровой копии до ресурса, обладающего полным набором элементов информационно-образовательной среды.- Каким видится использование электронных учебников в школах – как гибридное, совместное использование бумажного и электронного учебника, или соответственно как возможность раздельного использования? – Как обеспечить доступ учащегося к электронным учебникам в школе и дома? В большинстве стран используют гибридную форму работы с учебниками.- Как будут решены экономические аспекты введения электронных учебников, как будет определяться цена комплекта (электронный плюс бумажный) либо как будут обеспечиваться ученики бесплатными учебниками, учитывая введение учебников в электронном виде?- Как обстоит дело с подготовкой санитарных нормативных документов, регламентирующих условия обучения с использованием электронных или иных образовательных ресурсов? Насколько известно, эта работа достаточно далека от завершения к настоящему времени.- Как предполагается сформировать пакет нормативных документов, определяющих требования к электронным учебникам (порядок их предоставления для включения в Федеральный перечень, условия приемки)?- Не будут ли поставлены такие жесткие сроки, когда фактически издательства не смогут подготовиться к предоставлению электронных учебников?- Что будет представлять собой экспертиза электронного учебника и предмет экспертизы? Будет ли это самостоятельная экспертиза в дополнение к трем, которые уже существуют (научной, педагогической или общественной), или она будет вплетена так или иначе в те экспертизы, которые уже существуют?- Предполагает ли министерство поэтапное или единовременное введение электронного учебника?- Смогут ли представлять электронные учебники только те издательства, которые имеют их на данный момент в Федеральном перечне, или также и другие издательства?- Как предполагается решать вопросы с авторскими правами? Не секрет, что сейчас многие новаторы, которые стремятся использовать на уроках фрагменты фильмов, исторических документов, нередко натыкаются на претензии авторских обществ.- Учитывая, что школьники разного возраста по-разному реагируют на электронное обучение, предполагается вводить электронные учебники одновременно во всех классах или, например, начиная со старшей школы, а затем постепенно двигаясь к школе начальной?- Достоверна ли информация, которая просочилась в СМИ, о том, что подготовлена новая версия нормативного документа о допуске к изданию учебных пособий только тех издательств, которые имеют учебники в Федеральном перечне, то есть о резком сокращении возможностей готовить учебные пособия? Не нанесет ли это серьезный вред делу формирования учебных пособий?- Предполагается ли, учитывая все эти факторы, менять сроки введения электронных учебников? – Будут ли внесены соответствующие изменения в налоговое законодательство, в частности, в законодательство о налоге на добавленную стоимость, с тем чтобы электронные учебники облагались налогом на добавленную стоимость на том же уровне, что и обычные учебные издания?
Комментарии