search
main
0

Ключевое слово – «миссия». Какой была, есть и будет наша школа?

Как рождаются в педагогике новые научные школы? Как находят друг друга единомышленники? Как врастает в жизнь, становится педагогической реальностью научная концепция? Эти вопросы встали передо мной, когда я читала подряд три книги, вышедшие почти одновременно в издательстве «Academia» и посвященные общей проблеме в трех образовательных пространствах: «Социальное воспитание в школе» Марии Шакуровой, «Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей» Бориса Куприянова, Елены Салиной, Натальи Крыловой, Ольги Миновской и «Социальное воспитание в классе» Вероники Ясницкой.

Их объединяет не только проблематика, но и общая научная методология, разработанная давним автором газеты и героем наших публикаций – членом-корреспондентом РАО, доктором педагогических наук Анатолием Викторовичем Мудриком. Читала и понимала: буквально на глазах рождается новая научная школа. Мудрик сам – человек «команды», которой была во второй половине прошлого века знаменитая научная школа, выросшая из лаборатории Людмилы Ивановны Новиковой. Редкий случай объединения на общих основах педагогического гуманизма ярких, непохожих, порой полярно разных по идеям и научному стилю ученых-практиков. Вот и о своих собственных последователях Мудрик теперь говорит: «Это штучная публика», подразумевая их несводимость к каким-либо шаблонам.

Тем более отрадно наблюдать, как прорастают его концепции в их собственном научном творчестве. Основные «узлы» его методологии социального воспитания присутствуют во всех трех работах: это признание мега-, макро-, мезо- и микрофакторов социализации личности (от космоса до семьи); само понимание сущности социализации не только как приспособления человека к обществу, но и обособления от него; учение о виктимогенности социализации, то есть признание наличия в ней обстоятельств, способных сделать человека их жертвой, и т.д.

Впрочем, сама эта терминология сейчас широко разошлась по научным и околонаучным публикациям – вне всякой ссылки и часто вне всякой связи с именем автора и сутью его работ. Что ж, социальная педагогика становится все более востребованной, на всяческую «социальность» нынче мода. А там, где мода, – там неизбежная спекуляция, имитация и халтура. Круг перечисленных мною авторов счастливо избежал этого соблазна нашего времени. Их работы развиваются в русле общего с А.В.Мудриком научного мышления, которое само по себе большая редкость в педагогике, – хоть в застойные, хоть в перестроечные, хоть в нынешние времена. Научная корректность в отечественной педагогике встречается еще реже, чем хваленая политкорректность в обществе в целом.

И хотя суть научного мышления – анализ, разъятие целого, оно приносит плоды лишь тогда, когда в его истоке – тоска по целостности, жажда постичь именно целостность явления на новом уровне анализа. Поэтому мне особенно близка сверхзадача, поставленная перед собой Мариной Шакуровой в ее исследовании «Социальное воспитание в школе»: «Традиционной стала практика сведения описаний школы к характеристикам учебно-воспитательного процесса и его отдельных составляющих, при этом ее целостный образ ускользает, растворяется в описании элементов.

Школа может и должна быть представлена как социокультурный феномен, социальный институт и живой, саморазвивающийся организм с присущими ему внутренними противоречиями…»

Взгляд на школу как на социальный институт позволяет автору сделать экскурс из далекого прошлого (с III-II тысячелетий до н.э., от эпохи первых школ в государствах Древнего Востока) в настоящее и прогнозируемое будущее, в эпоху возможного отмирания школы как таковой либо, наоборот, ее расцвета уже в новом качестве. Ключевым здесь становится излюбленное автором слово «миссия»: миссия школы как ее главная, глобальная цель, как ее послание всему человечеству. Кроме того, автор различает культуру школы, ее поле или воспитательное пространство, ее уклад и философию. Свежо и емко представлено противостояние в педагогике двух типов школ: «школы учебы» и «школы жизни» (воспитания).

В контексте социальной педагогики весьма продуктивен взгляд автора на школу как на «адаптера» и «транслятора» различных факторов социализации, на педагогов – как «агентов» социализации. Но при этом очень важен акцент автора на том, что речь идет не о механических, отчужденных процессах, а о живом опыте живого взаимодействия различных поколений, культур, личностного опыта, вне которого немыслима никакая социализация в школе.

М.Шакурова смело вводит школу в качестве самостоятельного фактора социализации и субъекта социального воспитания, излагая в соответствующей главе свои взгляды на школу как воспитательную систему, на феномен школьного коллектива как раз в традиции научной парадигмы, разработанной в педагогике усилиями уже упомянутой лаборатории Л.И.Новиковой.

Образ школы, создаваемой М.Шакуровой, был бы бесплотен без такого понятия, как ее быт. Вслед за Мудриком автор уделяет особое внимание быту школы. «Быт – спутник, основа повседневности», – утверждает автор. И придает значение организации школьного пространства от расположения школьной мебели до выбора цвета для окраски стен.

С точки зрения приобретения социального опыта огромную роль играет также общение, проблематику которого всесторонне разработал А.В.Мудрик. Интересна разница в содержании возрастных типов общения: детского, подросткового, переходного и юношеского.

«Школа располагает возможностью обучать общению, – уверена автор, – при этом особую ценность приобретают целевые программы, уроки, занятия, тренинги, подкрепленные реальными примерами каждодневного общения».

В книге приведены разнообразные модели и стили общения.

Кроме общения, в школе существуют такие сферы жизнедеятельности, как познание, предметно-практическая, духовно-практическая деятельность, спорт и игра. Для их организации автор предлагает творческие объединения, систему экскурсионной и клубной работы, делая особый акцент на проектной деятельности как наиболее современном направлении.

Отдельная глава посвящена школьному самоуправлению как основному стимулу самодеятельности личности.

Одна из важных задач социального воспитания в школе – обучение взаимодействию в различных группах и между ними. Предлагаются различные формы для этой цели – от методики коллективных творческих дел до способов разрешения конфликтов. При этом автор подчеркивает: «Школа не только несет на себе весь груз социальных противоречий, во многом предопределяющих внутришкольные конфликты, но и является, по сути, «школой конфликтов». Усвоенные в пору ученичества силовые методы разрешения противоборств, стратегии по принципу «выиграть – проиграть» реализуются уже взрослыми людьми во взаимоотношениях с другими в быту, в конкурентной борьбе на работе, в политике и т.д.».

М.Шакурова привлекает свидетельства Д.И.Писарева, Л.Н.Толстого для обоснования мысли А.В.Мудрика о виктимогенности ряда обстоятельств социализации, влияние которых делает человека жертвой этих обстоятельств. В том числе в стенах школы. «Влияние это выражено в том, что прежняя свежесть, бодрость и цветущее здоровье детей сменяется вялостью, истомленностью и болезненностью, – отмечал Писарев. – Влияние это нередко отражается и в умственном отношении: дети тупеют, теряют прежнюю даровитость и взамен ее приобретают какую-то болезненную нервную раздраженность – признак слабосилия. Поэтому не совсем не правы те, которые говорят о вырождении человеческого рода под гибельным влиянием школы».

Прежде всего жертв порождает насилие. «В школе, – свидетельствует М.Шакурова, – имеют место все виды насилия: физическое, эмоциональное, вербальное, психическое, сексуальное». Виктимогенно также психологическое манипулирование со стороны педагога, повсеместно распространенное в школе.

Потому для выхода из тупика автор предлагает вести воспитательную работу как с потенциальными «жертвами», так и с потенциальными агрессорами.

Значительное препятствие для нормального развития школьников представляют собой контркультурные, асоциальные организации и группы, так или иначе проникающие в школу. Один из путей их нейтрализации – расширение деятельности детских и молодежных объединений в школе.

Книга также дает ответы на вопросы: что такое «скрытое обучение»? Как стимулировать самообразование? В чем суть индивидуальной помощи ученикам? Что такое нравственное, педагогическое и социальное закаливание?

В комплекте с книгами, посвященными социальному воспитанию в классе и в сфере дополнительного образования, исследование М.Шакуровой позволяет по-новому взглянуть на процессы социализации детей в обществе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте