В названиях образовательных учреждений будет наведен порядок
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Письмо от 17.02.97 г. N 150/14-12
О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений
В условиях существующей вариативной системы образования, ее дифференциации в стране возникло большое количество различных типов и видов образовательных учреждений. Процесс их создания проходит порой стихийно, статус образовательных учреждений определяется самостоятельно каждым субьектом Российской Федерации. Новые виды образовательных учреждений часто возникают без наличия необходимых условий: программ, учебной литературы, соответствующей материальной базы, подготовленных кадров.
В Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации поступают многочисленные обращения работников образовательных учреждений, которым отказывают в назначении пенсий за выслугу лет из-за произвольного наименования образовательных учреждений.
В настоящее время получило широкое распространение создание различного рода комплексов, обьединений как единых юридических лиц, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и имеющих наименования “колледж”, “академия”, “учебно-педагогический комплекс”, “детский сад-школа”, “инновационный центр”, “учебно-производственный комплекс”, “школа-колледж”, “коррекционно-образовательный комплекс”, “учебно-воспитательный комплекс” и др., что не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. N 12-ФЗ образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12).
Согласно п. 6 ст. 14 Закона Российской Федерации “Об образовании” образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Тип образовательного учреждения определяется по самому высокому уровню реализуемой им образовательной программы. Например, для так называемого учебно-воспитательного комплекса “начальная школа-сад” такой программой является программа начального общего образования, для учебно-воспитательных комплексов “основная школа-сад” – программа основного общего образования, “средняя школа-сад” – программа среднего (полного) общего образования. Отсюда тип образовательного учреждения будет – общеобразовательное учреждение, а видами соответственно: начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа.
Названия типов образовательных учреждений указаны в ст. 12 Закона Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона. Характер деятельности образовательных учреждений и их видовые наименования определяются типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в наименованиях образовательных учреждений, как некоммерческих организаций, должно содержаться указание на характер деятельности юридического лица.
Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные обьединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (обьединений). Указанные образовательные обьединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных обьединений регулируется законом.
Наименования должностей работников должны соответствовать наименованиям должностей, предусмотренных в тарифно-квалификационных характеристиках, как это указано в приказе Минобразования России от 25.01.93 г. N 21 и приказе Минобразования России и Госкомвуза России от 31.08.95 N 463/1268.
В целях создания единого подхода к решению вопросов о наименовании образовательных учреждений и должностей работников направляем Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (прилагается).
Перечень составлен в соответствии с Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации. По мере утверждения типовых положений о других типах и видах образовательных учреждений указанный перечень будет дополнен.
В.ШАДРИКОВ
Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
I. Тип – Дошкольное образовательное учреждение.
Виды:
Детский сад;
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
II. Тип – Общеобразовательное учреждение.
Виды:
Начальная общеобразовательная школа;
Основная общеобразовательная школа;
Средняя общеобразовательная школа;
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет (профиль): химии, математики, физико-математического профиля, гуманитарного профиля и др.);
Лицей;
Гимназия;
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК);
Центр образования;
Открытая (сменная) общеобразовательная школа.
III. Тип – Общеобразовательная школа-интернат.
Виды:
Школа-интернат начального общего образования;
Школа-интернат основного общего образования;
Школа-интернат среднего (полного) общего образования;
Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
Гимназия – интернат;
Лицей – интернат;
Санаторно-лесная школа;
Санаторная школа-интернат.
IV. Тип – Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Виды:
Детский дом;
Детский дом – школа;
Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Санаторный детский дом;
Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
V. Тип – Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением.
Виды:
Специальная общеобразовательная школа;
Специальное профессионально-техническое училище;
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии;
Специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.
VI. Тип – Образовательные учреждения начального профессионального образования.
Виды:
Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.);
Профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.);
Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), (вечернее (сменное) профессиональное училище).
Отвечают специалисты
Имеет ли право педсовет ввести экзамен за курс начальной школы?
Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании” (ст.32) общеобразовательное учреждение осуществляет контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и требованиями Закона.
Проведение экзаменов в начальной школе возможно только в том случае, если это оговорено в уставе школы, утвержденном учредителем. Если устав не предусматривает проведения экзаменов в начальной школе, то соответствующее решение педагогического совета общеобразовательного учреждения является неправомерным.
Могут ли на экзаменах в качестве наблюдателей присутствовать родители?
Вопрос о присутствии родителей на экзаменах решается директором. Кроме того, присутствие родителей может быть оговорено в локальных актах школы.
Может ли выпускник сдавать больше 5 экзаменов? Кто определяет срок подачи заявлений на прохождение экзаменов по выбору?
Положением об итоговой аттестации предусмотрено, что выпускники 11(12)-х классов сдают не менее 5 экзаменов, из которых два (сочинение и алгебра и начала анализа) устанавливаются центральным федеральным органом образования, а остальные выбираются выпускником из предметов, изучавшихся в 10, 11 и 12-х классах. Кроме того, государственный орган управления образованием субьекта Российской Федерации может ввести дополнительно свой региональный экзамен. Школам с углубленным изучением предметов, лицеям, гимназиям также разрешается ввести дополнительный экзамен по профильным предметам.
Выпускнику, изьявившему желание сдать экзамен по какому-либо предмету (или нескольким) сверх установленного количества предметов, должно быть предоставлено право на прохождение итоговой аттестации по этому предмету (или нескольким). Общеобразовательное учреждение принятыми локальными актами самостоятельно устанавливает время подачи заявлений на прохождение итоговой аттестации по выбранным выпускным предметам.
Как определяется размер компенсации, выплачиваемой педагогическим работникам на книгоиздательскую продукцию? Может ли быть отказано в компенсации работнику, находящемуся в отпуске? Имеют ли право на эту компенсацию работники музыкальных школ?
В соответствии с п.8 ст. 55 Закона Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 12-ФЗ педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) с целью содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями установлена выплата ежемесячной денежной компенсации в размере одного минимального размера оплаты труда (кроме педагогических работников учреждений высшего профессионального образования и учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, где указанная компенсация предусмотрена в размере полутора минимальных размеров оплаты труда).
Изменение ранее установленного порядка выплаты денежной компенсации не отменяло планирование средств на ее выплату, введенную по указанию Минфина РФ с сентября 1992 года.
Следует отметить, что компенсационные выплаты населению (к которым можно отнести и денежную компенсацию на книгоиздательскую продукцию) на федеральном уровне относятся к защищенным текущим статьям бюджета (ст.67 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1996 год” и ст. 75 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 год”). Также в 1997 году к защищенным статьям отнесены расходы на образование.
Кроме того, при решении вопроса о выплате педагогическим работникам денежной компенсации необходимо иметь в виду, что законом не установлено каких-либо условий или ограничений по ее выплате, не определен в настоящее время и субьект, который мог бы установить какие-либо ограничения или условия ее выплаты.
В связи с этим нет оснований отказывать в выплате денежной компенсации в установленном размере педагогическим работникам, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением, в частности, в следующих случаях:
– при выполнении педагогической работы по совместительству (кроме тех случаев, когда указанная компенсация выплачивается по основному месту работы);
– в период нахождения работника в ежегодном оплачиваемом отпуске;
– в ином отпуске, предусмотренном действующим законодательством;
– в период временной нетрудоспособности.
Работникам музыкальных школ независимо от ведомственной принадлежности не может быть отказано в указанной компенсации, т.к. музыкальные школы являются учреждениями дополнительного образования детей.
Дает ли право степень бакалавра на занятие должности главного бухгалтера и главного экономиста на государственном предприятии (в учреждении)?
Согласно ст.6 “Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения” Федерального закона 125-ФЗ от 22.08.96 “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “бакалавра”; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации “дипломированный специалист”; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “магистр”.
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) “бакалавра” не менее чем четыре года; для получения квалификации “дипломированный специалист” не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) “магистр” не менее чем шесть лет.
Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
При поступлении на работу квалификация “бакалавр” дает право на занятие любой должности специалиста, для которой квалификационными характеристиками предусмотрено высшее профессиональное образование. Для занятия руководящей должности, в т.ч. главного специалиста, требуется определенный стаж. Для должностей главного бухгалтера и главного экономиста он составляет 5 лет.
Ответы подготовлены Николаем Виннико╝ при участии специалистов Минобразования и ЦК профсоюза работников народного образования и науки
Выпуск N 4 (20)
1997 г.
Комментарии