C 25 по 30 мая 2009 года в Ленинградской области прошел семинар-совещание «Финансовая работа в профсоюзных организациях. Правовые и налоговые аспекты», собравший заведующих финансовыми отделами и главных бухгалтеров территориальных организаций Общероссийского профсоюза образования из 68 регионов страны. У профессионалов была возможность пополнить свои знания на лекциях ведущих российских специалистов, обсудить актуальные темы финансовой деятельности на «круглых столах» и посетить один из дворцов Санкт-Петербурга – бывший Юсуповский, ныне Дворец культуры работников просвещения.
В работе совещания приняли участие заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова, заведующая финансовым отделом Центрального комитета Наталья Лебедева, которая вела семинар, секретарь ЦК профсоюза, заведующий организационным отделом Владимир Юдин, председатель Территориального совета профсоюзных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Кузнецов, его заместитель Андрей Кашаев.
Профсоюзные работники Санкт-Петербурга приняли активное участие в подготовке и проведении семинара. Владимир Кузнецов выступил с приветственным словом к участникам совещания в день его открытия и поделился своим видением эффективной финансовой работы. По его словам, сегодня она приобретает особую значимость, так как от хорошей финансовой базы во многом зависят все остальные направления деятельности профсоюза.
«Проблема в том, что средства, которые сейчас разбиты по первичным профорганизациям, уходят в основном на массовые чаепития по случаю праздников, – отметил Владимир Николаевич. – На это тратятся миллионы рублей. Было бы эффективней использовать эти профсоюзные средства, например на страхование учителей. У нас уже есть школы и даже целые районы, где производится страхование от несчастного случая членов профсоюза и их детей до 14 лет. Уже есть примеры, когда люди по страховым случаям получали деньги, кроме оплаты больничного. В Санкт-Петербурге есть районы, например Калининский, где все профсоюзные взносы аккумулируются в районном комитете профсоюза. Райком разрабатывает плановые мероприятия, в которые включена каждая первичная организация. Через такие комплексные планы «первички» получают те же деньги: по заявкам покупаются подарки на Новый год, путевки в санатории, даже остаются средства на излюбленные чаепития. Такая схема помогает сосредоточить деньги и решать проблемы уже на уровне района. Несколько лет назад бастовали двенадцать школ в Ленинградской области и шесть в Санкт-Петербурге. И после того, как мы смогли заплатить участникам акции зарплату за полторы недели забастовки, в тех организациях почти все вступили в профсоюз.
Необходимо также создавать фонд, связанный со страхованием от лишения работы. Должен быть и фонд дополнительного медицинского страхования, как у наших коллег в Швеции, Испании. Если в России у человека что-то случилось, например умер родственник, профсоюз школы выделяет материальную помощь, как правило в одну тысячу рублей. А если есть централизованный районный фонд (а у нас в некоторых районах такие фонды существуют), то на эти цели выделяется 20-30 тысяч, это уже серьезная помощь со стороны профсоюза.
Иногда нежелание вступать в профсоюз связано с тем, что льготами, которых мы добиваемся, пользуются все работники образования. Возникает вопрос: зачем идти в профсоюз и платить взносы? Поэтому необходимо так распределить наши финансы, чтобы члены профсоюза чувствовали преимущества перед теми, кто в нем не состоит».
Социальная сфера открыта для инноваций
Одной из ключевых тем обсуждения в первый день семинара стали инновационные формы социальной поддержки работников образования.
Как показала международная конференция, прошедшая 14-15 мая в Париже под эгидой Интернационала образования и посвященная созданию международной сети «Образование & Солидарность», эта проблема актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового движения учительских профсоюзов.
В различных странах накоплен интересный опыт по формированию профсоюзами организаций, построенных на солидарной некоммерческой основе и оказывающих членам профсоюза финансовые услуги. Это, прежде всего, пенсионное обеспечение, медицинское страхование и ссудо-сберегательная деятельность.
Общероссийский профсоюз образования совместно с Рособразованием тоже создал свой отраслевой негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука», который на протяжении последних лет занимается вопросами пенсионного обеспечения работников отрасли. А вопросы ссудо-сберегательной деятельности на сегодняшний день успешно решают территориальные организации профсоюза, которые создали свои кредитные союзы. Часть из них по праву входит в российскую Лигу кредитных союзов.
На семинаре в Санкт-Петербурге выступила представитель фонда «Образование и наука» – начальник отдела по работе с клиентами Наталья Карлова. Она рассказала о том, что пенсионная реформа, вступившая в силу с 1 января 2002 года, и новый Федеральный закон от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» позволяют гражданам самостоятельно увеличить свою будущую пенсию. Сделать это можно несколькими способами: сформировав себе дополнительную негосударственную пенсию; заключив договор с частной управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом на управление накопительной частью пенсии; вступив в программу по 56-ФЗ о дополнительных пенсионных накоплениях и государственной поддержке софинансирования. Наталья Викторовна при этом подчеркнула, что НПФ «Образование и наука» работает по всем трем направлениям.
В рамках 56-го закона, который еще называют законом «Тысяча на тысячу», любой желающий независимо от возраста может подать заявление на вступление в программу до октября 2013 года. Она рассчитана на 10 лет. Суть программы состоит в том, что гражданин добровольно перечисляет денежные средства на формирование накопительной части пенсии. За год их объем должен составить не менее 2 тысяч рублей. Государство оказывает гражданину поддержку в равном размере. К примеру, человек перечислил за год 10 тысяч рублей – и государство в конце года добавит на его индивидуальный лицевой счет, отраженный на карточке пенсионного страхового свидетельства, тоже 10 тысяч. Помощь от государства варьируется в пределах от 2 до 12 тысяч рублей. Гражданин, конечно, может перечислить на свою трудовую пенсию и более крупную сумму за год, но государство при этом все равно добавит не свыше 12 тысяч. Так определил закон.
Сумма государственной поддержки может составить более 12 тысяч рублей для работающих пенсионеров, которые не обратились за оформлением трудовой пенсии. В этом случае будет действовать соотношение не «тысяча на тысячу», а «тысяча к четырем». То есть гражданин перечислит 12 тысяч рублей, а государство добавит 48 тысяч. Для граждан, оформивших пенсию, действует принцип «тысяча на тысячу». Этот закон позволяет и работодателю перечислять дополнительные деньги за работника на формирование его трудовой пенсии. В таком случае закон устанавливает для работодателя ощутимые налоговые льготы.
Наиболее интересен новый закон молодежи и людям среднего возраста, поскольку у них впереди достаточно большой период накоплений. Но и лицам предпенсионного и пенсионного возраста участие в государственной программе поможет существенно увеличить трудовую пенсию.
Говоря о дополнительной негосударственной пенсии, важно отметить, что ее формированием работник может заниматься как самостоятельно, так и совместно с работодателем.
Гражданин заключает договор на формирование дополнительной пенсии с негосударственным пенсионным фондом. Фонд открывает ему личный пенсионный счет, на который человек перечисляет свои денежные средства. Фонд инвестирует эти средства и по итогам года начисляет доход на личный пенсионный счет работника. Понятно, что чем больше период инвестирования, тем большую сумму составит негосударственная пенсия. С выходом на пенсию гражданин обращается в НПФ, и фонд подписывает с ним соглашение о выплатах.
Важным моментом в увеличении будущей трудовой пенсии остается вопрос выбора управляющей компании для управления накопительной частью пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Наталья Карлова предложила участникам семинара сотрудничество по вопросам увеличения трудовой пенсии работников образования с фондом «Образование и наука».
Разговор об инновационных формах социальной поддержки продолжила директор кредитного союза «Радуга» Татьяна Ивашкина. «Радуга», объединяющая около полутора тысяч работников образования Южного округа Москвы, – старейший кредитный союз, действующий в системе образования России. В этом году ему исполнилось 15 лет.
Татьяна Борисовна рассказала о богатом опыте, накопленном кредитным союзом по оказанию ссудо-сберегательных услуг работникам отрасли. «Радуга» вместе с кредитным союзом «Учитель» работает под эгидой Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования. Кстати, такую работу успешно проводят не только в столице, но и в Нижегородской, Саратовской областях и Республике Башкортостан. Кредитный потребительский кооператив граждан (кредитный союз) – это некоммерческая организация, создаваемая как добровольное объединение физических лиц для финансовой помощи друг другу, а именно для сбережения личных денежных средств и предоставления из них займов членам организации на взаимной основе.
Проще говоря, кредитные союзы – это, по сути, кассы взаимопомощи. Люди, как правило, хорошо знакомые друг с другом – либо сотрудники, либо жители маленького городка, объединяются и кредитуют друг друга. В территориях, где появились такие кредитные союзы, члены профсоюза проявляют к ним большой интерес и доверие.
Следующей актуальной темой, освещенной на семинаре, стало налогообложение профсоюзных организаций. Бухгалтерам для профессионального исполнения своих обязанностей необходимо постоянно отслеживать изменения, происходящие в законодательстве. На семинар была приглашена Надежда Гурьева, налоговый консультант аудиторской фирмы «Шарль аудит», которая подробно рассказала обо всех поправках, внесенных в последнее время в налоговое законодательство РФ. В ответах на многие вопросы Надежда Александровна использовала разъяснения Министерства финансов РФ и положительную арбитражную практику по применению законодательства.
Финансовый отдел ЦК профсоюза подготовил учебное пособие «Финансовая работа в первичной и территориальной организации профсоюза на муниципальном уровне», а также записанный на СD-дисках материал. Помимо других важных документов, он содержит основные федеральные законы, которые всегда должны быть под рукой у бухгалтера, – ФЗ «О некоммерческих организациях», «О бухгалтерском учете», Трудовой, Налоговый и Гражданский кодексы. Были разработаны и презентации. В их подготовке активное участие приняла член финансового совета, главный бухгалтер Красноярской краевой организации профсоюза Людмила Казанцева, которая предоставила материалы по срокам хранения бухгалтерской документации и учету основных средств и материально-производственных запасов. Подготовленные пособия получили все территориальные организации.
Плюсы централизации средств
Свой интересный опыт финансовой работы у Чеченской республиканской организации профсоюза – о ее специфике мне рассказала главный бухгалтер Медина Досиева.
«Хизир Магомедович Герзелиев, председатель республиканской организации, поднимал профсоюз с 2000 года буквально из руин, – вспоминает Медина Магомедовна. – У нас все взносы идут на один расчетный счет, потому что наша основная цель – восстановить бюджет, ведь мы работаем в поствоенной ситуации. На сегодняшний день у нас около 30 тысяч членов профсоюза. Для того чтобы обеспечить работу всей структуры, нужны большие средства. В поддержку профессиональных союзов вышел указ президента республики Рамзана Кадырова о взаимодействии с профсоюзами.
Среди наших педагогов высок процент заболеваемости, это тоже последствия войны. За прошлый год 4,2 миллиона рублей из бюджета профсоюза было израсходовано на санаторно-курортное лечение. Такие деньги удалось затратить на оздоровление только за счет централизации средств. Мы выделяем и материальную помощь. При этом первичные организации обращаются в районные и городские, а те – к нам: так осуществляется тесная связь между профорганизациями. Двадцать процентов из собранных взносов мы возвращаем в «первички» через районные организации в виде материальной помощи и путевок на оздоровление.
Мы ежемесячно выпускаем информационные вестники, которые поступают в «первички», районные и городские советы. В 2008 году начал действовать еженедельный семинар для председателей первичных организаций. Его цель – научить всех председателей вести документацию, агитацию, организационную работу. Мы обучаем по пятнадцать человек каждый четверг. Все они получают раздаточный материал: конституцию, кодексы. У нас пока только в 44 школах проводится эксперимент по реализации КПМО, председатели профсоюзных организаций других образовательных учреждений тоже должны познакомиться с новой системой оплаты труда, такую возможность они получают на наших семинарах. Проводят обучение специалисты республиканского совета, каждый – по своему профилю работы. Благодаря централизации взносов мы смогли подключить все районные и городские советы к Интернету. По мере возможностей приобретаем оргтехнику для республиканского совета, районных и городских организаций.
На сегодняшний день члены профсоюза понимают необходимость такой финансовой политики и видят ее плоды».
Как быть малочисленным организациям?
Как известно, в профсоюзе образования много малочисленных организаций на уровне районов и городов. Работу бухгалтера в таких организациях часто выполняют на общественных началах учителя. В некоторых регионах России они приняли решение перейти на финансовое обслуживание в территориальный комитет.
Кассовому обслуживанию первичных и малочисленных районных и городских организаций в территориальном комитете профсоюза был посвящен первый из «круглых столов», запланированных в предпоследний день семинара.
Подробно об этом рассказала Елена Домрачева, главный бухгалтер Марийского рескома профсоюза.
В состав республиканской организации входят 15 территориальных (на уровне муниципалитетов) и 4 первичные организации с правами территориальной в учреждениях профессионального образования.
На 1 января 2008 года девятнадцать организаций имели право юридического лица и расчетный счет в отделениях Сбербанка РФ. В основном районные организации являются малочисленными, десять из них объединяют от 300 до тысячи человек, а сбор членских взносов составляет от 12 до 50 тысяч рублей в месяц. На штатной основе работают председатели восьми территориальных и трех первичных вузовских организаций.
В связи тем что с 1 декабря 2008 года в отделениях Сбербанка России по Республике Марий Эл оплата за ежемесячное обслуживание лицевого счета юридического лица выросла с 650 до 2000 рублей в месяц, председатели нескольких территориальных организаций обратились в реском с просьбой помочь найти выход из сложившейся ситуации.
Консультации с руководством и специалистами Центрального комитета, изучение нормативной правовой базы и требований Устава профсоюза помогли найти взаимоприемлемое решение.
Президиумы восьми территориальных и одной первичной организации (с правами территориальной) приняли решение о начале процедуры ликвидации этих организаций как юридических лиц с закрытием расчетного счета в банке, о перечислении 100% членских взносов на расчетный счет республиканской организации профсоюза и о переходе на кассовое обслуживание в реском. В свою очередь 25 декабря 2008 года президиум республиканского комитета принял решение о приеме этих организаций на кассовое обслуживание. Важно отметить, что такая мера была принята в отношении организаций с численностью до 1000 человек, остальные работают в привычных условиях.
В марте 2009 года республиканская организация открыла дополнительный банковский счет по обслуживанию карт АС СБЕРКАРТ «Корпоративная» и получила пластиковые карты на имя председателей территориальных организаций, перешедших на кассовое обслуживание в реском.
По условию банковского договора корпоративные карты не могут быть использованы для выплаты заработной платы. Учитывая, что трое из девяти председателей организаций, перешедших на кассовое обслуживание в республиканский комитет, являются штатными работниками, параллельно разрабатывается возможность заключения банковского договора по выплате им заработной платы также посредством пластиковой карты.
По прогнозам, предпринятые меры позволят сэкономить в среднем около 22 процентов, а в малочисленных организациях с внештатными работниками – до 43 процентов в год от предполагаемого поступления членских взносов. Экономия на банковских услугах составит 35-37 тысяч рублей. Эта инициатива Марийской республиканской организации была поддержана на президиуме ЦК профсоюза в апреле 2009 года.
К обсуждению темы подключилась член финансового совета Ольга Миронова, главный бухгалтер Псковского обкома профсоюза. Псковская область одной из первых приняла решение о переводе малочисленных организаций на обслуживание в территориальный комитет. К числу таких регионов относятся Алтай и Северная Осетия.
Проблема стабильного финансирования и эффективной деятельности малочисленных организаций стоит достаточно остро, в общероссийском профсоюзе таких около двадцати процентов. «В последнее время, – отметила заведующая финансовым отделом ЦК Наталья Лебедева, – в малочисленных районных и городских организациях до 70 процентов профсоюзных средств расходуется на содержание аппарата управления, на аренду помещения и услуги банка. Не за горами то время, когда отчетность мы будем обязаны сдавать только в электронном виде, сейчас это делают лишь организации численностью более 100 человек. Малочисленные организации, не имеющие профессиональных бухгалтеров, бухгалтерских программ и современной компьютерной техники, не смогут сдавать отчет в электронном виде».
Перешли на «упрощенку» и купили автомобиль
В сентябре прошлого года финансовый отдел ЦК профсоюза направил во все территории методические пособия по переходу на упрощенную систему налогообложения (УСН). Сегодня уже многие территориальные организации профсоюза образования успешно работают по УСН.
О преимуществах этой системы на следующем «круглом столе» рассказала Татьяна Алхимова, член финансового совета ЦК профсоюза, главный бухгалтер Ивановской областной организации: «Мы работаем на «упрощенке» с 1 января 2006 года и за этот период сэкономили 0,5 миллиона рублей на едином социальном налоге. На эти средства наша организация в прошлом году смогла приобрести автомобиль. Мы продали наш старый автомобиль за 210 тысяч рублей. По прежней системе нам пришлось бы заплатить около 50 тысяч рублей налога на прибыль, а по «упрощенке» – всего 6300 рублей. Все наши профорганизации довольны используемой системой налогообложения: баланс не сдается, отчет о прибылях и убытках не сдается, как и по налогам на имущество, на прибыль, у нас нет проблем с уплатой НДС. Не нужно заполнять множество деклараций, как раньше».
В Пермском крае тоже третий год работают по этой системе. «У нас 53 районные и городские организации, из них уже около сорока переведены на УСН, – рассказала главный бухгалтер Пермского крайкома профсоюза, член финансового совета ЦК Тамара Карпова. – Мы чувствуем существенную экономию. На уровне районной и городской организации есть смысл переходить на «упрощенку», несмотря на отмену с 1 января 2010 года единого социального налога, который позволял сэкономить 12% от фонда оплаты труда. Плюсы у этой системы все равно остаются».
В заключение «круглого стола» заведующая финансовым отделом ЦК профсоюза Наталья Лебедева предложила присутствующим еще раз подумать о переходе на упрощенную систему налогообложения. Срок подачи заявления в налоговые органы – с 1 октября по 30 ноября текущего года.
Оздоровление по-спартански и по-тюменски
Актуальная для летнего сезона тема последнего «круглого стола» – «Организация оздоровления и отдыха членов профсоюза» – вызвала оживление среди участников семинара.
«По традиции, сохранившейся еще с советских времен, оздоровление является одним из самых востребованных видов профсоюзных услуг и соответственно мощным мотивационным фактором. В этой связи любая профорганизация начиная с муниципального уровня должна рассматривать его как обязательную составную часть своей работы», – считает заведующая финансовым отделом Ростовского обкома профсоюза Марина Приходько.
В Ростовской области этой проблемой занимаются с 2002 года, и сегодня в регионе успешно действует отработанная схема предоставления членам профсоюза относительно недорогих путевок в санатории, пансионаты Черноморского побережья и на курорты Кавказа. Были изучены разные варианты удешевления стоимости путевок.
Как известно, в межсезонье многие санатории испытывают некоторый дефицит клиентов. Взаимная выгода базируется на обеспечении для санаториев притока людей в осенне-зимний период, с одной стороны, а с другой – на предоставлении скидок на путевки для членов профсоюза. Более того, с отдельными санаторно-курортными учреждениями удалось договориться об удешевлении путевок и на летние месяцы. Работа обкома в данном случае состоит в поиске потенциальных контрагентов, заключении соответствующего договора. При этом обком подает заявки на заезд членов профсоюза и принимает счета, выписанные санаторием на физическое лицо. Эти счета переправляются в профорганизации районов, городов или учебных заведений, которые помогают работникам образования оплатить их через банк. Профорганизации муниципального уровня распространяют информацию о санаториях и свободных местах по первичкам и собирают поступающие из них заявки, которые впоследствии передаются обкому. Таким образом, работа профорганизации имеет информационно-организационный характер. Оплату удешевленной, льготной путевки производит сам клиент, перечисляя средства на счет санатория. Соответственно никаких действий, которые можно квалифицировать как куплю-продажу со всеми вытекающими отсюда налоговыми обязательствами, не производится.
Многие профсоюзные организации участвуют в работе действующего в Ростовском обкоме оздоровительного фонда. Он формируется из средств, перечисляемых на счет обкома сверх установленного процента отчислений. Если какая-либо организация решает воспользоваться средствами фонда, обком со своего счета перечисляет санаторию средства этой организации на частичную компенсацию стоимости путевки, а сам член профсоюза доплачивает недостающую сумму.
«Вопрос оздоровления стал наиболее важным после 2003 года, когда соцстрах практически отказался от этой работы, – продолжила тему Валентина Улучкина, главный бухгалтер Саратовского обкома профсоюза. – Тогда очень резко сократилось число работников, которые могли позволить себе санаторно-курортное лечение. В настоящее время областная организация старается использовать разные возможности приобретения путевок для членов профсоюза на льготных условиях. За период с октября по начало ноября прошлого года мы оздоровили 36 человек. А за первые четыре месяца текущего года при плане 128 путевок в год оздоровили 84 работника, которые взяли путевки на четырнадцать и двадцать один день. При этом дорогу до места отдыха и обратно тоже оплачивает профсоюз. Люди поехали в Минеральные воды, Сочи, Анапу, Геленджик. Нам предлагают много горящих путевок, и план на год будет не только выполнен, но и перевыполнен.
При обкоме профсоюза есть фонд социальной поддержки, в Положении которого прописано, что районные организации отчисляют в него средства таким образом, чтобы впоследствии они могли использовать 50 процентов из них на оплату санаторно-курортных путевок».
Опытом организации отдыха членов профсоюза поделилась Ольга Боламожнова, главный бухгалтер Якутского республиканского комитета: «В нашей организации принято решение о частичном использовании профсоюзного бюджета на оздоровление членов профсоюза и их детей в размере 3 процентов от валового сбора профсоюзных взносов. Мы заключаем договор с местной страховой фирмой, которая работает практически со всеми курортами России. Она идет нам на уступки: дает путевки в кредит. Полностью рассчитаться за год мы не можем, остается переходящий остаток, который мы погашаем в начале следующего года. И снова заключаем договор. Для получения путевки член профсоюза оплачивает 40% ее стоимости, остальные средства перечисляются безналично из средств профсоюзной организации. Таким образом, по путевкам едут отдыхать и лечиться шестьсот человек в год».
Но, как отметила заведующая финансовым отделом ЦК профсоюза Наталья Лебедева, такой вид деятельности профсоюзной организации рассматривается как оказание услуг по реализации путевок, а значит, облагается налогом на прибыль.
В Курганской области профсоюз организует отдых, который главный бухгалтер обкома Светлана Истомина окрестила «спартанским»: летом педагоги имеют возможность отдохнуть на базе школы, находящейся на берегу озера с составом воды, идентичным морской. С директором школы заключен договор, по которому отдыхающим педагогам выделяются два класса, а также раскладушки, холодильник, микроволновка. Аренда такого помещения обходится в сто рублей в день на человека, но эти расходы оплачивает профсоюз. С находящимся поблизости санаторием «Сосновая роща» тоже заключен договор, педагоги могут принять в нем оздоровительные процедуры.
Тюменская областная организация имеет возможность расходовать на отдых и лечение более внушительные суммы: «Нам на целевые мероприятия по распоряжению губернатора выделяют по 10 миллионов рублей в год, мы утверждаем смету с Департаментом образования, откуда к нам и поступают деньги по соглашению, – рассказывает заведующая финансовым отделом обкома профсоюза Татьяна Ткаченко. – Четыре года мы составляли договор пожертвования, но так как Бюджетный кодекс в декабре 2007 года изменился, на 2008 год мы составили соглашение о предоставлении субсидии. В этом году мы тоже получили 10 миллионов рублей. По смете запланировали 5 миллионов выделить на путевки, один миллион потратить на лечение. В нашу организацию поступало много заявлений от членов профсоюза с просьбой о финансовой помощи для проведения платных операций. Мы выделяли на эти цели по 50 и даже 100 тысяч рублей. Когда люди узнали о том, что профсоюз выделяет такие средства на лечение, численность нашей организации значительно выросла.
В этом году, когда мы заключали соглашение о предоставлении субсидии, я на каждого члена профсоюза, которому выделялась путевка, подавала сведения в налоговую инспекцию. Конечно, работа это очень большая. Путевки мы выдаем сами, этим занимается наш специалист. Мы выбираем хорошие санатории, люди остаются довольны. Такие путевки работники получают в качестве поощрения за победы в различных конкурсах, а также за стопроцентное отчисление профсоюзных взносов. Все это делается на бюджетные деньги, которые нам выделяются по решению губернатора».
Заместитель председателя Челябинского обкома профсоюза по финансовой работе Людмила Шаталова отметила, что оздоровление и отдых – это один из способов мотивации профсоюзного членства, поэтому в организации идет поиск всевозможных путей решения этого вопроса. «У нас есть оздоровление по программе губернатора, но оно распространяется только на малоимущих работников бюджетной сферы. Губернаторские путевки наша организация распределяет совместно с областным министерством образования. Мы сохранили учительские базы отдыха: люди проживают в домиках, ходят в лес, купаются. Такие путевки работники покупают за свой счет, но горкомы для их приобретения оказывают материальную помощь. В городе Копейске, где находится одна из таких баз, каждый домик закреплен за определенным образовательным учреждением, которое перед началом сезона собирает команду добровольцев: белят и красят стены, убирают помещение, в этом тоже активно участвует профсоюз.
Кроме того, президиум обкома принял решение выделить в смете полмиллиона рублей на оздоровление членов профсоюза в санаториях Урала. С этими санаториями мы заключаем договоры во внесезонное время – с октября по июнь – и первоначально приобретаем путевки на 30% дешевле. Мы приняли постановление о выделении материальной помощи на эти цели. Кроме того, на условиях софинансирования администрация учреждения и райком, который направляет работника на отдых, тоже выделяют финансовую помощь тем, кто покупает путевки. Таким образом, 10-дневный отдых в санатории обходится в 4-5 тысяч рублей на человека. Когда мы начали эту деятельность, люди активно пошли в профсоюз».
«Круглый стол» показал, что территориальные организации проявляют настоящую изобретательность, изыскивая разнообразные возможности для оздоровления членов профсоюза. От этого выигрывают все – профсоюзные организации увеличивают свою численность, а работники образования получают возможность отдохнуть и поправить свое здоровье.
Организационные особенности отчетов и выборов
После завершения «круглых столов» секретарь ЦК профсоюза, руководитель организационного отдела Владимир Юдин рассказал об организационно-финансовом обеспечении отчетно-выборной кампании 2009-2010 года: «Два постановления Центрального комитета посвящены непосредственно отчетам и выборам. Первое было принято в сентябре прошлого года на президиуме, и второе, уже в этом году, на пленуме. В постановлении президиума ЦК профсоюза говорится о том, чтобы обеспечить в территориях проведение ревизий при подготовке к отчетам и выборам, а также сформировать ревизионные комиссии. На сегодняшний день около 10 процентов ревкомиссий у нас нелегитимны, а иногда их вообще нет. Каким образом исправить ситуацию? Можно поступить так, как мы недавно сделали в одном из районов Ярославской области. Сам райком не может предпринять какие-то действия по созданию ревкомиссии, такие действия может осуществить только вышестоящий орган. То есть президиум обкома или рескома на основании заявления районной организации должен принять постановление о создании временной ревизионной группы по району для проведения ревизии и доклада на очередной отчетно-выборной конференции, на которой и будет избрана ревизионная комиссия. Такие действия вполне легитимны. Мы бы хотели, чтобы избрание комитетов всех уровней и ревкомиссий шло по принципу прямого делегирования. В любом случае, в том числе при необходимости замены, можно отозвать представителя ревкомиссии и делегировать на его место другого. Тогда будет соблюдена норма кворума работы того или иного органа или ревизионной комиссии.
На этом же президиуме было утверждено примерное положение о представителе нашего профсоюза на уровне муниципального образования или первичной вузовской организации. Будет введено в устав и новое понятие: «представитель профсоюза». Это нововведение – не стратегическая политика замены всех председателей райкомов и горкомов. Для нашего крупного профсоюза районные структуры необходимы, мы не собираемся от них отказываться. Но у нас, объективно говоря, есть очень маленькие районы, где просто нет членской базы. В таких районах и нужно вводить представителя профсоюза и полностью вести работу через него. В связи с этим внесены дополнения в наш реестр кадров. И на примере Республики Марий Эл можно убедиться в том, что благодаря кассовому обслуживанию там во многом решили проблему малочисленных районных и городских организаций. Но мы не должны забывать, что районная организация – это полнокровная структура профсоюза и на ней лежат уставные полномочия, которые должны реализовываться, имеет она право юридического лица или нет. Другое дело, что в тех организациях, где штатные председатели уходят от права юридического лица, тоже возможен переход на представителя профсоюза для того, чтобы этот работник был более связан с областным комитетом, тогда трудовой договор с ним будет заключать обком или реском. Но при этом нам важно сохранить эффективное функционирование районной (городской) профсоюзной организации.
Также в ходе отчетов и выборов появляется много идей, связанных с совершенствованием нашего устава. На том же президиуме была утверждена Уставная комиссия. Мы уже использовали предложения, которые были высказаны председателями территориальных организаций на ноябрьских – декабрьских совещаниях. На сегодняшний день из двадцати пяти поправок, которые на них предлагались, Уставная комиссия приняла к рассмотрению семнадцать».
В заключение совещания заместитель председателя профсоюза Татьяна Викторовна Куприянова отметила, что семинар стал хорошей подготовкой к отчетам и выборам. «Несмотря на то, что съезд у нас пройдет в апреле 2010 года и времени впереди, казалось бы, много, и многое может измениться в социально-экономической ситуации в стране, мы должны уже сейчас серьезно готовиться к отчету о результатах деятельности профсоюза, учитывая, что в регионах отчетно-выборная кампания идет полным ходом.
В начале семинара я постаралась довольно подробно рассказать о наиболее важных решениях V Пленума ЦК профсоюза. Затем, как вы помните, я специально остановилась на некоторых особенностях ситуации в сфере образования в условиях кризиса, новых задачах профсоюза. Отсюда понятно, что мы уже обратились к председателям постоянных комиссий ЦК с предложением оценить результаты работы профсоюза за более чем четырехлетний период, в том числе по укреплению организационного и финансового единства профсоюза.
Важно, чтобы заведующие финотделами и главные бухгалтеры активно включились в работу по подготовке к отчетно-выборным конференциям и, используя свой профессиональный опыт, помогли проанализировать деятельность профсоюза, адекватно оценить достижения и промахи. Важно уже сейчас приступить к формированию отчетного материала, тем более что этот семинар основательно помог всем нам еще раз осмыслить роль профсоюза и стоящие перед нами задачи».
Итоги и планы на будущее
По завершении семинара я побеседовала с заведующей финансовым отделом ЦК профсоюза Натальей Лебедевой. Если говорить о наиболее важном опыте работы территорий по эффективному использованию средств профсоюзного бюджета, то в первую очередь, считает Наталья Михайловна, это перевод первичных, районных и городских организаций на финансовое обслуживание в территориальный комитет, а также переход на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, Наталья Михайловна напомнила, что в 2008 году у профорганизаций появилась возможность не только экономить, но и защищать свои денежные средства от инфляции и даже приумножать их: «С 2008 года у нас появилось разъяснение Министерства финансов РФ о том, что размещение денежных средств на депозитном счете в учреждениях банка не рассматривается, как их нецелевое использование. Пока к этому новшеству многие бухгалтеры относятся осторожно, хотя заниматься такой деятельностью надо, поскольку она абсолютно законна и выгодна».
Мы поговорили и о трудностях, с которыми сталкиваются главные бухгалтеры в территориях. Многие участники семинара высказали пожелание, чтобы финансовый отдел ЦК профсоюза разработал примерную учетную политику, которая будет включать в себя формы и методы ведения бухгалтерского учета в профсоюзных организациях. Этот вопрос решено рассмотреть на ближайшем заседании Финансового совета, которое пройдет в сентябре 2009 года. Кроме того, совету предстоит разработать примерное положение о служебных командировках, учитывая, что постановление Правительства РФ №749 об особенностях направления работников в служебные командировки вышло еще 13 октября 2008 года, а во многих организациях профсоюза столь важное положение до сих пор не принято.
Семинар-совещание, по мнению всех участников, прошел успешно. Коллеги из разных регионов получили хороший материал по актуальным темам финансовой деятельности, смогли обменяться опытом и поговорить об отчетно-выборной кампании. Несмотря на то, что в территориальных организациях профсоюза финансовыми вопросами занимаются настоящие профессионалы, всегда обнаруживаются новые нюансы, которые нужно знать и приме
Комментарии