Профессиональная врачебная этика не подразумевает личных отношений с пациентом. Но как вести себя психотерапевту, если в близкие отношения вступают его клиент и его же родственник? Этическим дилеммам в контексте двойственных отношений посвящена мелодраматическая комедия «Мой лучший любовник», которую исследовали на Неделе психологического здоровья Ирина Владимировна Григорьева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда АНО ВО «РосНОУ», практикующий психолог, и ее студенты.
– В фильме много мест, где можно посмеяться, и это сглаживает впечатление от сложного рабочего процесса психолога. В сюжете терапевт попадает в ситуацию этической дилеммы, когда нарушаются нормы морали и принципы этики, и ни одно решение не удовлетворяет всем этим принципам. Со студентами мы обсуждали, какие нормы нарушены, какие риски и последствия могут быть у каждого выбора, как при этом чувствует себя психолог, что происходит с его идентичностью. Многие также говорили про идентичность специалиста и про границы разных идентификаций, про важность соблюдения этих границ, и то, чем чревато их нарушение. Фильм прекрасен тем, что в нем отыгрываются разные варианты решения одной дилеммы, есть возможность посмотреть, как эти возникшие проблемы могут быть благополучно разрешены в итоге, – рассказала Ирина Владимировна Григорьева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда, практикующий психолог.
Студентам очень понравилось занятие, они дали теплую обратную связь – сюжет интересный, этика приобрела прикладной аспект, они поняли, как использовать этический кодекс в работе психолога, им раскрылась сложность работы специалиста, и теперь ребята знают, как себя надо вести в подобных ситуациях, понимают алгоритм решения таких ситуаций. Как преподаватель и эксперт, Ирина Владимировна довольна проделанной работой, ее поддерживают студенты.
– Мне очень понравился формат проведения занятия! – рассказывает Софья Белошевская, второкурсница направления «Психологическое консультирование». – Мы на примере кинокартины смогли посмотреть работу психолога, ее взаимодействие с клиенткой во время возникшей дилеммы. Было здорово, что мы не просто молча смотрели фильм, а по ходу развития событий обсуждали происходящее. На этом примере мы закрепили материал, пройденный ранее на парах, тем самым лучше усвоив тему, и в дальнейшем сможем это применять на практике. Благодарю за кинопросмотр, было очень увлекательно!
– «КиноВстреча» прошла очень интересно и позитивно. Мы наглядно посмотрели какие этические дилеммы бывают. Много обсуждали и высказывали мнение о персонажах фильма. Повторила бы я такую киновстречу еще раз? Конечно, очень интересно смотреть какие случаи бывают в жизни психолога и клиента, и как с этим работать, – отмечает Елизавета Грачева, однокурсница Софьи.
– Кинопросмотр был очень познавательным, мы обсудили многие профессиональные дилеммы и разобрали варианты их решения. Рассуждать в группе было очень интересно, и мы смогли послушать разные точки зрения. Получилось совместить приятный просмотр фильма с полезным его разбором! – подтверждает мнение коллег студентка группы 521 Дарья Батанина.
– Мы успели обсудить многие профессиональные вопросы, включая этические дилеммы в работе психолога в интересном формате. Благодаря подобным мероприятиям мы получаем более реалистичное представление о работе психолога. Очень понравился формат проведения, в процессе которого каждый смог поделиться своим мнением и в результате которого получилось прийти к общему заключению, – считает студентка той же группы Ксения Астахова.
– Фильм был очень интересный и познавательный для нас как психологов. Работа специалиста показана с разных сторон и дилемма, возникшая между психотерапевтом и клиенткой очень интересна для изучения. Было любопытно наблюдать, как психотерапевт выкручивалась из такой ситуации, при этом соблюдая компетентность. Для психологов этот фильм будет очень полезен при изучении этического кодекса профессионалов. При просмотре сформировалось неоднозначное отношение к психотерапевту, но оно менялось на протяжении всего фильма. Как студент психологического направления я узнала много нового для себя, в том числе и больше про этику психологов. Было очень интересно и познавательно. Спасибо нашей наставнице Ирине Владимировне, за такое интересное, познавательное и полезное занятие, – благодарит преподавателя Алена Котова.
– Киновстреча мне очень понравилась, данный формат очень легок для понимания. С помощью фильма узнала о дилеммах, с которыми может встретиться психолог, в том числе, я сама на практике в перспективе, – заявляет Алена Цой.
Совсем недавно у нас прошла пара, на которой нам устроили кинопоказ. Мы смотрели фильм «Мой лучший любовник». Такой формат мне очень понравился. Там очень хорошо показывается деятельность психолога, как он себя ведёт, когда ему встречаются этические дилеммы в практике. Больше всего мне понравилось, что мы после каждого увиденного момента останавливали фильм и обсуждали деятельность психолога в соответствии с этическим кодексом. Очень интересно! Побольше бы таких кинопоказов! – высказывает пожелания Анастасия Силина.
Мне понравилась киновстреча, поскольку полезно иногда смотреть фильмы не просто так, а более глубоко, вникая в суть происходящего, обращая внимания на детали, которые обычно остаются незамеченными. Когда анализируешь кино, просмотр становится еще увлекательней и также более глубоко открывается смысл сюжета, что дарит пищу для размышлений. Фильм «Мой лучший любовник» легкий, интересный, как для обычного просмотра, так и для разбора со стороны психологии. Очень увлекательное занятие – проводить анализ взаимоотношений персонажей, понимая их мотивы и поведение в различных ситуациях, наблюдать за работой психолога, ее проявлениями в разных социальных ролях. Такой подход к просмотру фильма очень полезен, поскольку способствует развитию критического мышления и позволяет наблюдать различные механизмы поведения окружающих, помогает лучше понять людей, в целом, – резюмирует Полина Анацко.
Однако далеко не все коллеги Ирины Григорьевой сосредоточились при просмотре на взаимоотношениях между влюбленными или главной героиней и ее психоаналитиком. Например, психотерапевт, практикующий психолог, педагог, соучредитель студии психологического консультирования «Каштаны» фокусируется на том, что все-таки, с профессиональной точки зрения, «не ок» с самим терапевтом.
Сергей Михайлович Алхутов, психотерапевт, практикующий психолог, педагог, соучредитель студии психологического консультирования «Каштаны»:
– Если вы – психотерапевт и хотите стать героем комедии положений, ведите себя, как Лиза, героиня Мэрил Стрип. То есть телом показывайте одно, а ртом говорите другое. В психологии такое поведение называется неконгруэнтным, и, если человек (неважно, психолог или нет) ведет себя именно так, это верный признак того, что с ним есть над чем работать психотерапевту. Ну, или признак того, что он – герой ситкома. Так что прежде, чем считывать с человека неконгруэнтность, проверьте, не находитесь ли вы внутри шоу Трумэна.
Конечно, в жизни любого человека (и психотерапевта тоже) случаются ситуации, в которых заявить собеседнику о своих мыслях, догадках, а то и проверенных сведениях страшно. Или стыдно. Или, что чаще всего случается, один мотив подталкивает сказать, а другой приказывает молчать. Для разрешения таких внутренних конфликтов существует достаточно много психотерапевтических техник.
Остается добавить, что режиссер Бен Янгер снимал комедию не о психотерапии — он, выросший в ортодоксальной еврейской семье, снимал фильм о проблемах ортодоксальной еврейской семьи. И Лиза, героиня Мэрил Стрип, прежде всего не психотерапевт (надо заметить, терапевт она откровенно плохой), она – еврейская мама, удушающая сына контролем.
Ирина Александровна Колиниченко, психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета:
– Фильм вызывает несколько вопросов, на которые, казалось, выработано готовое решение в психологической среде. Но, как говорится, «уж сколько раз твердили миру». Прежде всего, психолог при возникновении конфликта интересов, как этического правила принципа честности, согласно Этическому кодексу психолога, не должен продолжать консультации с лицом, с которым даже неожиданно возник этот конфликт. «Однако, здравствуйте». Психотерапевт с солидным, судя по сюжету, стажем работы, сталкиваясь со стандартной ситуацией, не прекращает консультации. Он правильно обращается к супервизору в ситуации возникновения этической дилеммы. Супервизор как будто забывает, что «психолог тоже человек» со своими чувствами к происходящему. Решив, что ответственность по отношению к работе с клиентом важнее собственного эмоционального фона, психотерапевт наступает на горло собственной песне. Что в итоге получается? Именно то, что хрестоматийно описано для подобных случаев: нельзя – значит, нельзя.
Елена Владимировна Жатько, кандидат психологических наук, практикующий психолог, арт-терапевт, травматерапевт, телесно-ориентированный терапевт:
– Прежде всего, фильм о личном: о любви, когда люди сталкиваются со множеством препятствий, не позволяющих им быть вместе. Вторая, параллельная линия – работа психотерапевта Лизы. Каждый терапевт работает с учетом своей модальности и школы, в случае Лизы это похоже на психоаналитическую парадигму. Тем не менее, возможно, это недоработка режиссера или проблемы перевода, но психоаналитик не дает советы: он подводит к самостоятельному решению проблемы самого клиента. Психотерапевт попал в двойную ловушку: с одной стороны, он должен заботиться об интересах клиентов, с другой – в фильме Лиза предает свои принципы, вредит себе и своим отношениям с близкими. Если межличностные отношения вплетаются в канву терапевтических, психотерапия должна сразу же прекратиться.
Образовательное значение «Моего лучшего любовника», впрочем, специалисты оценивают позитивно.
Ирина Александровна Колиниченко, психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета:
– Психотерапевт какое-то время пытается с уважением к потребностям клиента поработать с ним, как нейтральный советчик, но собственные эмоции, затрагивающие его лично, оказываются куда сильнее. В итоге, все становится сложнее. Мораль: кодекс этики нарушать нельзя. Это бьет по самому специалисту. В сложных случаях затрагивает и его ближайшее окружение. Что и требовалось доказать. Фильм, я бы сказала, учебный, не побоюсь воспитательных терминов, поучительный. Его вполне можно использовать для обучения будущих психологов «почему нельзя».
Елена Владимировна Жатько, кандидат психологических наук, практикующий психолог, арт-терапевт, травматерапевт, телесно-ориентированный терапевт:
– Психотерапевт или психолог – тоже человек: если его психосоматическое здоровье и его целостность нарушаются, он нуждается в помощи. Отношения между главными героями фильма могли завершиться по-другому и получить развитие, если бы психотерапевт не вмешалась. Лизе нужно было завершить терапию, пройти супервизию, признать, что это – системная проблема, поставить клиента в известность сразу же, и предоставить ему возможность на выбор несколько специалистов, к которым клиент может обратиться, предварительно согласовав это с коллегами. Мы, психологи и психотерапевты, не имеем право на работу с близкими людьми: будет очень много эмоций, дополнительная травматизация, но никакого позитивного эффекта. Пример Лизы – хорошее назидание для будущих психологов.
Среди дополнительных рекомендаций к просмотру эксперты особо выделяют «Чучело» Ролана Быкова о травле в школьном коллективе и «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина о созависимых отношениях в семье. Что бы добавили к этому списку вы, уважаемые читатели? Как посоветовали бы поступать в ситуациях, когда личные отношения вмешиваются в профессиональные?
Комментарии