search
main
0

К вузу готовы! Главная задача классических университетов – остаться классическими

​«Прошу заметить, мы педагоги, а не учителя! – подчеркивает ректор Ульяновского государственного университета Борис Костишко. – Думаю, что многие университетские не считают День учителя своим профессиональным праздником. Дело ведь в том, что у нас действительно разные профессии: учителя работают с детьми, мы – со взрослыми. Учителя плачут, выпуская детей, потому что они еще дети, сколько им еще предстоит! А мы в вузе знаем, что они еще вернутся – коллегами, аспирантами, докторантами. У меня в лаборатории, кстати, работают даже некоторые первокурсники…»

УлГУ – классический университет, и, по словам его ректора, перед ним стоит задача остаться таковым. Но дело в том, что в мире сейчас очень по-разному понимают классические университеты…«Возьмем Карлов университет в Праге, – предлагает Борис Михайлович. – Он вообще считается эталонным. Вы знаете, что в Чехии нет своего Рособрнадзора? Там так: если Карлов университет признал, что ваш диплом хороший, если его ректор подписал нострификацию, все законно. Там до сих пор преподают отдельно философию, отдельно астрономию, языкознание, теоретический физмат. Там, кстати, пять медицинских факультетов, потому что как только они принимают в число преподавателей кого-нибудь очень серьезного, ему сразу дают не кафедру, а факультет. Так вот, я предложил ректору Карлова университета, чтобы мы сделали малое совместное предприятие, вели прикладные исследования, зарабатывали внебюджетные средства… А он искренне удивился: «Зачем? Нас же финансируют».Что ж, коллеги друг друга не поняли, и это объяснимо – классический университет классическому рознь. Но в том, что касается национальных задач классического университета, УлГУ разбирается хорошо. Например, выигрывает мегагранты Правительства РФ и создает для Курчатовского института целую линейку роботов для горячих камер, то есть специальных помещений, где ведется работа с радиоактивными веществами, или разрабатывает для грузовой авиакомпании «Волга-Днепр» систему прогнозирования катастроф. Это уже, конечно, заказ частного бизнеса, но вложенные в разработку 300 млн рублей университет отработал честно.К тому же сегодня УлГУ начинает реализовывать и программу опорного университета, то есть центра инновационного, технологического и социального развития региона. Всего таких вузов в стране 33. УлГУ получил этот статус лишь в прошлом году. Что это значит? Это значит, что вуз должен вести в своем регионе серьезную социальную, культурно-просветительскую и исследовательскую работу, желательно в режиме форсайта, чтобы формировалось четкое понимание: вот этого в регионе не хватает, а вот этого в избытке. Нет, конечно, функции главы региона опорный вуз на себя не принимает, но усиленнее думает над тем, какую еще пользу, кроме академической, принести месту, где он находится, и помогает планировать реформы.При этом, по словам Бориса Костишко, нельзя сказать, что УлГУ сосредоточен только на внутренних делах. Ульяновское высшее образование чрезвычайно привлекательно для иностранцев, особенно это касается медицины, и, если бы позволили, студенты из-за рубежа заняли бы все места… Но есть одно существенное ограничение – места в общежитиях для них не предоставляются. И даже несмотря на это, все равно поступают, в основном из Израиля и Индии. Сказать, что это изменило учебный процесс, значит, ничего не сказать: конечно, пришлось доучивать и преподавателей, особенно в области владения иностранным языком, но и самим студентам приходится оттачивать русский язык: анамнез на практике в больнице, владея только английским, едва ли соберешь…Впрочем, за ульяновским высшим образованием приезжают и «свои»: много ребят из Мордовии, Татарстана, Чувашии.Есть при УлГУ и подразделения СПО. На любой вкус: Автомеханический техникум, Музыкальное училище им. Г.И.Шадриной, Медицинский колледж, а также целый спектр СПО-возможностей для будущих юристов и экономистов. При этом поступившие имеют право пользоваться всеми ресурсами УлГУ наравне со студентами вуза – современным учебным оборудованием, библиотекой, спортивными сооружениями.Из любопытного: в Медицинском колледже на базе 9-го класса готовят сестер милосердия. Причем, по словам Бориса Костишко, когда в УлГУ решили заняться этим, сначала, конечно, как настоящие ученые взялись за изучение предмета. Однако выяснилось, что никто прежде не подходил к решению этого вопроса с должной мерой нормативного регулирования. Так что создание учебной программы, учебных планов и формирование базы практик для подготовки сестер милосердия были для УлГУ, а может, и для страны в целом пионерским шагом.В минувшем году в качестве эксперимента университет взял под крыло еще и два детских сада, потому что понял: ни дошкольное, ни школьное образование не готовят ребенка к тому, чтобы продвигаться в естественно-научном направлении. Университет закупил демонстрационное лабораторное оборудование и отправил преподавателей показывать опыты в детский сад. Получилось! Оказывается, механика, электричество и магнетизм могут быть интересными для детей, надо только понять, как это подать…Пусть Борис Михайлович и начал наш разговор с проведения четкой границы между учителем и преподавателем вуза, но сами школы от вузов он отделить не готов. Он вообще считает, что они друг без друга существовать не могут и не должны. ЕГЭ, кстати, по его мнению, в этом смысле сделал только хуже: школа сориентировалась на сдачу экзамена как на свой конечный результат, а вузы обязали принимать по этому конечному результату на первый курс. Но кто теперь приходит учиться в вузы? Увы, по признанию ректора, нередко даже на мехмате оказываются те, кто не готов к настоящей, то есть очень тяжелой, учебе. А вузовский преподаватель не готов доучивать недавнего школьника. Да он и не должен заставлять его учиться! Потребность и полезность освоения новых знаний нужно открыть для себя несколько раньше.«Если школы не будут помогать университетам готовить студентов, чтобы им можно было объяснять на первом курсе то, что нужно дать на первом курсе, а не додавать школьную программу, с каждым годом нам будет все труднее и труднее, – считает Борис Костишко. – Почему-то в обществе до сих пор непоступление в вуз равно позору. А я считаю, что это неправильно: жизненных траекторий целое множество».МнениеЗаведующая детским садом №186 «Волгарик» Ирина ГУТКОВИЧ:- У нас замечательные отношения с вузами. И это не только ранняя профориентация. Сейчас перед системой образования стоит огромная задача по воспитанию детей в парадигме новых профессий. Поэтому у нас заключено два договора с Ульяновским госуниверситетом и УлГТУ. Казалось бы, мы так далеки друг от друга – вузы и детский сад, но мы уже нашли пути взаимодействия. Аспиранты технического университета придут к нам, и мы будем разрабатывать программу по компьютерной робототехнике для дошкольников. А преподаватели и студенты из УлГУ будут показывать опыты. Вузы помогут нам и с проектной деятельностью, чтобы это было неформально, чтобы это действительно шло от самого ребенка, интересовало его, а не навязывалось педагогом или родителями.Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте