search
main
0

История религий. Для всех и каждого

Трагические события последних месяцев вызвали в российском обществе и в частности в Москве, нарастание антимусульманских настроений и межнациональных проблем. В связи с этим в московском правительстве наметили ряд серьезных действий, которые смогут противостоять проявлениям национальной нетерпимости, ведь очень часто все, что происходит в столице нашего государства, служит примером для регионов. Ноябрь станет «горячим» месяцем для Московского дома национальностей, где представители различных диаспор и общин, проживающих в городе, примут участие в общественно-политических конференциях, семинарах и культурных программах. В ближайшее время здесь планируется провести ряд мероприятий, нацеленных на межнациональный и межконфессиональный диалог, на усиление межнациональной терпимости.

Недавно состоялась пресс-конференция заместителя мэра в правительстве Москвы Михаила Меня. На брифинге были рассмотрены две темы – «Межнациональные проблемы в Москве и пути их решения» и «Преподавание в школах города истории религий – позиция правительства Москвы».

Православие является самой крупной конфессией в России. Тем не менее сегодня необходимо учиться понимать и уважать людей и мнения, которые кажутся непривычными. Во многом это будет зависеть прежде всего от уровня образования подрастающего поколения. Человека пугает все незнакомое, а непонимание порой переходит во враждебность. Чтобы не воспринимать соседа как потенциального врага, нужно знать, кто он, откуда и почему видит мир именно так, а не иначе. Для этого в школьную программу, по мнению Михаила Меня, необходимо ввести предмет «История религий».

– Позиция правительства Москвы заключается в том, что подобного рода образование должно вестись только на факультативной основе, – сказал он. – Сегодня в Москве действуют 16 негосударственных конфессиональных школ, которые имеют льготы по аренде помещений. Большинство из них – православные гимназии. В городе работают 52 государственных школы с этнокультурным компонентом. В порядке эксперимента в 10 школах в рамках факультатива изучается «История религий». К сожалению, здесь есть некоторые проблемы. В первую очередь это нехватка квалифицированных кадров и учебных пособий. Вопрос кадров мы постараемся решить, пособия тоже создаются. По заказу Департамента образования Москвы над учебником по «Истории религий» работает академик Александр Чубарьян. Пособие будет рассказывать о вехах развития основных мировых религиозных конфессий, существующих на территории России – православия, ислама, буддизма и иудаизма.

По словам Меня, если бы Россия была маленькой страной, размером, например, с Центральный федеральный округ, то тогда говорить об изучении истории четырех конфессий не имело бы смысла. Можно было бы ограничиться одним православием. Но дело в том, что Российская Федерация – очень специфическое государство. В таких республиках, как Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Хакасия, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, доминирующей конфессией является ислам. В республиках Тыва, Бурятия, Калмыкия, Агинском Бурятском автономном округе, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе исповедуют буддизм. О том, в каких регионах преобладает четвертая конфессия, отмечено не было. На взгляд Михаила Меня, если сегодня в столичных школах подадут пример и начнут изучение религий, то это даст новый толчок для дальнейшего сохранения и укрепления нашей страны.

Михаил Мень ответил на вопросы журналистов.

– Как вы думаете, политика Москвы не приведет к ситуации, которая сложилась сейчас во Франции?

– Перспектива Франции нам не нравится, но я думаю, что до этого дело не дойдет. Последнее время в Париже на Елисейских полях звучала арабская музыка, люди ходили в национальной одежде. Там это культивировалось. В России же различные национальности и культуры существуют бок о бок уже веками. Другое дело, что нам не хотелось бы ухудшения ситуации. Но это уже вопрос к правоохранительным органам. Мы просто работаем в тех условиях, которые уже сложились, и вынуждены поступать так, чтобы достичь национального спокойствия.

– Школьный учебник помимо вопросов воспитания должен решать и вопросы образования. На ваш взгляд, какова же будет ценность образования по предмету «История религий», если в этом курсе будут отсутствовать католицизм и протестантизм?

– Безусловно, в этом учебнике будет доминировать христианская составляющая. Вы знаете, что был раскол христианства. Христианские конфессии имеют единые корни, которые берут начало в Библии. Исторически так сложилось, что российская форма христианства – это православие. Я думаю, что какую-то информацию в этом учебнике о католиках и протестантах, конечно, нужно давать.

– Как быть с теми взрослыми, которые уже заражены националистическими идеями? Таких людей в Москве достаточно много, и их агрессия нарастает.

– То, что мы предпринимаем в Московском доме национальностей, конечно, слабое утешение, но это то, что мы реально можем сделать. Мне кажется, необходимо и религиозным лидерам чаще выступать перед публикой, говорить о том, что ислам не является агрессивной религией. Нужно проводить большую просветительскую работу среди взрослых. Но я думаю, что наша главная задача – работа с подрастающим поколением.

– Будет ли в учебнике «История религий» уделено внимание славянскому язычеству и старообрядчеству?

– Русское старообрядчество, безусловно, нужно отметить. В России есть несколько регионов, например, Республика Марий Эл, где основной религией является язычество, значит, и ему какую-то часть учебника тоже нужно уделить.

– Как, по-вашему, можно решить проблему с кадрами? Кто будет преподавать «Историю религий»?

– Это, безусловно, самая главная проблема. Во всех школах, где проходит эксперимент, ее решают по-разному. Прежде всего, я думаю, курс «История религий» должны преподавать учителя истории. Они ближе всего к этой тематике. Здесь очень важно, чтобы преподаватели не были атеистами. Почему? Человек должен хотя бы либерально относиться к религии и религиозным убеждениям, потому что атеизм – это тоже религия, которая противопоставляет себя остальным конфессиям.

– Сегодня выпускники исторических факультетов педвузов получают дипломы с правом преподавания двух дисциплин – истории и обществознания. Теперь они будут получать дипломы по трем специальностям. Как будет проходить фильтрация на атеистов, либеральных православных, отъявленных шовинистов и так далее?

– Мне кажется, что поступать в педагогический вуз на изучение «Истории религий», будучи атеистом и скептически относясь к высшим религиозным идеалам, было бы неправильно.

– Каким образом ребенок будет защищен от религиозной пропаганды во время изучения этого предмета?

– Мы специально вводим четыре основные конфессии, чтобы избежать пропаганды. Если бы мы говорили о какой-то одной, тогда нас могли бы в этом упрекнуть. Во-первых, это факультатив. Во-вторых, есть специализированные православные гимназии, куда религиозная православная семья может отдать своих детей. А невоцерковленные родители могут отдать ребенка на курс «История религий», чтобы он мог изучить основные конфессии. Это ему не повредит, он сможет лучше понять того, кто отличается от него, но не является врагом…

Несколько странной видится позиция правительства Москвы в лице Михаила Меня, который считает, что преподаватель «Истории религий» обязательно должен быть верующим. Мне кажется, что человек, пусть даже не религиозный фанатик, а «сочувствующий» какой-то конфессии, всегда будет делать акцент на то, что именно она является истиной – если не в последней инстанции, то в определенной степени. И не вызовет ли это еще больший раскол среди старшеклассников и всего общества?..

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте