search
main
0

Искусство отвечать

Каждому руководителю полезно им владеть

Конкурс «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт‑Петербурга» проводится уже более 20 лет. Один из его этапов проходит в формате пресс-конференции. С обсуждаемыми темами претенденты на конкурсное лидерство знакомятся заранее. Конечно, это помогает выстроить ответ так, чтобы тебя высоко оценили коллеги – члены жюри, среди которых опытные и заслуженные директора петербургских школ.

 

В этом году, естественно, были затронуты темы, касающиеся взаимодействия наставников и наставляемых. Например, разделенные на пятерки конкурсанты размышляли: кто лучше выбирает наставника – директор или сам сотрудник? Какой должна быть личность наставника? Какие формы советского наставничества приемлемы в команде сегодня? Кто сейчас является наставником руководителя?

Нужно заметить, что в отличие от прежних конкурсных пресс-кон­фе­рен­ций модератором встречи стал не профессиональный журналист, а директор Горчаковского лицея Московского государственного института международных отношений, почетный работник воспитания и просвещения РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017 Илья Демаков. Это можно назвать большим плюсом для конкурсантов, потому что Илья Сергеевич применил прекрасный педагогический прием – создал каждому из выступавших ситуацию успеха. Интеллигентно и грамотно заданные вопросы, деликатное возвращение тех, кто ушел в пространные объяснения, в русло темы, безусловно, отразились на баллах некоторых конкурсантов.

Нельзя сказать, что рассуждать на темы наставничества управленцам было сложно. Во всех школах этот опыт есть, в разных формах все друг другу помощь оказывают. Многие управленцы уверены: наставничество должно носить не разовый, а системный характер, и в то же время выбор наставника может зависеть от конкретной ситуации и от поставленной цели. Так, по словам директора школы №263 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Алексея Рыдлевского, если речь идет о введении в профессию молодого специалиста, то здесь наставником может выступать представитель административного звена. Если педагог готовится к профессиональному конкурсу, то с ним рядом может идти представитель методической службы и т. д. Главное, чтобы в школе в целом были созданы условия для системы наставничества.

Практически к единому мнению при­шли конкурсанты, которым достался вопрос про личность наставника. С их точки зрения, это и лидер мнений, и авторитет, и профессионал, и, конечно, человек, не обделенный эмоциональным интеллектом. Но образнее всех, наверное, высказалась директор школы №253 имени капитана 1 ранга П.И.Державина Приморского района Надежда Фурсова. Наставник, уверена она, – это донор, то есть человек, готовый отдавать. Его главным отличительным свойством является умение видеть в другом человеке ресурс, талант и способность помогать этот талант развивать.

Коснулись конкурсанты и опыта наставничества в советской системе образования, многие отметили, что в ней важна была воспитательная функция. Кроме того, практики прошлого, касающиеся профориентационной работы, в том числе с элементами наставничества, вполне применимы и в современной школе. Но, как подчеркнула директор школы №368 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Светлана Соколова, акценты нужно ставить не столько на передаче мастерства, сколько на воспитании ценностей.

Интересными были рассказы конкурсантов о своих наставниках. Не все захотели персонификации, но тем не менее многие вспомнили рекомендации, которые им давали опытные коллеги и которым они следуют до сих пор. К примеру, директор гимназии №505 Красносельского района Наталья Шестакова часто руководствуется управленческими советами своего наставника: дать сотруднику творческую свободу, оценить его поведение в конфликтной ситуации, хвалить как можно больше. А директор школы №334 Невского района Наталья Нагайченко призналась, что наставниками считает своих родителей, первых учителей и вообще всех тех, кто встретился на ее жизненном и профессиональном пути. Ведь каждое событие, каждый разговор, каждое впечатление всегда чему-то учат, привносят в твою жизнь что-то новое.

По мнению члена жюри, в прошлом победителя конкурса «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт‑Петербурга», заслуженного учителя России, директора гимназии №261 Кировского района Инессы Петренко, петербургская школа имеет богатейший опыт наставничества, и замечательно, что эта тема была предложена как тема пресс-конференции.

– Шел разговор о разных формах и форматах наставничества, также наставничество рассматривалось как способ решения каких-то вопросов, задач, ситуационных моментов, – заметила Инесса Петренко. – Илья Сергеевич Демаков предоставил каждому руководителю возможность высказаться по данной теме и затронул моменты, которые требуют предложений, решений. Мне понравилось, что коллеги вспомнили опыт советской школы, много размышлений было о молодых педагогах, о помощи им (в том числе в процессе знакомства с образовательной организацией, куда они пришли работать). Конечно, мы находимся в единой образовательной системе, но каждая школа имеет свое лицо, и нужно, чтобы молодые специалисты чувствовали уникальность учебного заведения, где будут преподавать. И еще для меня важно, что на пресс-конференции были затронуты вопросы, о которых сам думаешь, размышляешь. Ты в чем-то соглашаешься с коллегами, в чем-то готов дискутировать. Для нас, членов жюри, это тоже этап профессионального развития, взаимообогащения.

Справка

Ежегодно 10 победителям конкурса «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт‑Петербурга» присуждается премия правительства Санкт-Петербурга в размере 200 тысяч рублей.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте